“Май в горах” - так назвала Ольга Луцко свою отчетную выставку по итогам недавнего пленэра в одном из живописнейших уголков Южного Урала, на границе Башкирии и Челябинской области, у поселка Тюлюк, старинного селения, известного еще со времен заводчиков Демидовых.
Больше недели группа художников из шести городов России работала в окрестностях поселка, на берегах горной речки Тюлюк, у подножия хребта Зигальга, а затем предприняла подъем на гору Большой Иремель. Наверное, самые яркие впечатления остались от этого восхождения и необычных ландшафтов, открывающихся взору: каменистые горные плато вперемешку с хвойными лесами, почти непроходимые курумники - каменные реки, огромные камни в узорах ярко-зеленых лишайников, карликовые березы и сосны, и повсюду - в долине и в горах – огромное количество ярких весенних цветов. Чистейший горный воздух делал краски природы еще богаче и звонче, заставляя участников пленэра работать запоем, буквально взахлеб, чтобы успеть запечатлеть всю эту красоту, ведь состояние неба, как и его цвет, и цвет камней, и воды в реке - все удивительно переменчиво в горах.
По словам самой Ольги Луцко, ей более всего хотелось передать в этюдах многообразие состояний природы в горах, особенно динамичную жизнь неба, от которой зависят цветовые отношения на земле. Наиболее привлекательными для работы акварелью стали утренние и вечерние часы, т.к. именно в это время палитра природы особенно эмоциональна и поражает удивительными цветовыми сочетаниями. Особенно акварельными получились многочисленные утренние этюды, в них особенно выразительно переданы мягкость, аморфность и обобщенность форм (“Тюлюк”, “На рассвете”, “Нежное утро”).
В дневных этюдах художнице приходилось подчеркивать, а иногда избавляться от пестроты и яркости весенних красок, жесткости и резкости цветовых контрастов из-за разреженного горного воздуха (“Река “Тюлюк”, “Яркий день”). Предсказуемость результатов в процессе работы над акварельным этюдом вызывала у художницы радостное чувство владения материалом, азарт в стремлении уловить эфемерные настроения природы. Так в этюде “Освещенный берег” Ольге удалось запечатлеть поразившую ее утреннюю картину: один берег речки ярко освещен солнцем, а другой погружен в глубокую тень. А длилось такое состояние считанные минуты!
Однако совсем избежать случайностей и даже произвола натуры ей не удалось. Так этюд “Гроза” единственный был написан в помещении, т.к. ливень буквально смыл начатый пейзаж. А этюд “Морозное утро”, можно сказать, появился в соавторстве с природой: было так холодно, что вода застывала на кончике кисти, изморозь покрывала поверхность бумаги, что потом привело к появлению специфических, но весьма выразительных акварельных эффектов.
Художнице импонировала панорамная передача горных ландшафтов, потому эти листы привлекают особой законченностью, продуманными композиционными решениями, контрастами неба и земли, самой акварельной манеры. Кроме натурных акварельных этюдов, на выставке можно познакомиться с листами, демонстрирующими другие творческие подходы Ольги Луцко. Так акварель “На вершине Иремеля”, написанная уже в Кургане, начинает своеобразную монументальную линию в этой горной серии. А три листа из серии “На берегу неба” предстают как композиции, выполненные по впечатлениям от поездки, причем в ощутимо декоративном ключе.
Выставка “Май в горах” - это тридцать акварельных этюдов, тридцать мгновений весны, увиденной зорким взглядом и распахнутой душой женщины-художника, сумевшей преодолеть себя и подняться на вершину, дойти до самого берега неба...
Светлана Кулакова, куратор выставки