Московский музей современного искусства запускает в сентябре грандиозный арт-проект "Новый Ангеларий". Его кураторы, художники Иван Колесников и Сергей Денисов, продолжают линию, начатую их предыдущим детищем - памятной всем "Арт-конституцией". Отталкиваясь от классического понимания книги как симбиоза текста и образа-иллюстрации, авторы превращают вольную трактовку художниками заданной темы в визуальную антологию современного российского искусства. Год 2003: остросоциальная тематика и высказывания на грани эскапады. Год 2007: уход от политики к метафизике, от общества к человеку, от провокации к интроспекции. По умонастроению "Ангеларий" близок даже не прошлому кураторскому проекту Колесникова и Денисова, но проекту Московского музея современного искусства "Верю", который был осуществлен весной этого года под кураторством Олега Кулика и воплотил размышления о миссии современного художника. В этом контексте ангел - нематериальный посредник - выступает оптимальной метафорой современного искусства.
Слово "ангелос" по-гречески означает "посланник". Долгое время на протяжении истории Ангелы представлялись существами в длинных одеяниях, с большими птичьими крыльями и золотыми волосами. Однако до середины IV века Ангелов изображали без крыльев. И в древних церквях они стоят, бескрылые, в простых туниках и с посохами, словно обычные странники, как можно видеть, например, на стенах в катакомбах Присцилла в Риме. Крылья логически домыслили люди. Внезапное явление подобного благородного существа человеческое сознание невольно и неминуемо соотносит с идеей полёта, прибытия с небесных высот, отсюда - крылья. Они наиболее значительный ангельский атрибут - символ духа, силы и скорости. Первые изображения крылатых Ангелов поразительно напоминают Нику, богиню победы, которая, несомненно, послужила моделью для раннехристианских художников.
В наше время Ангелы почти полностью перешли в поле литературы, искусства, фольклора, став светскими по существу (хотя было бы неразумно отрицать в них и наличия божественной сущности). Две составляющие "Нового Ангелария" - выставка и книга-альбом - выстраиваются в "новую историю ангелов", историю, которую - каждый со своей колокольни - пишут современные художники языком актуального искусства. Среди участников выставки - группа АЕС+Ф, Александр Захаров, Александр Пономарев, Борис Орлов, Валерий и Наталья Черкашины, Виталий Комар, Александр Меламид, Виталий Пушницкий, Витас Стасюнас, Владимир Наседкин, Владимир Янкилевский, Вячеслав Колейчук, Герман Виноградов, Гоша Острецов, Гриша Брускин, Евгений Гороховский, Илья Кабаков, Константин Батынков, Михаил Шемякин, Наталья Нестерова, Олег Кулик, Сергей Братков, Сергей Шутов, Татьяна Назаренко и другие.
Работы участников располагаются в книге в алфавитном порядке, но, не как обычно, - по фамилиям авторов, а по именам. Ведь в имени заключен Ангел-хранитель того, кто его носит. Сама же книга строится как некая геоцентрическая модель мира, протяженностью в одни земные сутки (24 часа - 1440 минут), которые разбиты на десятиминутки - книжные развороты. Всего числом 144 - каждый заселен автором и его личным Ангелом. Все они помещены между двумя полуночами Северного и Южного Неба, где Ангелы-звезды (сближение Ангелов и небесных светил - древняя семитическая традиция в иудаизме, христианстве и исламе) соединяются в сонм современного "Ангелария". При этом каждый Ангел трубит собственную песню, за каждым из них стоит автор с его неповторимым взглядом на предмет, уникальным и безошибочно узнаваемым, как отпечатки пальцев.