НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Из истории Московского Дома фотографии. Памяти Михаила Голосовского

c 5 марта по 1 июняМосква
Памяти Михаила Голосовского. Неизвестный автор. Семейный портрет. Дендрарий. Сочи, 1957. Серебряно-желатиновые отпечатки (черно-белый и раскрашенный). Собрание МАММ
Неизвестный автор (Издательство братьев Оглоблиных). Москва. Софийская набережная, наводнение 1908. Раскрашенный коллотип. Собрание МАММ
Василий Улитин. Без названия. 1930. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Александр Гринберг. Портрет (Женщина со звездой). 1923. Авторский серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Алексей Мазурин. На прогулке. 1898. Раскрашенная соленая бумага. Собрание МАММ
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку "Из истории Московского Дома фотографии. Памяти Михаила Голосовского".

В 2024 году ушел из жизни Михаил Голосовский - один из важнейших представителей немногочисленной плеяды советских коллекционеров русской фотографии. Впервые мы встретились в 1995 году. В это время я уже готовила Первую международную "Фотобиеннале" в Москве и работала в Музее Москвы, на базе которого собирала начало коллекции нового музея - Московского Дома фотографии (МДФ), открывшегося в 1996 году. С Михаилом Голосовским нас объединил интерес к творчеству Александра Гринберга, чьи работы ранее мне показывали несколько владельцев частных коллекций и представители одной из ветвей наследников фотографа.

Михаил Голосовский был первым, кто подробно рассказал мне о трагической жизни Александра Даниловича Гринберга. Также он поведал о том, как в его коллекцию попали одни из лучших отпечатков замечательного русского пикториалиста. Это случилось, когда после смерти фотографа Голосовский пришел в его комнату и увидел, как соседка собирает мусор на выставочный отпечаток Гринберга, наклеенный на паспарту. Голосовский предложил соседке газету, на которую тоже можно было собрать мусор, а сам сохранил уникальную фотографию. Именно благодаря ему важнейшая часть отпечатков Александра Гринберга была спасена, и позднее оказалась в музеях, прежде всего, в Московском Доме фотографии, ныне - Мультимедиа Арт Музее.

Михаил Голосовский работал на Красногорском механическом заводе, выпускавшем легендарные камеры "Зенит". Он фотографировал сам, прекрасным фотографом была его жена Галина Лукьянова. Коллекционер страстно любил фотографию и ее историю, с азартом охотника искал и собирал работы выбранного им автора или определенного направления. В 1980-е годы, когда начала складываться коллекция Голосовского, в стране не было фотогалерей и аукционных домов. Материал нужно было собирать на блошиных рынках, в антикварных лавках, у наследников, которых нужно было разыскать и которые часто были готовы избавиться от архивов.

В то время не было и музеев, посвящавших выставки истории отечественной фотографии. Фотографические коллекции были во многих музейных собраниях, но они рассматривались скорее как архивный и документальный материал, а не как искусство. Михаил Голосовский видел в фотографии именно искусство.

Прежде всего Голосовского интересовал пикториализм. Именно от него я узнала про таких выдающихся представителей российской пикториальной фотографии, как Сергей Лобовиков, Юрий Еремин, Леонид Шокин и др.

В 1996 году, еще до появления МДФ, в галерее Carr? Noir в Париже была открыта выставка Александра Гринберга из коллекции Михаила Голосовского. Она имела большой успех, а одна работа Гринберга по воле Голосовского была продана в коллекцию Центра Помпиду. Благодаря этой выставке на русскую фотографию, в частности на работы Александра Гринберга, появились цены, которые во многом повлияли на ценообразование открытого отечественного рынка фотографии, возникшего в России во второй половине 1990-х годов.

В 1997 году в качестве подарка к своему первому дню рождения МДФ выкупил у Михаила Голосовского лучшие работы Александра Гринберга.

Сотрудничая с Голосовским долгие годы, МДФ/МАММ пополнил свое собрание работами других пикториальных фотографов, на которых коллекционер обратил внимание в то время, когда ни в России, ни в мире никто не интересовался пикториализмом. В фокусе всеобщего внимания был мировой модернизм, в том числе советский фотоавангард. Интерес к пикториальной фотографии возникнет позже.

Похожая ситуация произошла с еще одной частью коллекции Михаила Голосовского. Помимо пикториализма, его увлекал ранний цвет в фотографии - то, что в простонародье называют "раскраской", причем как в российских работах конца XIX - самого начала XX века, так и в японских.

По легенде, первую фотокамеру в Японию привезли во второй половине XIX века российские моряки. Однако точно известно, что с 1870-х годов увлечение фотографией в Японии приобретает массовый характер, а фотоателье стали доходным бизнесом, во многом ориентированным на приезжавших в страну туристов. Особой популярностью пользовалась раскрашенная фотография. Фотографы, как правило мужчины, делали снимки и выполняли отпечатки, а женщины и дети раскрашивали их. Благодаря морякам и туристам подобной японской фотографии было много как в России, так и в Европе. В XX веке эти фотографии перестали рассматривать как художественную ценность и даже как сувениры. В 1998 году, купив у Михаила Голосовского значительный массив японской раскрашенной фотографии, МДФ сделал выставку в Государственной Третьяковской галерее, а начиная с 2000-х годов интерес к этому материалу появился как у японских, так и у мировых музеев.

Собрание раскрашенной фотографии, не только японской, но и российской, предопределило одну из стратегических линий пополнения коллекции нашего музея. Мы стали собирать ранний цвет в фотографии, причем не только "раскраски", но и автохромы, диапозитивы, а также отпечатки, сделанные с цветной пленки до 1970-х годов. В 2008 году в рамках "Фотобиеннале" МДФ представил выставку "Первоцвет. Ранний цвет в русской фотографии". Эта коллекция в нашем музейном собрании пополняется до сих пор. Расширенную версию "Первоцвета" мы показывали, открывая юбилейный 25-й сезон музея в 2021 году. Эту выставку в разных версиях мы представляли во Франции, Великобритании, Нидерландах и других европейских странах.

Инженер по профессии, Михаил Голосовский понимал, как на искусство фотографии влияет возникновение новых техник и технологий. Так, появление в 1850-х годах стереофотографии определило новый круг тем и сюжетов в фотографии. Стереопары, мода на которые была достаточно недолговечной, но всеобъемлющей, использовались как дидактический, образовательный материал. Фотографы обратили внимание в том числе на область этнографии (показательно, что этнографическая съемка в коллекции Голосовского также занимала значительное место). Купив у Михаила Голосовского первые стереопары, музей продолжил собирать стереофотографию и в 2013 году смог сделать пользовавшуюся большим интересом выставку "С глазу на глаз. Истории стереофотографии". Мы до сих пор расширяем нашу коллекцию стереопар.

Собрания всех музеев, в том числе и нашего, развиваются благодаря закупкам и дарам частных коллекционеров. Их пытливый и пристрастный взгляд часто определяет и дополняет историю искусства, включая искусство фотографии. Выставкой "Из истории Московского Дома фотографии" мы отдаем дань памяти замечательному коллекционеру, в своем роде первопроходцу Михаилу Голосовскому, представляя лишь часть работ из его обширного собрания, поступивших в нашу коллекцию.

В экспозиции представлены произведения, которые вновь актуальны сегодня, когда фотография переживает очередной кризис в связи с появлением соцсетей, возможностью с помощью мобильного телефона моментально сделать и обработать снимок. В поисках нового самоопределения она обращается к старым техникам и технологиям. На выставках современных фотографов мы снова видим раскрашенные и инкрустированные фотографии, сложные ручные техники печати. Поиски в искусстве продолжаются, и ориентиром для них становится в том числе история - иногда близкая, иногда далекая. В этом смысле коллекция Михаила Голосовского с ее первоклассными произведениями особенно интересна.

/Ольга Свиблова/

Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова.

Выставка открыта в Мультимедиа Арт Музее, Москва с 5 марта по 1 июня 2025 г.

www.museum.ru/N86505
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00 (спр.), 637-11-55
сайт:mamm-mdf.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: мемориальные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 01.04.2025  x    ?  


Выставка «Александр III. Личное. Ревизор» в Музее-заповеднике «Гатчина»

Французский рисунок первой половины - середины XIX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Выставка "1775. Триумф Екатерины II. Московский год императрицы" в Царицыне

Николай Соколов. "Мелодии Севера и Юга"

Выставка «Слава российского оружия» в Новосибирске

Василий Сухов. Живописец и монументалист

Выставка "…Тверд и непреклонен пребыл еси…" в Музее "Исаакиевский собор"

Геология. Искусство видеть

Выставка «Солдаты Отечества: из глубины веков до наших дней» в Саратовском музее краеведения

Вторая художественная резиденция Пушкинского музея в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

Выставка южнокорейской фотохудожницы Сью Пак "Поэзия пустынных пространств"

Путь археолога. 100-летию со дня рождения Татьяны Троицкой

Выставка «Шедевры Гюстава Доре» в Томском художественном музее

"Крым: солнце, море и "Артек"! К 100-летию главной детской здравницы

Выставка «Марк Шагал. Под единым небом» в Казани

В Русском музее представили проекты студентов Школы дизайна НИУ-ВШЭ

Выставка «Возможности невозможного» Максима Киреева в библиотеке Российской академии художеств

Василий Семенович Садовников. Акварелист пушкинской эпохи

Выставка "Я родом из Дома Святой Троицы: патриарх Тихон и Псков"

Юбилейная 100-я выставка Товарищества передвижных художественных выставок. ХХI век

Андреа Беллузо. Icona Italiana

Выставка «Живопись» Евгения Гурвича в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Экслибрис как судьба

Выставка "Фотохудожник Юрий Петрович Ерёмин (1881-1948)" в Музее-заповеднике «Архангельское»

Выставка «Изысканная трапеза. История еды в древнем Китае»

Презентация книги Сергея Уварова "Михаил Матюшин. Баяч будущего" в Музее петербургского авангарда

Выставка «Художники Победы» в Чувашском национальном музее

Выставка-посвящение Даниилу Хармсу "Почему, почему я лучше всех? Хармс и компания"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru