Тридцатилетие творческой деятельности отмечает уфимский художник Михаил Спиридонов. Ежегодно, а иногда и по несколько раз в год он выставляет свои пейзажи-состояния в музеях и салонах Уфы и за ее пределами. Особенно любит маленькие уральские городки, где у зрителей тонко развито чувство природы и обостренность сопереживания искусству.
Урал 18-19 веков воспевали уфимцы Аксаков и Нестеров. В 20-м веке сложилась целая художественная школа пейзажистов Урала, которая еще ждет своего введения в культурное пространство России. Тем интереснее знакомство с каждым представителем этой школы.
Творчество Михаила Спиридонова складывалось под влиянием любимых мастеров - Айвазовского, Куинджи, Рериха. Благо, они представлены в Башкирском государственном художественном музее им. М.В.Нестерова уникальными полотнами. Оказал заметное влияние на Спиридонова и один из шедевров коллекции музея - пейзаж Стефановского "После ливня": соединение в едином пространстве раскисшей колеи, малахитовой зелени лугов, манящих светлых далей варьировалось в спиридоновских полотнах неоднократно.
Нестеровское влияние было более многогранным. Это и гражданственный пример заботы о приобщении земляков к искусству: передача Нестеровым городу более сотни работ из собственной коллекции. И установка нестеровских героев на романтическое "пустынножительство" в природе. И манящие синие дали вокруг Уфы, открытые в картинах Нестерова как восхождение духа, как прикосновение к разлитой повсюду божественной благодати.
В 1990-х годах Спиридонов открыл свой "Барбизон" для друзей-художников на одном из заброшенных хуторов близ речушки Сим и городка с тем же названием в Челябинской области. В низине возле лесов и гор он научился постигать гармонию созвучия макро- и микромира, торжественность пробуждения к новой жизни цветов, родников, облаков и самого Солнца, которое рождалось каждый день, подобно гигантскому цветку, прорезываясь сквозь толщу тумана.
Со временем острота созерцания красот живой природы уступила место новой реальности: снам и воспоминаниям. Художник нашел им зримое воплощение в пейзажах. Один из критиков назвал его "мастером чувственной ностальгии". Что ж, ностальгия - чувство общечеловеческое. Быть может, поэтому у полотен Спиридонова всегда так много зрителей, открывающих с художником все новые и новые грани реальности мира.
Выставка в "Артели" закончится в феврале, а 20 марта Михаил Спиридонов откроет ретроспективу своих работ в Уфимской художественной галерее.
Светлана Соболевская, искусствовед.