Седьмой по счету ФотоМарафон пройдет в октябре-ноябре 2004 года в Санкт-Петербурге и будет продолжен в Москве. Основная идея Фестиваля - организация выставок таким образом, чтобы задействовать город как социальное пространство, вовлечь максимальное количества участников и зрителей. Поэтому выставочными площадками Фестиваля становятся не только музеи, галереи, выставочные залы, но и кафе, библиотеки, клубы, пешеходные зоны - любые пространства, где возможен контакт публики с произведением искусства. Семь лет целенаправленной работы сделали свое дело. Ведущие музеи города так же осознали переспективу и приурачивают свои фотографические выставки к октябрю - ноябрю, к традиционному вермени проведения "Осеннего фотомарафона". Поэтому в этом году среди выставочных площадок фестиваля - Русский музей и Эрмитаж, популярные кофейни и Малый драматический театр - Театр Европы, галереи и кинотеатры…
Традиционно, исходя из требований актуальности и единства фотографического высказывания, фестиваль строится вокруг одной, каждый раз новой темы, задающей концептуальные и метафорические рамки как для кураторов выставок, так и для фотографов. Темой, метафорой основных выставок фестиваля 2004 года будут - "Параллели".
ФотоМарафон - фестиваль европейского уровня, которым может гордиться Культурная столица России. На протяжении нескольких лет ФотоМарафон способствует выработке взвешенной выставочной политики в отношении фотографии как одного из популярных и востребованных самым широким зрителем видов искусства, демонстрирует фотографию в широком диапазоне: от исторического документа до современного искусства.
То, что каждый фестиваль подчинен определенной теме или концепции, - позволяет каждый раз предлагать уникальное зрелище - основные выставки формируются на основании новых стратегий, признанные мастера и молодые фотографы имеют возможность на равных принять участие в формировании новой художественной реальности.
Фестиваль этого года отличает так же:
- большая доля музейных выставок использующих фотографию: "Павел I" в Русском музее, "Поэма без героя" в музее А.А. Ахматовой, "Роберт Мэпплторп и гравюры северного маньеризма" в Эрмитаже.
- увеличится количество выставок, проводимых в местах сильного коммуникативного напряжения, активной социальной жизни - в клубах и кафе.
- на новый уровень поднимется и виртуальная часть ФотоМарафона - часть выставок будет представлена электронными проектами на сайте Фестиваля, кроме того, в рамках Марафона пройдет первый в истории России фестиваль "Каррент фото", который объединит фотографов - пользователей легендарного "LiveJournal".
"Параллели"
Никогда не сходящиеся параллели геометрии Эвклида и все же сходящиеся в бесконечности параллели геометрии Лобачевского… Читать фотографию можно, живя по законам бытовым, можно - находясь одновременно в нескольких точках, принадлежащих разным системам координат. За каждой фотографией скрывается повествование, рассказ, но любое фото-изображение может оказаться лишь первой страницей романа, образ которого складывается из взаимодействия рядом положенных изобразительных текстов.
Неизбежная в этом виде искусства апелляция к "реальности" сохраняет, однако, авторскую позицию и субъективность, неоднозначность, которая, как в поэзии, заполняется личным опытом каждого зрителя. Эти "субъективности" оказываются особенно плодотворными, когда нам предъявлены изображения, способные во взаимодействии порождать нечто "третье", - как разные мелодии, сложенные по законам полифонии, создают образ, ни с одной из составляющих как будто не связанный.
Неожиданные параллели обнаруженные в работах разных, даже незнакомых между собой авторов - не важно, на родственности или контрастности они основаны, - действуют как вспышка или увеличение (Blow Up), равносильны применению новой оптики, изменению освещения, направленного на предмет или лицо, оставшиеся в далеком прошлом. Потому и "римейк" в фотографии - особый жанр - он не только и не столько знак канонизации "оригинала", сколько попытка его нового "освещения", до- или пере-проявки.
Нельзя забывать что даже для автора фотография остается тайной. Он просто не успевает уследить и проконтролировать мир, врывающийся в кадр, и только зрителю или другому мастеру длительное разглядывание или попытки повторения позволяют открывать все новые и новые истории в одном и том же снимке.
Организаторы фестиваля: Культурный Центр "Пушкинская 10 и Галерея "Фотоimage.
Состав организационного совета фестиваля: Арт-директор фестиваля: Дмитрий Пиликин. Организационный и кураторский совет фестиваля: Андрей Чежин, Игорь Лебедев, Валерий Вальран, Александр Китаев, Андрей Кудряшов.