"Старый Хабаровск в фотографиях"
К 145–летию Хабаровска.
31. Вид на Амур. На снимке изображено устье
р.Чердымовки. В настоящее время
на этом месте территория стадиона им. Ленина.
Речка Чердымовка заключена в трубу, над ней
проложен Амурский бульвар. Названа в честь
Хабаровского купца Михаила Игнатьевича
Чердымова. М.И. Чердымов читинский купец 3-й
гильдии, осел в Николаевске, торговал в Софийске,
затем прибыл в Хабаровск в 1860 г. С 1868 по 1878 г.г.
состоял в 1-й купеческой гильдии. , в1878 г. получил
орден Станислава III степени за заслуги по делам
Синода.
32. Иннокентьевская церковь. Снимок сделан со
стороны р.Чердымовки.
Вдали справа от церкви видно длинное деревянное
здание гауптвахты. С северо-западной стороны от
церкви находилось кладбище. Церковь видна
издалека. Иннокентьевская церковь – первое
культовое строение Хабаровска. Первоначально
была построена часовня для первостроителей
селения, затем на ее месте в 1870 г. была построена
деревянная церковь, названная Иннокентьевской в
честь святителя Иннокентия первого епископа
Иркутского – покровителя Сибири и Дальнего
Востока, причисленного после смерти к лику
святых. В 1896 г. епархиальным начальством было
принято решение о строительстве взамен ветхой,
маломестной деревянной церкви нового каменного
храма. Проектировали храм инженер – полковник
В.Г. Моор и инженер – капитан Н.Г. Быков. строилась
церковь на пожертвования купцов Плюсниных,
Слугина и на незначительные пожертвования
граждан. Торжественная закладка церкви
состоялась 22 июня 1897 г. в присутствии
генерал-губернатора С.М.Духовского, городского
головы, членов строительного комитета и др. через
год строительство храма было закончено и 8
октября 1898 г. состоялось его освящение. В 1931 г. в
связи с ликвидацией церковного прихода здание
Иннокентьевской церкви было передано военному
ведомству. В 1934 г. здание было продано флотилии
УКПВО ДВК. В нем разместилась радио – телеграфно
– телефонная мастерская пограничных войск. С
этого времени в храме начинают появляться
утраты, которых стало еще больше с 1964 г. Сломали
шатровую колокольню, разобрали пятиглавье,
снесли северный и южный порталы и др. В здании
разместился Планетарий. В 1992 г. здание было
передано вновь образованному приходу
Иннокентьевской церкви после чего началось
второе рождение храма. Иннокентьевская церковь
восстановлена в прежнем виде и была освещена.
Основным спонсором восстановления явилась
администрация Хабаровского края.
33. Ксеньевская община Красного креста.
Одноэтажное кирпичное здание с полуподвалом в
левом крыле Здание находилось на Инженерной
(Романовской, затем Тургенева) улице выше
Иннокентьевской церкви. Здание не сохранилось.
34. Кадетский корпус. Двухэтажное
кирпичное здание. Идея основания кадетского
корпуса принадлежит генерал – губернатору
барону Корфу А.Н. На Дальнем Востоке еще не было
такого учебного заведения. Ближайшее находилось
в Омске. В 1888 г. в Хабаровске была
открыта приготовительная школа Сибирского
кадетского корпуса с тремя классами – начальным,
первым и вторым. В первые годы для нее было
приспособлено двухэтажное здание казармы,
которое после строительства зданий корпуса было
передано ему в дар. После окончания 2 класса
учеников переводили на казенный счет в Омский
кадетский корпус. В 1900 г. приготовительная школа
Сибирского кадетского корпуса была
преобразована в Хабаровский кадетский корпус, с
ежегодным открытием очередного класса. После
окончания 7-го класса восьмилетнее образование
кадетов заканчивалось. В кадетском корпусе
учились дети лиц, «служащих или служивших в
Приамурском военном округе».Здание
приготовительной школы сохранилось. Находится
на углу Серышева (ранее Техменевской) и Запарина
(ранее Барабашевской) улиц.
35. Протодиаконовская улица, Артиллерийская гора.
Видна правая сторона улицы и панорама города. Вид
Протодиаконовской (ныне Фрунзе) улицы в сторону
Средней горы.
36. Поповская улица, спуск к р.Уссури.
Улица Поповской
(ныне Калинина). Вдали видна Амурская протока.
37. Китайская молельня. Одноэтажная
постройка из двух примыкающих друг к другу помещений –
храма и веранды, с высокими крутыми покрытыми
черепицей крышами и с характерно изогнутыми
карнизами, лепными фигурками стражей по краям.
Находилась китайская молельня в Китайской
слободе, располагавшейся за Казанской улицей
ближе к Амуру. Точная дата постройки неизвестна,
Венюков в своих записях упоминал о китайском
храме стоящем на утесе Амура близ Хабаровки еще в
1859 г. и писал, что она была очень старая. В 1877 г. ее
обновили. В 1930 г. она еще действовала как храм. В
1950 г. ее перестроили и сейчас в ней склад книг
научной библиотеки.Обычно буддийские или
даосские храмы сооружались на склонах гор, около
шумящих потоков, вблизи селений, либо у городских
стен. Состояли храмы из одного или нескольких
ромбовидных приземистых зданий, на которые как
бы давили высокие непропорционально большие
крыши с приподнятыми карнизами. Изогнутая кровля
мешала злым духам проникнуть в дом, на карнизах
устанавливали лепные изображения стражей и
животных, которые должны были отгонять злых
духов. Здания обносились высокой стеной,
покрытой цветной черепицей. Между зданиями
находился мощеный двор. Перед главным входом
устанавливался каменный помост или паперть с
колоннадой из нескольких столбов. Такие столбы
устанавливались перед императорскими дворцами,
казенными зданиями и частными домами. Они
изготавливались большей частью из кедра. К
столбу, вкопанному в землю прикреплялись полоски
бумаги с молитвой – просьбой к божествам об
удаче. Такие молитвы мешали злым духам
подниматься с земли. Стены храмов, ограда, столбы
окрашивались в красный цвет, который должен был
внушить верующим страх, смятение, раскаяние.
38. Внутренний вид китайской молельни. Почетное
место внутри храма отводится статуям
трех главных Будд. Посредине восседал главное
божество – Будда настоящего, а по бокам
второстепенные – Будда прошлого и Будда
будущего. Лики всех троих – бесстрастны. Лики же
всех остальных искажены гневом и угрозой. Статуи
Будд устанавливаются на высоких постаментах.
Обычно Будды сидят, подложив под себя обе ноги.
Одежда на них скромная и незамысловатая. Около
статуй около статуй устанавливают, как правило 5
жертвенных сосудов: в середине треножник -
курильницу, по бокам – два подсвечника и два
бронзовых или фарфоровых сосуда. Перед Буддами
всегда горит огонь – считается, что «свет дает
мудрость человеческому разуму». На голове у
Будды шишка – символ величия и недосягаемости.
Чтобы привлечь внимание богов к просьбам
молящихся, кроме преподносимых даров,
использовали различные ударные инструменты:
гонги, барабаны, колокола – железные, медные,
деревянные, а иногда и взрывчатые устройства.
Придя в храм, верующие зажигали свечи и ставили
их перед алтарем, а зажженные курительные
палочки втыкали в золу в курильнице, опускались
на колени перед идолом, совершая челобитие и
произнося молитвы.
39. Базар.
40 . Пристань Амурского Общества
Пароходства и Торговли. Пристань находилась
вблизи базара чуть ниже по Амуру.
|