Галерея «Сельская жизнь»
С 17 января
Картины и рисунки Абхая Кумара возвращают нас к авангарду начала ХХ века. Художник воспроизводит темы и мотивы произведений Казимира Малевича и Михаила Матюшина по-домашнему искренне. И, несмотря на то, что за последние десятилетия наследие авангарда вдохновило на новые эксперименты не одно поколение художников, работы Абхая Кумара – не повторение пройденного. Без напряжения и пафоса он делает простое открытое искусство, разыгрывая фору, которая дана последователям Анри Руссо. Образы классического авангарда включены здесь в иероглифический язык, который говорит не о художественных утопиях 1910-20 годов, но о новом проекте будущего. Абхай Кумар создает аллегории планетарного сознания – эмблемы единства народов. Это не пропагандистская агитка, но символы, подсказанные политической реальностью Индии, - республики, объединяющей десятки разных культур. Петербургская традиция знает другого художника, писателя и дипломата, мечтавшего о всеобщем согласии – Знамени Мира. В своих пейзажах-притчах Николай Рерих синтезировал элементы буддистских и индуистских икон. Абхай Кумар рисует образы духовного единства, перерабатывая футуристические и супрематические мотивы. В Петербурге и Москве он органично вписался в культуру высокого дилетантизма, берущую исток в творчестве Велимира Хлебникова, ОБЭРИУ, арефьевского круга и лианозовской школы. Выходец из восточной Индии, дипломат, писатель и художник, он привносит в независимое искусство темы и сюжеты из разных национальных и политических традиций. Его лирика и автобиографическая проза издаются по-английски и в русском переводе. На арт-сцене Абхай Кумар дебютирует в амплуа просветителя, разрабатывающего символы утопии. Без сомнений в «Сельской жизни» о планетарном сознании должно мечтаться особенно вольготно. Гостеприимный уютный дом, держащий оборону в центре стремительно застраивающихся Коломяг, – одно из самых руссоистских мест современного художественного Петербурга. Вокруг, среди громоздких новостроек и необжитых пентхаузов, царит постсоветский скепсис и прагматизм новой буржуазии. Что касается идеалов Просвещения, на сегодняшний день из них остается актуальной разве что поголовная грамотность. И, тем не менее, за пределами России они по-прежнему в силе: у светлого будущего, которым вдохновляется художник, есть демократическое настоящее индийского социализма.
Станислав Савицкий