С 25 декабря 2003 года по 11 января 2004 года в Третьяковской галерее работает выставка Антона Чиркова.
Имя Антона Николаевича Чиркова (1902-1946) - одно из тех "забытых имен", на которые оказалась так богата летопись отечественного искусства 1920 - 1940-х годов. Между тем, художник Чирков - яркая и самобытная фигура. Выставка в Третьяковской галерее, посвященная 100-летию со дня рождения живописца, впервые столь полно представляет его творчество, позволяя оценить своеобразие этого мастера и расширить наше представление об искусстве 1920 - 1940-х годов.
Антон Николаевич Чирков родился 22 февраля 1902 года в селе Напольный Вьяс Пензенской губернии в семье сельского священника. Профессиональное образование начал в Пензенском художественном училище (1920-1921) и продолжил во ВХУТЕМАСе, куда поступил в 1922 году. Чирков, учителями которого были Н.И.Шестаков, А.А.Осмеркин, И.И.Машков, П.П.Кончаловский, блестяще усвоил уроки "бубнововалецев". Написанный им на третьем курсе в мастерской Машкова натюрморт "Хлебы" не только получил от преподавателя оценку "100 баллов", но и демонстрировался в Париже на международной выставке 1925 года.
Живописные традиции московской школы, продолжателем и хранителем которых был А.Н.Чирков, сочетались в его творчестве с напряженными духовными исканиями и острым ощущением современности. В его произведениях запечатлелся сложный драматический образ эпохи и духовный путь самого художника. Наиболее ярко это выразилось в серии "автопортретов" и цикле "натюрмортов" и "интерьеров" мастерской, созданных в 1930-40-е годы.
Работа в подобных камерных жанрах соседствовала у художника с тягой к эпическому многофигурному картинному полотну. Как и многие его современники, Чирков пытался рассказать о времени в жанре тематической картины. Однако темы его работ были далеки от заказных парадных произведений, определявших облик эпохи. Его влекли драматические моменты современной истории. Первым крупным произведением художника стала начататая в год 10-летия Октябрьской революции картина "1917 год" (1927-1932), где автор запечатлел разгром винокуренного завода при взятии г. Пензы отрядами Красной Армии. Масштабное по размеру (почти 2х3 м) полотно Чиркова стало размышлением на тему "жестокого и беспощадного" народного бунта.
Столь же нетрадиционным оказался отчет художника о творческой командировке по Мурманской области в 1931 году. Чирков, обязанный отразить "героику подвигов трудового народа", создал картину "Северная Венера", в которой попытался создать сложный, символически наполненный образ.
Опираясь на высокую традицию русской исторической картины XIX века, в своих работах Чирков вновь и вновь обращался к вечным вопросам нравственного духовного выбора и обретения веры. Среди его главных произведений - "Вокзал" (1932-1939), "Иордань" (1943), "На паперти" (1946). Они не были известны современникам художника. Сегодня, благодаря проведенной сложной реставрации крупноформатных полотен, мы имеем возможность увидеть все основные произведения мастера.
В 1945-46 годах художник работал над росписями храма Святителя Николая в селе Жегалово под Москвой. Сохранившиеся этюды демонстрируют удивительное сочетание иконописного стиля и современной живописной манеры.
На выставке демонстрируются произведения из коллекции ГТГ, Государственного музея искусства народов Востока и собрания семьи художника. Ряд полотен передан в дар музею.