В современном музейном деле России немало явлений, вызывающих интерес и "широкой публики", и профессионалов. Некоторые из них только-только возникают, и мы пока что наблюдаем их рождение и становление.
Позволю напомнить коллегам идею нежно любимого музейщиками Николая Федоровича Федорова об "идеальном" музее, расположенном на селе и совмещенным с храмом, школой, библиотекой, кладбищем и обсерваторией, музее, нацеленном на сохранение под видом старых вещей "душ отошедших", преодоление "небратского состояния" людей, воспитание "сынов и дочерей человеческих" и овладение регуляцией сил природы. В современном музейном деле мы все чаще встречаем симбиоз музея с другими учреждениями культуры, науки и образования. В последние годы у нас появились музеи-библиотеки, музеи-театры, музеи-школы и др. Музей, о котором я хочу сегодня рассказать, носит название "Негосударственное учреждение культуры Объединенные музеи Свято-Алексеевской пустыни".
О Свято-Алексеевской пустыни в Ярославской области за последние годы немало написано и даже снят фильм. "Обитель-Братство Милосердия Свято-Алексеевская пустынь", основанная в 1990 г. близ далекого села Новоалексеевки, объединяет православную общину единомышленников, стремящихся творить добро в этом мире, православную классическую гимназию-пансион и "детский центр-пансион долгосрочной социальной реабилитации". Сейчас здесь постоянно живут и учатся 56 детей, большая часть которых - сироты, дети из "трудных" семей и дети со сложными заболеваниями. Именно ради них в пустыни был создан и с 2000 года функционирует целый ряд музеев. За годы пребывания в пансионе происходит не только духовная и социальная, но и физическая реабилитация детей, в том числе музейными средствами. Музеи бурно развиваются и сегодня им стало уже тесно в специально построенном для гимназии, библиотеки (которая насчитывает уже 70 000 томов) и музея просторном трехэтажном здании. Намечено строительство нового дома.
Музеи обители относятся к типу нечасто организуемых в наши дни настоящих, полноценных учебных музеев, пробуждающих исследовательский интерес, формирующих наглядную, обучающую среду, в которой постоянно находятся гимназисты. Но по широте тематике и концепции развития они, безусловно, выходят за рамки обслуживания учебного процесса. По поставленной цели - показать величие Божия творения, мир как воплощение промысла Божия - мы скорее имеем дело с возрождением идеи "универсального музея" XV-XVIII в., музея - модели мира.
Основная часть коллекций формируется и изучается самими учащимися гимназии под руководством профессионалов высокого класса. Дети регулярно принимают участие в археологических, палеонтологических, этнографических экспедициях, результатом которых также становятся все время пополняющиеся коллекции. Здесь есть и Музей церковного искусства, и Музей классических древностей. В "Музее естественной истории" помимо постоянно пополняющихся коллекций почв, энтомологических, минералогических, орнитологических и др. коллекций формируется самая крупная коллекция влажных препаратов морской фауны, изготовленных по уникальной технологии профессора А.Е. Микулина, позволяющей полностью сохранить в консервирующих растворах внешний вид и цвет рыб. В коллекции "Музея изящных искусств имени Павла Басманова" уже есть произведения Петрова-Водкина, Остроумовой-Лебедевой, Сурикова, постепенно собирается фонд современного искусства. "Мемориальный кабинет А.А Ляпунова" посвящен одному из родоначальников российской кибернетики. "Музей путешествий" организован при самом активном участии Федора Конюхова, на экспозиции можно увидеть привезенные из его путешествий диковинки и подарки, навигационные приборы, карты, многочисленные фотографии. Здесь же, при обители живет белая голубоглазая собака Крис, привезенная путешественником с Аляски (кстати, собаки, лошади, гуси, овцы в обители встречаются на каждом шагу, животных здесь любят и умеют за ними ухаживать - это тоже часть любви к Божьему творению). Крупные ученые, музейные работники, педагоги прилагают усилия к формированию музеев и работе с детьми совершенно бескорыстно, и обитель с благодарностью принимает такую помощь.
Заверяю, что автор этих строк отнюдь не относится к числу "воцерковленных верующих". Но деятельность обители, в том числе ее музеев, не может не вызывать глубочайшего уважения, профессионального интереса и желания оказать посильную помощь этому делу.
В кратком материале невозможно затронуть все идеи, возникающие при ознакомлении с музеями обители. Но еще один момент хочу отметить. В Алексеевской пустыни есть и школа, и храм, и кладбище. Относительно планов на будущее стоящий во главе обители о. Алексей сказал, что кроме расширения музеев планируется организация при обители агрономического колледжа, биологических лабораторий и…музея космоса с обсерваторией. Вспомнили Николая Федоровича? (М. Каулен)