Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Ярославский художественный музей, Государственная Третьяковская галерея представляют выставку "МИХАИЛ КСЕНОФОНТОВИЧ СОКОЛОВ. 1885-1947". К 120-летию со дня рождения художника. Живопись, графика из музейных и частных собраний. Пресс-конференция состоится 22 декабря в 14.00. Вернисаж 22 декабря в 16.00. Выставка открыта с 23 декабря 2005 по 22 января 2006.
Выставка произведений Михаила Ксенофонтовича Соколова в Третьяковской галерее приурочена к 120-летию со дня рождения художника. Ее давно ожидали знатоки, критики, коллекционеры. Соколов получил признание уже при жизни, но оно было ограничено узким пространством ценителей, искусствоведов. В настоящее время круг почитателей его творчества неизмеримо увеличился, и Соколов ныне известен как один из самых ярких, оригинальных и красивых российских художников первой половины ХХ века.
Человек простого происхождения, он не получил никакого системного образования. Между тем всю свою жизнь он тянулся к культуре не просто высокой, но аристократически-рафинированной. Всю жизнь он оставался художником совершенно независимым, который сумел сохранить свою творческую свободу в условиях сурового времени, в котором Соколову-человеку выпали на долю нищета, лагерь, ссылка.
На столичную художественную сцену Соколов попал довольно поздно, когда ему было под 30. Это случилось в середине 1910-х. До того он некоторое время учился в Московском Строгановском училище, которое не закончил; затем попал на военную службу и служил во флоте. Он долго искал свою манеру письма. Его тогдашние художественные увлечения - это Михаил Врубель и художники-эстеты из объединения "Мир искусства". В начале следующего десятилетия Соколов, как и многие другие, переживает увлечение кубизмом. Однако кубизм в его творчестве постепенно вытесняется влиянием искусства европейских мастеров, причем не только последнего времени, что было довольно распространено для той эпохи, но и совсем старых, от ренессанса и барокко до романтизма. Уже в конце 1910-х - начале 1920-х Соколов берется за такую тематику, которая делает очень заметным его постепенный отход от кардинальных путей движения современного ему искусства. В духовных и пластических поисках он был близок художникам объединения "Маковец" и ее лидеру В.Н.Чекрыгину. Значительное место в творчестве Соколова занимает в эти годы образ святого Себастьяна, что представляет собой едва ли не первый опыт обращения к этому образу русского художника вообще. Для того чтобы придать ему некоторую актуальность Соколов часто привносит в изображения святого элементы кубизма - неожиданные сопоставления треугольных плоскостей, срезы и отсечки.
К середине 1920-х вырабатывается его неповторимый стиль. Работая короткими, нервными, "цепляющими" штрихами в графике и примерно такими же мазками в живописи, Соколов словно стремится удержать открывшийся ему образ, в котором есть нечто невыразимое. Он готов был помногу раз вызывать его из небытия, дабы он мог раскрыться перед ним как-то по-другому. Поэтому полноценнее всего Соколов мог передавать свое понимание образа в длинном ряду произведений, связанных одним мотивом и нередко (но отнюдь не всегда) выполненных и в живописи, и в графике. Он называл их циклами, подчеркивая тем самым важный для него момент кругового вечного возвращения к идеалу, который некогда был явлен ему. К его самым известным живописным и графическим циклам относятся "Страсти", "Французская революция", "Музыканты", "Всадники", "Прекрасные дамы", "Уходящая Москва", а также циклы миниатюр, выполненных им в лагере, куда он попал в конце 1930-х.
В экспозицию включено свыше 200 графических листов и около 50 живописных полотен Соколова, архивные материалы. Помимо работ из Третьяковской галереи, на выставку поступили произведения из Ярославского художественного музея и частных коллекций. К выставке планируется издание каталога.