Под бой тамтамов в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого более известным как Кунсткамера вновь, после длительного перерыва, был открыт зал, посвященный народам Африки.
Хотя Музей антропологии и этнографии, выросший из собрания знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной в 1714 году, считается первым музеем России, его африканская коллекция сравнительно молода. В 1866 году в музей попали первые экспонаты с "черного" континента, происходившие из собрания, привезенного в Европу капитаном французского флота Леопольдом Гарро. С тех пор щедрые дары коллекционеров и трофеи участников африканских экспедиций музея регулярно пополняют ее. Так и в день открытия экспозиции коллекция пополнилась еще одним экспонатом - луком и стрелами, некогда входивших в охотничий арсенал одного из африканских племен. Хотя уже сейчас из 13 тысяч предметов собрания сотрудники музея смогли представить лишь 1,5 тысячи.
Африка велика и многолика, но неслучайно ее часто величают "черным континентом". Вот и африканская экспозиция Кунсткамеры посвящена черным племенам континента, живущим к Югу от Сахары, легендарной пустыни, возникновение которой ученые приписывают, однако, не капризу природу, а хозяйственной деятельности человека.
Впервые предметы из африканской коллекции Кунсткамеры были представлены публике более 100 лет назад. С тех пор эта экспозиция не раз менялась. Самым трудным при создании новой экспозиции, по словам сотрудников, было создать современную, оснащенную мультимедийным оборудованием, экспозицию в традиционном для старейшего музея России стиле.
Новая экспозиция содержит следующие разделы: "Повседневная жизнь", "Духовная культура", "Одежда и украшения", "Ремесла и торговля", "Война, охота и оружие". Специальный раздел "История африканской коллекции Кунсткамеры" посвящен памяти ученых и путешественников, создавших ее.
Экспонаты раздела "Духовная культура" сразу привлекают внимание. Рядом с причудливыми масками и ритуальными костюмами можно видеть знакомые религиозные символы, крест и полумесяц. Столетиями мусульманство и христианство соперничают друг с другом на Африканском континенте. Однако вера в колдунов, похитителей и пожирателей душ не ослабевает. Маски и деревянные скульптуры-фетиши (которым европейские художники первой половины прошлого столетия поклонялись почти столь же истово, как и их создатели) продолжают жить своей жизнью. Африканская маска в отличие от европейской не прячет лицо. У нее есть свое. Еще у нее есть свой характер, свои привычки (не всегда приятные). С их помощью призывают могущественных духов, которые также обитают в фетишах. Поэтому резные изваяния стараются всячески ублажать. Обмахивают их опахалами и кормят кровью жертвенных животных. В обмен они хранят дом и поля, гонят болезни и защищают от сглаза.
Шаманские обряды, религиозные шествия самая эффектная и притягательная для иностранцев сторона жизни обитателей этого региона Африки. Яркая и манящая, как полотнища тканей, созданных местными ремесленниками. С процессом их изготовления, возложенного здесь вопреки европейской традиции на мужчин, посетители Музея антропологии и этнографии могут ознакомиться во всех подробностях.
Повседневная жизнь жителей большинства африканских стран - это борьба за выживание. Вся тяжесть которой ложится на женские плечи. Поэтому появление в хозяйстве второй жены рассматривается всеми как благо. Еще одни руки в доме всегда пригодятся. Но в борьбе с бытовыми трудностями африканские жители не забывают о красоте. Знакомство с арсеналом "приборов" местного салона красоты весьма поучительно. Особенно интересно попытаться угадать какой предмет для какой операции предназначен.
Но все же у нас и обитателей Африки много общего. Ведь неспроста игрушки местных детей столь похожи на традиционные произведения русских умельцев. Так глиняные фигурки из Мали необычайно похожи на хорошо знакомые всем произведения Дымковских мастеров.
Дополнительно по Африке http://www.museum.ru/N29623
(с) Музеи России