Свои представления о музыкальных инструментах Древней Руси широкие массы традиционно черпают из фильмов, телепередач или из неизменно популярного у зрителей творчества Виктора Васнецова (к сожалению, литературные источники в наше время уже, кажется, не актуальны). Отсюда пришли образы вещих баюнов и гусляров, скоморохов с трещотками, да дудками. Однако представления эти несколько поверхностны. Узнать больше о музыкальной культуре наших предков сегодня можно благодаря уникальной экспозиции "Словиша: Археология музыкальная", представленной в Шереметевском дворце.
Свое имя выставка получила в честь самого знаменитого из представленных на ней экспонатов - древних новгородских гуслей XI века. Точнее в честь их владельца, чье имя "Словиша" (что в переводе с древнеславянского значит соловушка) было вырезано на инструменте. Так, что эти, заключенные в стеклянный куб гусли, хоть и неказистые с виду заслуживают особенно пристального внимания зрителей.
Гусли в русской культуре, надо сказать, занимали особое место. О чем сегодня нам напоминают знаменитые былины о новгородском купце Садко, которому могли бы принадлежать гусли "Словиша". Как известно гусли в руках Садко были страшнее для его противников, чем меч иного богатыря. Это не просто красивое легенда. А воспоминание о роли гуслей в обрядах языческих жрецов.
Правда, самым древним экспонатом на выставке являются не гусли, а флейта. Принадлежавшая музыканту, жившему на рубеже III - II тысячелетий до н. э.
Музыкальные инструменты находка редкая для археологических экспедиций. Дерево, а именно этот материал и по сей день остается основным для музыкальной индустрии, слишком подвержено разрушительно действию времени. Однако новгородские земли, откуда происходит большинство экспонатов выставки, уникальны. Их грунт бережно хранит следы прошлого, и ученые надеются в ближайшие годы пополнить уникальную коллекцию древних музыкальных инструментов даже не десятками, тысячами экземпляров. Также здесь представлены музыкальные инструменты из сопредельных областей Старой Ладоги и Пскова.
Гуслями и флейтами ассортимент древних музыкальных инструментов не ограничивается. Колокола, свистульки, гудки, трещотки, ложки, свирели, бубенчики... Кстати, последние новгородцы нередко нашивали на одежду вместо пуговиц, и каждое действие обладателя подобного музыкального наряда сопровождал мелодичный звон.
Как звучали многие из этих инструментов сегодня можно часто только догадываться. Изучая позднейшие образцы (надо сказать, даже в ХХ веке в деревнях можно было найти мастеров готовивших инструменты по древним традициям) и археологические трофеи. Среди экспонатов не только музыкальные инструменты, но и приспособления, применявшиеся для их настройки и изготовления. Берестяные грамоты, маски скоморохов, изображения древних музыкантов найденные на изразцах, фресках, иконах, в рукописях.
Представления о музыкальных возможностях инструментов дают записи фольклорных мелодий, звучащие в зале. То грустные, как осенний день, то яростно веселые как свет летнего солнца. Записей же древних мелодий пока не найдено, но возможно, однажды, на одной из знаменитых берестяных грамот будет найдена запись одной из древних мелодий.
(с) Музеи России
Дополнительная информация о выставке: http://www.museum.ru/N31181