В музее-заповеднике "Коломенское" публике в пятницу показали то, что осталось от стоявшего здесь три с лишним века назад деревянного дворца царя Алексея Михайловича. Выставка "Восьмое чудо света", главным экспонатом которой стали три подлинные иконы из дворца, открылась в Павильоне 1825 года. Но главной новостью выставки стали не редкие экспонаты, а обнародованные планы руководства "Коломенского" о восстановлении деревянного "чуда", против которых выступают ведущие столичные искусствоведы.
От дворца, простоявшего всего век - с 1668 по 1768 год - и разобранного по приказу Екатерины II "за ветхостью", осталось не так уж много. В небольшом зале разместились печные изразцы, инструменты, пилястры, кровельные гвозди, дверные кольца и другие предметы, найденные при раскопках на месте царской резиденции. Главный экспонат - три подлинные иконы из "Деисуса", подаренного царю боярином Артамоном Матвеевым, воспитавшим вторую жену Алексея Михайловича и мать Петра Первого - Наталию Кирилловну Нарышкину.
Современники, которым довелось видеть деревянный дворец, ахали от восхищения и умиления - настолько ярким, веселым, почти сказочным выглядела любимая летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Хоромы, соединенные крытыми переходами и обшитые тесом, стояли на каменных подклетах. Выше располагался жилой этаж и "смотрильни", состоявшие иногда из пяти ярусов. Фигурные кровли в виде бочек, луковиц и кубов были золотыми и бирюзовыми, а покои были украшены резным деревом и живописью, размещавшейся на потолке на подвесных холстах. Росписи делали известнейшие художники под руководством Симона Ушакова. Перед уничтожением Екатерина приказала изготовить подробные чертежи дворца. Именно они теперь могут стать основой для воссоздания знаменитой постройки.
- Мы действительно мечтаем о том, что когда-нибудь сможем восстановить эту красоту целиком, - подтвердила "Известиям" директор музея-заповедника "Коломенское" Людмила Колесникова. - Неважно, что это будет макет, новодел - со временем он состарится. Я считаю, что если можно воссоздать его в точности, надо это делать. Разумеется, не на бюджетные деньги - кстати, не такие уж огромные средства требуются. Дворец можно использовать прагматически - проводить выставки, приемы. Почему нет? Там был великолепный "аудиенц-зал", где царь послов принимал.
Искусствоведы и музейщики отнеслись к идее с опасением.
- Восстановить дворец на прежнем месте Министерство культуры никогда не позволит, - сказал "Известиям" директор Института искусствознания Алексей Комеч. - Там сложился ансамбль зданий, и появление дворца его просто уничтожит. Где-нибудь, откуда его не будет видно, как забаву - пожалуйста. Хотя копия, пусть и шедевра, никакой исторической ценности не представляет...
Директор музея-заповедника "Архангельское" Владимир Длугач считает, что идея заманчивая, но "не музейная":
- Дворец нельзя будет использовать полноценно - здание деревянное, непонятно, как его отапливать. Значит, экспозицию там уже не разместить. Эксплуатировать его будет очень сложно. Можно было бы использовать его для массовых действ - но, боюсь, инвесторам это будет неинтересно.
Известия.Ру (http://izvestia.ru/)