9 июля 2004 года в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открывается выставка "Бубновый валет" в русском авангарде", организованная по инициативе фонда "Екатерина" совместно с Государственным Русским музеем и Государственной Третьяковской галереей. На выставке будут представлены наиболее известные произведения И.Машкова, П.Кончаловского, А. Лентулова, Р.Фалька, а также картины участников выставок "Бубнового валета", отражающие первый этап в становлении русского авангарда. В этой части экспозиции будут продемонстрированы произведения Н.Гончаровой и М.Ларионова, Н.Удальцовой и В.Татлина, О.Розановой и К.Малевича. Впервые в рамках одной экспозиции будут объединены работы русских художников начала XX века, находящиеся в экспозиции и фондах Русского музея, Третьяковской галереи, региональных музеев и - в частных собраниях. 10 из 160 картин выставки представляют личную коллекцию президента фонда "Екатерина". Многие картины, экспонирующиеся на выставке, неизвестны широкому кругу зрителей.
"Бубновый валет" - название выставки картин, устроенной в 1910 году в Москве группой художников. На базе этой выставки в 1911 году образовалось одноименное объединение с собственным уставом. Среди участников первой выставки были М.Ларионов и Н.Гончарова, а также П.Кончаловский, И.Машков, А.Лентулов, Р.Фальк, А.Куприн и др. Вся выставка под ярлыком "бубнового валета" воспринималась как своего рода ярмарочное представление, что по своему ощущала и критика, уличавшая живописцев в "балаганной грубости".Своим эпатажным названием, "Бубновый валет" ( что на языке старофранцузского картежного обихода, хорошо известного и в России, означало "обманщик, плут, проходимец") выставка была обязана М.Ларионову, но в художественное общество "Бубновый валет", организованное в 1911 году, он и Н.Гончарова уже не вошли: отделившись, они устроили самостоятельную выставку "Ослиный хвост".
Первоначальный состав объединения "Бубновый валет" был достаточно пестр, объединяющим началом служили общая неприязнь к консервативным традициям русской живописи. Это было одно из ранних течений русского авангарда, в 1910 - 1913 годы у "Бубнового валета" в России почти не было соперников. Художники этого объединения стремились освободить живопись от литературности, вернуть только ей присущие средства: цвет, линию, пластику, красоту поверхности красочного слоя. Эволюцию русских картин под титлом "Бубнового валета" можно было бы в самых общих чертах рассматривать как путь от Гогена (особенно на стадии формирования объединения), к Сезанну, и развернутая сегодня широкая экспозиция дает возможность проследить этот путь. Поль Сезанн стал настоящим кумиром "бубновых валетов". Впоследствии их даже называли "московскими сезаннистами". Другим направлением поисков был ранний, "аналитический" кубизм, сохраняющий предметную натурность изображения. Наиболее характерные из "бубнововалетцев" (П.П.Кончаловский, А.В.Куприн, А.В.Лентулов, И.И.Машков, А.А.Осмеркин, В.В.Рождественский, Р.Р.Фальк) стремились выявить первозданную "вещность" мира, подчеркивая пластические, фактурные свойства цвета, красочную лепку форм. Любимыми жанрами "бубновалетцев" были натюрморт, пейзаж и портрет. Впрочем, материальная и как бы "плотская" стихия их произведений не исключала и острого психологизма.
"Бубновый валет" часто называли "московским" обществом. Петербург и Москва представляли в начале ХХ века во многом противоположные полюсы. С искусством Москвы ассоциировались особая непосредственность в отношении к природе, оттенки почвенности в национальном самоощущении, а главное - тяготение к живописи, отличавшее Москву от более "графичного" Петербурга. Среди других национальных истоков - произведения "примитивов", в числе которых были не только провинциальные вывески или трактирные подносы, но и застывшие фигуры на ярмарочных фотографических портретах. На рубеже 1900-х и 1910-х годов примитивами увлекались многие живописцы, однако у "валетов" они принимали особый характер, соединяясь с их привязанностью к конкретной натуре.
Сохранив за своим союзом название "Бубновый валет", входящие в него живописцы стали распространять уже не ларионовскую, но иную версию его смысла. С их слов газетные репортеры утверждали, что на лексиконе гадалок валет бубновой масти означает "молодость и горячую кровь", и , наверное не случайно именно эта версия сохранилась в дальнейшем в истории русского искусства. С.И.Дымшиц-Толстая вспоминала о своем впечатлении, которое произвели на нее "бубновые валеты", когда в 1913 году дебютировали в Петербурге: "…все, как на подбор, рослые, здоровые русские атлеты… Одним своим видом москвичи внесли столько жизни на выставке, что она стала незабываемой".
Ядром объединения были П.Кончаловский, А.Куприн, А.Фальк, А.Лентулов, И.Машков, но на выставках "Бубнового валета" выставлялось и достаточно много других художников авангардного направления. В выставках "под маркой" "Бубнового валета" на разных этапах участвовали: В.Кандинский, А.Явленский, М. Веревкина, В.Татлин, К.Малевич, М.Шагал, братья Д. и В.Бурлюки, бубнововалетцы "второго ряда" - А.Мильман, Г.Федоров - или "младшего поколения" , как А.Осьмеркин. На экспозициях 1910 - 1914 годов показывались также и иностранные художники: Ж.Брак, Р.Делоне, А.Марке, А.Матисс, А.Руссо, П.Синьяк и другие.
К середине десятилетия художественная обстановка в России поменялась, и объединение "Бубновый валет" стало постепенно приходить в упадок. Его покидали ведущие мастера. Если до этого "валеты" занимали в искусстве положение впередсмотрящих, то теперь их обгоняли более радикальные направления. Искусство же "Бубнового валета" всегда выступало как оппонент беспредметным течениям, ибо в нем всегда сохранялись основы фигуративизма, верность не только станковой картине, но и непосредственно воспринимаемым формам натуры. Теперь же на экспозициях "Бубнового валета" место занимали художники других направлений, например, К.Малевич или М.Шагал, не имевший к "валетам" ни малейшего отношения и, однако, выставлявшийся на их выставках 1916 и 1917 годов. Выступали у "бубновых валетов" и некоторые кубисты или кубофутуристы - Л.Попова, И.Пуни, Н.Удальцова, А.Экстер и др.
Формально группа распалась в 1917, однако важнейшие направления бубнововалетского искусства сохранялись и после закрытия общества. В 1925 году его "коренные" члены создали объединение "Московские живописцы" (с 1928 - "Общество русских художников"), тем самым закрепив привычку считать фактурную, сочную живописность "сугубо московской" эстетической традицией. .
Мастера "Бубнового валета" во все времена его существования были очень различны и, тем не менее, "бубнововалетское" движение оказалось на удивление цельным. Доверие к зримой натуре, зрелище "открытой живописи", выработали специфически московскую бубнововалетскую традицию, которая даст свои отзвуки даже и в русском искусстве второй половины столетия, у некоторых московских живописцев 1960 - 1970-х годов..
Развернутая в Русском музее экспозиция прослеживает историю развития объединения Бубновый валет" и его место в русской живописи начала ХХ века. Особенностью выставки является включение в ее состав произведений из разных музеев России и частных собраний.
Спонсоры выставки "Бубновый валет" в русском авангарде" - группа компаний "Стройтэкс" и "Реставрация Н".