Государственный центр фотографии, НИИ медицинской микологии им. П.Н.Кашкина СПб МАПО, Компания Leica Microsystems и компания "Бионика" представляют 11 - 13 октября выставку "Микробиология. Художественные ценности" (проект Дмитрия Соколенко). Главный консультант з.д.н. РФ, проф. Н.П.Елинов
Научная фотография представляет собой самостоятельный обширный раздел фотографии, в котором фотографические средства и методы используются для получения, хранения информации и для решения других разнообразных задач во всех областях науки и техники. Уникальные возможности научной фотографии сделали ее незаменимой при регистрации макро- и микрообъектов, недоступных глазу явлений и процессов, при документировании результатов исследований. Начав свое развитие с появлением фотографии, и совершенствуясь вместе с фотографическими процессами, научная фотография стала мощным средством познания. Она многократно расширила возможности человеческого глаза, сделав доступным для наблюдения невидимые излучения, исчезающие слабые изображения, быстротекущие процессы, в том числе в физике микромира.
В 20 веке фотография стала одним из важнейших средств информации и документирования, технической основой кинематографии, самостоятельным методом исследования во многих отраслях науки и техники. Значительные результаты обеспечило применение научной фотографии в медицине, биологии, ядерной физике, картографии и военных исследованиях.
Одним из первых примеров применения фотографии в науке было использование увеличенных фотоизображений микроскопических объектов. Для микросъемки сначала, в 1837 г. У . Талбот использовал процесс калотипии и солнечную подсветку в микроскопе, а затем с 1839 г. Дж. Рид и А. Донне использовали для этих целей дагеротипию. Изобретателем микрофотографии считается Дж. Дансер, который изготовил ряд приборов для научной фотографии и впервые получил качественные микрофотографии на стекле. В 1866г. К-С. и Дж.-А. Наше изготовили первый фотографический микроскоп. Дальнейшее развитие микрофотографии определилось совершенствованием приборов, особенно изобретением электронного микроскопа, и созданием специальных фотопленок. Первые электронные микрофотографии получил в 1934 г. Л. Мартон, а в 1937 впервые были опубликованы микрофотографии бактерий. В 1940-х годах получены изображения вирусов, тонкой структуры клеток и макромолекулярных кристаллов. В 1970 г. с помощью электронного микроскопа впервые сфотографированы отдельные атомы.
Современное время предлагает "современное" прочтение изображений научной фотографии и отношение к ним. Современные технологии, сделали, наконец, легко доступными "миллиарды картинок". Системы отбора, композиции, поиска, синтеза и, вообще, новые технологии и "экранные воплощения" по новому формируют зрительское отношение к изобразительному искусству, важнейшим жанром в котором, все больше проявляет себя фотография - искусство фиксации, отбора и авторского анализа в изображении.
Многие виды фотографии всегда были результатом авторского творчества и лучшие их образцы мы снова открываем как произведения искусства, как яркий и законченный образ, предлагаемый зрителю.
Такое творческое открытие сделано автором выставки "Микробиология. Художественные ценности" микробиологом Дмитрием Соколенко, художником, создавшим систему изображений, несущую в себе не только важнейшее и точное научное, но и глубоко художественное содержание. Эти работы, объединенные в экспозиции, предлагают зрителям множество тончайших современных контекстов. Знакомые с модернистскими визуальными конструкциями, мы находим для себя новый вид современного искусства - чистый, ясный язык и содержание которого вполне понятно подробно не знакомому с микробиологией зрителю. В то же время эти работы являются высшим мастерством новейших современных цифровых технологий, дающих возможность творческого воспроизведения ранее скрытого и абсолютно недоступного нашему взгляду.
Выставочный комплекс "Коттежди в ЛенЭкспо". ДОМ ДЕЛЬФИНА. В.О., Большой пр., 103