К 150-й годовщине со дня рождения классика еврейской литературы Шолом-Алейхема в филиале Государственного литературного музея в Трубниковском переулке с 23 июня по 28 августа галерея «Веллум» устраивает выставку литографий Анатолия Львовича Каплана.
Выставка работ известнейшего русско-еврейского художника Анатолия Каплана приурочена к 150-летию классика еврейской литературы Шолом-Алейхема. Галерея «Веллум» – организатор выставки Анатолия Каплана в филиале Литературного музея представляет работы из разных циклов Каплана: основа – литографии к знаменитым произведениям Шолом-Алейхема: «Заколдованный портной», «Стемпенью», «Тевье-Молочник», а также авторская графика.
2009 год — год 150-летия классика еврейской литературы Шолом-Алейхема, произведения которого переведены практически на все языки народов мира. Воспетое на страницах рассказов и эссе Шолом-Алейхема еврейское местечко — «штетл», со своими персонажами и мотивами, преисполненными нежности, достоинства, любви, страданий и веры, согревало и сеяло надежды на достойное будущее у нескольких поколений читателей.
В произведениях Шолом-Алейхема черпали вдохновение многие художники, воспевшие в своих произведениях быт, традиции, самобытность характеров, персонажей простых людей в ситуациях нелепых, смешных, грустных и трагических. К ним можно отнести Марка Шагала, Эля Лисицкого, Натана Альтмана, художников «Культур-Лиги».
Достойное место в этом ряду занимает Анатолий Львович Каплан (1902–1980), замечательный художник, вошедший в мировое искусство как один из самых значительных интерпретаторов произведений Шолом-Алейхема. Более 40 лет жизни посвятил мастер работе над иллюстрациями к основным произведениям Шолом-Алейхема. Тема была ему совсем не нова, так как родом Каплан (наст. имя Танхум Лейви) был из небольшого белорусского местечка Рогачев. В разные годы им были созданы графические циклы (литографии) к «Тевье-молочнику», «Заколдованному портному», «Стемпеню», «Детским рассказам», «Песни Песней» и другим произведениям писателя. Навсегда ушедшая и потерянная культура еврейского местечка обрела бессмертие в работах одного из ярчайших русско-еврейских художников ХХ века Анатолия Каплана.
На выставке представлено около 60 работ А. Каплана.
Крупные выставки работ Каплана проводились в Государственном Русском музее (2006), и в Музее личных коллекции (2007)(Собрание семьи Кушнир). Работы А.Каплана галерея «Веллум» выставляла также в рамках проведения Антикварных Салонов в Центральном доме художника (Москва).
АНАТОЛИЙ ЛЬВОВИЧ КАПЛАН (1903–1980). Родился в Рогачеве (Могилевская губерния) в семье мясника. Учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) в Петрограде-Ленинграде (1921–1927) у Г.Верейского и А.Рылова. Жил в Ленинграде, часто наезжая в родные места в бывшей черте оседлости, где изучал оставшиеся следы традиционного еврейского быта и культуры. В 1937–1940 работал в руководимой Верейским экспериментальной литографской мастерской ЛОСХ (Ленинградского отделения Союза художников). В своих композициях в духе «тихого искусства» (или своего рода лирического экспрессионизма) – преимущественно черно-белых и цветных литографиях – возобновил характерные мотивы предреволюционного «еврейского возрождения», стремившегося ввести древнюю символику иудаизма и темы местечковой «идиш-культуры» в русло современного искусства. Старые семейные фотографии, этнографические зарисовки, реминисценции сакрального декора надгробий составляют в образах Каплана романтически-живописный сплав. Среди его произведений – альбомы на темы Шолом-Алейхема (Касриловка, 1941; Заколдованный портной, 1957; Тевье-молочник, 1961; Стемпеню, 1968) и цикл Еврейские народные песни (1963). Исполнил художник также серию «Ленинград в дни блокады» (1944–1949) в характерной для него зыбкой, как бы «струящейся» манере. В поздние десятилетия все чаще выступал и как живописец-станковист, в графике усиливал линейное начало (цикл офортов Рогачев, 1970-е годы). В 1967-1969 годах Каплан занимается керамикой, создает блюда, тарелки, мелкую объемную пластику из шамота, расписывает цветными глазурями сюжеты, варьирующих темы его графики («Двойной портрет», «Золотая свадьба», «Козочка» и др.). В керамике же была исполнена и последняя его работа – цикл по мотивам «Мертвых душ» Н.Гоголя.
Произведения Анатолия Каплана экспонировались на многочисленных выставках в различных городах мира, в том числе на посвященной 100-летию со дня рождения Шолом-Алейхема в Нью-Йорке в 1959 году.