«М. Горбачев и Б. Ельцин. Время перемен» – четвертая, заключительная выставка в проекте «Образы советских вождей. Реальность. Утопия. Критика», посвященном 90-летию Музея политической истории России. Выставка представляет историко-художественное развитие образов единственного президента СССР М.С. Горбачева и первого президента России Б.Н. Ельцина.
Искусство того времени отражает произошедший в обществе перелом. Старые каноны изображения вождей уходят в прошлое; процесс демократизации общества сопровождался появлением большей свободы в искусстве. Одной из примет времени становится появление авторского плаката, существующего в единственном, уникальном экземпляре. Авторы независимого плаката формулировали в нем личное художественное или политическое кредо, тем самым придавая политическому плакату, как жанру, совершенно новое качество.
Посетителям будут представлены разнообразные по своему характеру материалы из уникальных коллекций музея: графика, авторские и тиражированные плакаты, листовки, фотографии, значки, книги, куклы политических персонажей (участвовавшие в сатирической телевизионной передаче «Куклы» на канале НТВ). Выставка представит плакаты предвыборных кампаний и критические высказывания художников авторского плаката (А. Фалдина, В.Жукова, С. Вепрева). В коллекции музея находится подарок М.С.Горбачева – книга «Союз можно было сохранить. Белая книга: Документы и факты о политике М.С. Горбачева по реформированию и сохранению многонационального государства» – с его автографом.
Процесс реформ, названный «перестройкой», сопровождался переходом к новым художественным формам. Плакат словно обрел второе дыхание в отражении политической ситуации. Последний лидер СССР М.С. Горбачев в плакатах представлен ярко и многообразно. Такие плакаты, как «Браво» А. Фалдина, «Демократия. Перестройка. Гласность» С. Вепрева создают образ энергичного, оптимистичного и опытного руководителя. Но отношение к М.С. Горбачеву было неоднозначным и сложным, таковым оно остается до сих пор. Трагический образ слабого вождя, сожалеющего о жертвах конфликтов в разных точках СССР, запечатлел С. Лапицкий в плакате «Узелки на память».
С распадом СССР политический плакат окончательно потерял своего главного заказчика – КПСС. Художники, которые продолжали работать, чутко реагировали на важные политические события 90-х годов: августовский путч 1991 г., обстрел «Белого дома» в октябре 1993 г., президентские выборы 1996 г., война в Чечне, обеднение населения и появление безработицы. Ощущение, что страна снова стоит на историческом перепутье, дискуссии по поводу пути страны побуждали плакатистов интерпретировать злободневные политические процессы и оценивать их. При этом Б.Ельцина на авторских плакатах того времени изображается чаще в критическом свете (плакаты И. Петрыгина-Родионова «Еще партию?», М. Цветова «Выборы 96 - Повторим», А. Фалдина «Grozny»).
С появлением свободного голосования вновь появилась необходимость в агитации за того или иного кандидата, создавались предвыборные плакаты, листовки, значки, карманные календари. Рекламные бум и компьютеризация не способствовали высокому художественному качеству подобной продукции, но стали эффективным орудием политтехнологов.
Работу выставки дополнит временный проект художника Павла Шугурова «Выбор». Зрителю предлагается пройти сквозь три ряда арок, над каждой из которых помещено слово, символизирующее часть истории, эпоху, мироощущение.
Выставка продлится до 20 августа.