Перейти на главную страницу Перейти на сайт администрации края
 
 
Афиша музея
История музея
Структура музея
Коллекции
Экспозиции
Выставки
Научная деятельность
Лекции
Музейная
педагогика
Публикации сотрудников
Ассоциация
музеев ДВ
Районные музеи
Публикации о музее
Меценаты, спонсоры, дарители музея
Гостевая книга
Информация
для посетителя
 
Выставки > Виртуальные выставки


"Старый Хабаровск в фотографиях"
К 145–летию Хабаровска.


31. Вид на Амур. На снимке изображено устье р.Чердымовки. В настоящее Увеличить изображениевремя на этом месте территория стадиона им. Ленина. Речка Чердымовка заключена в трубу, над ней проложен Амурский бульвар. Названа в честь Хабаровского купца Михаила Игнатьевича Чердымова. М.И. Чердымов читинский купец 3-й гильдии, осел в Николаевске, торговал в Софийске, затем прибыл в Хабаровск в 1860 г. С 1868 по 1878 г.г. состоял в 1-й купеческой гильдии. , в1878 г. получил орден Станислава III степени за заслуги по делам Синода.

32. Иннокентьевская церковь. Снимок сделан со стороны р.Чердымовки.Увеличить изображение Вдали справа от церкви видно длинное деревянное здание гауптвахты. С северо-западной стороны от церкви находилось кладбище. Церковь видна издалека. Иннокентьевская церковь – первое культовое строение Хабаровска. Первоначально была построена часовня для первостроителей селения, затем на ее месте в 1870 г. была построена деревянная церковь, названная Иннокентьевской в честь святителя Иннокентия первого епископа Иркутского – покровителя Сибири и Дальнего Востока, причисленного после смерти к лику святых. В 1896 г. епархиальным начальством было принято решение о строительстве взамен ветхой, маломестной деревянной церкви нового каменного храма. Проектировали храм инженер – полковник В.Г. Моор и инженер – капитан Н.Г. Быков. строилась церковь на пожертвования купцов Плюсниных, Слугина и на незначительные пожертвования граждан. Торжественная закладка церкви состоялась 22 июня 1897 г. в присутствии генерал-губернатора С.М.Духовского, городского головы, членов строительного комитета и др. через год строительство храма было закончено и 8 октября 1898 г. состоялось его освящение. В 1931 г. в связи с ликвидацией церковного прихода здание Иннокентьевской церкви было передано военному ведомству. В 1934 г. здание было продано флотилии УКПВО ДВК. В нем разместилась радио – телеграфно – телефонная мастерская пограничных войск. С этого времени в храме начинают появляться утраты, которых стало еще больше с 1964 г. Сломали шатровую колокольню, разобрали пятиглавье, снесли северный и южный порталы и др. В здании разместился Планетарий. В 1992 г. здание было передано вновь образованному приходу Иннокентьевской церкви после чего началось второе рождение храма. Иннокентьевская церковь восстановлена в прежнем виде и была освещена. Основным спонсором восстановления явилась администрация Хабаровского края.
Увеличить изображение
33. Ксеньевская община Красного креста. Одноэтажное кирпичное здание с полуподвалом в левом крыле Здание находилось на Инженерной (Романовской, затем Тургенева) улице выше Иннокентьевской церкви. Здание не сохранилось.

 

34. Кадетский корпус. Двухэтажное кирпичное здание. Идея основания кадетского корпуса принадлежит генерал – губернатору барону Корфу А.Н. На Дальнем Востоке еще не было такого учебного заведения. Ближайшее находилось в Омске. В 1888 г. в Увеличить изображениеХабаровске была открыта приготовительная школа Сибирского кадетского корпуса с тремя классами – начальным, первым и вторым. В первые годы для нее было приспособлено двухэтажное здание казармы, которое после строительства зданий корпуса было передано ему в дар. После окончания 2 класса учеников переводили на казенный счет в Омский кадетский корпус. В 1900 г. приготовительная школа Сибирского кадетского корпуса была преобразована в Хабаровский кадетский корпус, с ежегодным открытием очередного класса. После окончания 7-го класса восьмилетнее образование кадетов заканчивалось. В кадетском корпусе учились дети лиц, «служащих или служивших в Приамурском военном округе».Здание приготовительной школы сохранилось. Находится на углу Серышева (ранее Техменевской) и Запарина (ранее Барабашевской) улиц.
Увеличить изображение
35. Протодиаконовская улица, Артиллерийская гора. Видна правая сторона улицы и панорама города. Вид Протодиаконовской (ныне Фрунзе) улицы в сторону Средней горы.

 

Увеличить изображение

 

36. Поповская улица, спуск к р.Уссури. Улица Поповской
(ныне Калинина). Вдали видна Амурская протока.

 

 

37. Китайская молельня. Одноэтажная постройка из двух примыкающих друг к другуУвеличить изображение помещений – храма и веранды, с высокими крутыми покрытыми черепицей крышами и с характерно изогнутыми карнизами, лепными фигурками стражей по краям. Находилась китайская молельня в Китайской слободе, располагавшейся за Казанской улицей ближе к Амуру. Точная дата постройки неизвестна, Венюков в своих записях упоминал о китайском храме стоящем на утесе Амура близ Хабаровки еще в 1859 г. и писал, что она была очень старая. В 1877 г. ее обновили. В 1930 г. она еще действовала как храм. В 1950 г. ее перестроили и сейчас в ней склад книг научной библиотеки.Обычно буддийские или даосские храмы сооружались на склонах гор, около шумящих потоков, вблизи селений, либо у городских стен. Состояли храмы из одного или нескольких ромбовидных приземистых зданий, на которые как бы давили высокие непропорционально большие крыши с приподнятыми карнизами. Изогнутая кровля мешала злым духам проникнуть в дом, на карнизах устанавливали лепные изображения стражей и животных, которые должны были отгонять злых духов. Здания обносились высокой стеной, покрытой цветной черепицей. Между зданиями находился мощеный двор. Перед главным входом устанавливался каменный помост или паперть с колоннадой из нескольких столбов. Такие столбы устанавливались перед императорскими дворцами, казенными зданиями и частными домами. Они изготавливались большей частью из кедра. К столбу, вкопанному в землю прикреплялись полоски бумаги с молитвой – просьбой к божествам об удаче. Такие молитвы мешали злым духам подниматься с земли. Стены храмов, ограда, столбы окрашивались в красный цвет, который должен был внушить верующим страх, смятение, раскаяние.

38. Внутренний вид китайской молельни. Почетное место внутри храма отводится Увеличить изображениестатуям трех главных Будд. Посредине восседал главное божество – Будда настоящего, а по бокам второстепенные – Будда прошлого и Будда будущего. Лики всех троих – бесстрастны. Лики же всех остальных искажены гневом и угрозой. Статуи Будд устанавливаются на высоких постаментах. Обычно Будды сидят, подложив под себя обе ноги. Одежда на них скромная и незамысловатая. Около статуй около статуй устанавливают, как правило 5 жертвенных сосудов: в середине треножник - курильницу, по бокам – два подсвечника и два бронзовых или фарфоровых сосуда. Перед Буддами всегда горит огонь – считается, что «свет дает мудрость человеческому разуму». На голове у Будды шишка – символ величия и недосягаемости. Чтобы привлечь внимание богов к просьбам молящихся, кроме преподносимых даров, использовали различные ударные инструменты: гонги, барабаны, колокола – железные, медные, деревянные, а иногда и взрывчатые устройства. Придя в храм, верующие зажигали свечи и ставили их перед алтарем, а зажженные курительные палочки втыкали в золу в курильнице, опускались на колени перед идолом, совершая челобитие и произнося молитвы.
Увеличить изображение

39. Базар.

 

 

Увеличить изображение

 

40 . Пристань Амурского Общества Пароходства и Торговли. Пристань находилась вблизи базара чуть ниже по Амуру.


  | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | <<< | >>> стр. 4   

| Главная | English page | Музейные вести | Архив новостей |
| Поиск по сайту | Карта сайта | История музея | Структура музея |
| Районные музеи | Коллекции | Экспозиции | Выставки | Научная деятельность |
| Музейная педагогика | Публикации | Меценаты, спонсоры, дарители музея |
| Ассоциация музеев ДВ | Обратная связь | Информация для посетителя |

 

©Государственный музей Дальнего Востока им. Н. И. Гродекова, 2002. Все права защищены