26 ноября 12.00 Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Государственная Третьяковская галерея представляют выставку "Федор Алексеев и его школа", посвященная к 250-летию со дня рождения художника.
Впервые вниманию специалистов и публики предлагается масштабная выставка Федора Яковлевича Алексеева (1753/1754-1824) - известного русского живописца и графика конца XVIII - начала XIX века, главы художественной мастерской, руководителя класса перспективной живописи Академии художеств, вошедшего в историю национального искусства как основатель отечественной школы городского пейзажа. Экспозицию составили более 120 произведений - живописные и графические работы мастера из музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Волгограда, работы его учеников, копии и воспроизведения картин Алексеева в оригинальной и печатной графике, на изделиях из фарфора.
Сын отставного солдата, сторожа Петербургской академии наук, Алексеев в 1767-1773 годах учился в Академии художеств. После ее успешного окончания с малой золотой медалью был послан в Венецию совершенствоваться в мастерстве театрально-декорационной живописи. В ходе пенсионерского обучения (1773-1777) Алексеев обратился к пейзажу. Его особое внимание привлекло творчество венецианского живописца А.Каналетто - мастера так называемых "ведут", городских видов, с документальной точностью изображающих все детали городской застройки. Формирование художественной манеры Алексеева было связано с копированием работ Каналетто в Венеции, а затем работой в Эрмитаже в 1780-х годах, где по заказам императрицы Екатерины II русский художник исполнял копии произведений мастеров западноевропейской архитектурной "ведуты". За одну из таких копий - с картины Каналетто "Архитектурная фантазия", получившей у русского мастера название "Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции" - Алексеев в 1794 году был признан "назначенным" в академики Петербургской АХ. В 1802 году он стал профессором Академии, с 1803 до конца жизни руководил в ней классом перспективной живописи.
Особое место в творчестве Алексеева занимают живописные панно с видами южных городов, написанные в конце 1790-х годов после путешествия, совершенного художником в Малороссию и Крым. Изображения Николаева и Бахчисарая представляют новый для того времени тип пейзажа, где в изображении отечественных достопримечательностей сочетаются художественные и документальные свойства.
Важнейшими в творчестве художника явились пейзажи Петербурга и Москвы, созданные на протяжении 1790-1810-х годов. Петербург был запечатлен Алексеевым в тот момент, когда обретал свой торжественный, парадный облик: возводились новые дворцы, облицовывались гранитом набережные. Алексеев стал одним из первых, кто воссоздал на холсте образ Северной Венеции, то особое "смешение воды со зданиями" (К.Батюшков), придающее городу совершенно неповторимый вид. В работах художника запечатлен не только пышный фасад российской столицы, но и пространство, наполненное повседневной жизнью. Изображения Петербурга отражают особенности городской "ведуты" рубежа XVIII-XIX столетий и в то же время демонстрируют неповторимость почерка мастера. Созданный Алексеевым гармоничный художественный образ города, где конкретное сочетается с идеальным, не утратил своего обаяния и поныне.
Важнейшую часть творческого наследия Алексеева составляют московские виды. "Какие воспоминания для московского жителя!", - писал о них поэт К.Н. Батюшков. "Вторая столица" предстает перед глазами Алексеева - петербургского художника эпохи классицизма - по-средневековому хаотично-живописным городом с пестрой, немного архаичной, но интенсивной жизнью. Схожее отношение к Москве выразил современник художника поэт К.Н. Батюшков: "Странное смешение древнего и новейшего зодчества, нищеты и богатства, нравов европейских с нравами и обычаями восточными!"
Живописные виды старой русской столицы значительно дополняет так называемый "Портфель" московских видов - серия акварельных эскизов, в создании которой принимали участие ученики Алексеева - И.В. Мошков и А.М. Кунавин. Серия была выполнена с натуры, в 1801-1802 годах, во время пребывания художника и его мастерской в Москве. В 1825 году, после смерти мастера, "Портфель" был передан вдовой Алексеева в Эрмитаж, откуда впоследствии акварели поступили в собрания нескольких музеев Москвы и Петербурга. На выставке серия впервые демонстрируется полностью, предлагая зрителю возможность представить облик "допожарной" Москвы и ее окрестностей начала XIX столетия, а также позволяя проникнуть в "творческую кухню" художника: проследить за поисками выразительных ракурсов и точек обзора, использованных затем в картинах, увидеть, как исполненные учениками архитектурные штудии превращаются под рукой мастера в живые картины городской жизни.
Демонстрирующиеся на выставке произведения учеников Федора Алексеева, в числе которых был и известный пейзажист Максим Воробьев, подтверждают значение Алексеева как художника, оказавшего "огромное влияние на русский пейзаж первой половины XIX века" (И.Э.Грабарь).
Выставка открыта с 27 ноября 2004 по 16 января 2005.