Бывает так - носишь в душе какую-то невысказанную боль о человеке, ушедшем, может быть, незнакомом, и вдруг спохватываешься - он был поэт. Боль становится сильнее, а тоска проходит, стоит открыть книгу, пролистать и понять - рядом...
Издание книги большого поэта - всегда событие, а когда оно происходит не по заказу, а по велению сердца - вдвойне. Были два друга - поэт Алексей Еранцев и художник Герман Травников. Один ушел, другой остался и выполнил свой светлый долг. Долго, в тишине мастерской, художник готовил Книгу - перечитывал изданное и неизданное, любовно перебирая пальцами клавиши, набирал текст, всматривался в прошлое и переживал настоящее. Нашел в Твери старого общего друга - филолога и литературоведа Юрия Никишова, написавшего исследование о творчестве поэта. И еще невозможно было начать эту работу без той, что была рядом с поэтом - Валентины Еранцевой. Потом случайно (а случайно ли?) встретился человек - ростовчанин Вячеслав Давыденко, из тех, кого раньше называли меценатами, и каких в нашей стране еще в XIX веке было множество, чьи имена порой вписаны в историю искусства, и каких в современной России почти не встретишь. И состоялось то, чего ждали очень многие - рождение книги.
Вот она - в руках. Обложка - северное сияние, узнаваемое с акварели Германа Травникова "У моря Студеного". Имя - Алексей Еранцев. Экслибрис. Автограф. Лицо - крупный план, фотография, выполненная Анатолием Удачиным. Слово - "Избранное". И полилась речь...
Когда поэт Евгений Евтушенко составлял "Антологию русской поэзии ХХ века", он включил в нее стихи Алексея Еранцева, а в предварительном вступлении очень тепло и трепетно отозвался о его уникальном таланте.
Вот так и те, кто знал поэта и общался с ним, кто бережно хранит его автографы в тонких книжечках, те, кто просто читает и любит поэзию, собрались в жаркий летний день в камерном зале Курганского областного художественного музея на презентацию, а точнее, по-русски - на Встречу с книгой. Много было здесь седых голов - ровесников поэта. Рядом - более молодое поколение по-читателей. Говорили, читали стихи... Волновались все...
Особая роль была, конечно, у тех, кому обязаны этой встречей. Герман Травников рассказывал о том, как рождался и оформлялся замысел издания книги. Рассказывал о людях, близких и ушедших ("Иных уж нет, а те далече..."), которых запечатлел в акварели "Наши редкие встречи" - Алексей и Валентина Еранцевы, Александр Петухов, Юрий и Лида Никишовы, Леонид Бендик, Александр Виноградов, Анатолий Удачин, Вячеслав Веселов, маленькая дочь Юлька, сам художник... Читал наизусть стихи, радуясь сделанному, и тоскуя по несбывшемуся. Когда "хозяйка салона" Ольга Пирожкова предоставила слово Вячеславу Давыденко, он настолько разволновался, что смог сказать только несколько фраз. А потом звучали срывающиеся где-то в горле, на ниточках души, слова Любови Безруковой о том, как когда-то в самое неурочное время порой раздавался телефонный звонок, и голос Еранцева произносил: "Слушай...". И начинались Стихи, свежие, неоперившиеся, дышащие сиюминутностью. Анатолий Удачин показывал свои фотографии поэта, и говорил о той возможности сопряжения, когда между людьми возникает понимание, и ухваченное наудачу мгновение в фотопортретах любимых друзей начинает свою долгую жизнь. Много еще было слов в прозе и вне прозы: Григорий Леонтьев и Виктор Потанин, Валерий Портнягин и Елена Ситникова. А уважаемая всеми словесница, профессор университета Валентина Павловна Федорова, после своей речи, просто, по русскому обычаю поклонилась тем, кто поднял такое большое дело.
Расходиться сразу не хотелось. Здесь же присутствующие получили книги в подарок и брали автографы у Германа Травникова и Вячеслава Давыденко, разговаривали, делились впечатлениями. А потом их словно не уводило из музейного зала в нашу суетную жизнь, а возносило над ней - пусть чуть-чуть - теплой и трепетной волной высокой любви и поэзии.