Своеобразный факт российской художественной жизни - это некоторая автономия Петербурга, живущего своими традициями, своими ценностями. Известные в Петербурге художники не всегда известны в Москве. Впрочем, и наоборот.
"Конвертируемы" ли достижения позднего питерского модерна, поддержанного активной выставочной политикой Русского музея, в более широкий международный культурный контекст или они более тяготеют к локальному внутрироссийскому существованию- покажет время.
В принципе, уже показывает - Петербург восстанавливает статус одного из мировых художественных центров. Петербург несомненно отмечен на культурной карте мира, хоть и не таким крупным шрифтом как в начале прошлого века. Питерское радикальное искусство ХХI века не столь весомо, как русский авангард начала ХХ , но его судьба и укорененность в складывающемся технократическом, информационном обществе не вызывает опасений. Бытует мнение о постепенном отмирании живописи в обществе новых технологий. Что ж, судьба современной питерской живописи связана с выживанием живописи как таковой. Её хоронят уже лет 80, а она вполне жива, выразительна и самодостаточна. Этот культурный пласт, сочетающий черты позднего модерна и постмодернизма, отмеченный своеобразной питерской интонацией, вызывает большой интерес и симпатию.
Сложившийся на рубеже 80 -90- х гг. элитный круг питерских художников, укомплектованный частью из неформалов позднесоветского времени (Г.Богомолов, А.Белкин, Б.Шаповалов, "Митьки" и др), частью из левого крыла ЛОСХа (Л.Казбеков, В.Загоров-Толстой, В.Лукка, В.Михайлов, Ф.Волосенков и др) уже давно прошел "героический" период, состоялся и отстоялся, вошел в музейную фазу. Об этом же свидетельствуют и серия персональных выставок в Мраморном дворце (Ф.Волосенков, В.Лукка, Н.Сажин), и серия издаваемых Кушниром альбомов.
Интерес к петербургскому искусству глубоко укоренен в русской культурной традиции, тем не менее то, что происходит в современной художественной жизни Питера последние 10-12 лет мало известно в российской провинции, не смотря на все усилия дистрибьютеров НоМИ. Дистрофия внутрироссийских художественных связей при гегемонии московской культурной политики создали определенный информационный вакуум вокруг Питера. На фоне десятков московских художественных проектов, проведенных в различных российских городах трудно вспомнить о каком-нибудь петербургском проекте... Так возникла идея организовать в городах Сибири, впервые за последние 12 лет после проката выставки "Митьков", выставку петербургских художников. Инициатором проекта выступила Сургутская художественная галерея, кураторами - Лариса Гурова (Сургут), Владимир Назанский (Новосибирск). Проект получил название "Северная Пальмира". Кураторы стремились показать достаточно широкий срез современного петербургского искусства, не касаясь пока радикальных и провокативных форм. Стилистические границы выставки выдержаны в традициях классических стилей искусства ХХ века с некоторым преобладанием экспрессионизма и абстракционизма. Участники выставки: Глеб Богомолов, Анатолий Белкин, Феликс Волосенков, Валерий Лукка, Вячеслав Михайлов, Латиф Казбеков, Анатолий Заславский, Рашид Доминов, Владимир Загоров - Толстой, КоМельФо (Наталья Мельникова, Владимир Фомичев), Арон Зинштейн, Николай Сажин, Алексей Штерн, Андрей Чежин, Алексей Гарев, Олег Яхнин, Борис Шаповалов, Геннадий Манжаев и др., не смотря на определенные стилевые различия, находятся в одном культурном поле. Большинство из них объединены также и участием в увлекательной волосенковской арт-игре - "Санкт-Петербугской академии современного искусства".
В конце 2003 года собранная по мастерским художников выставка была переправлена в Сибирь. В течение нескольких месяцев зимы 2004 выставка проработала в Сургутской художественной галерее, весной- в Новосибирском государственном художественном музее. Сейчас экспозиция развернута в Новокузнецке. Передвижная выставка петербургских художников продолжает свой путь по городам Сибири.