Морская или Стеллерова корова (скелет).
Командорские острова, до 1768 года.
Морская корова (капустница) была описана
в 1741 год. Георгом Стеллером, врачом экспедиции
В.Беринга. Длина тела коровы
достигала 7,5 метров, масса - 3,5 тонны. Во рту вместо
зубов были ребристые роговые пластины, с помощью
которых она перетирала морскую капусту, свою
главную пищу. Ее мясо напоминало говядину.
Истреблена к началу XIX века.
Скелет морской коровы найден на Командорских
островах алеутом Трифоном Синициным и доставлен
в музей в 1897 году.
Подроб. см.: Сысоева О.В. Мировая сенсация
//Записки Гродековского музея. Вып.2. Хабаровск,
2001. С.221-229.
Биогруппа "Берлога с гималайским
медведем".
Хабаровский край, Вяземский район, бассейн реки
Подхоренок.
Берлога: лиственница (ствол).400,0 х 120,0 см.Медведь
(чучело):
150,0 х 100,0 х 85,0 см.
Берлога располагалась в стволе
лиственницы приморской (Larix maritima), в
пойменном лесу в истоках реки Подхоренок.
Возраст- 500 лет, высота- 35 м, диаметр у комля -176 см.
Дупло находилось на высоте 18 м над земле. Лаз в
берлогу был на высоте 22 м. Гималайский медведь
(Ursus thibetanus), самец весом 106 кг, типичного окраса.
Берлога и гималайский медведь добыты директором
ХККМ В.П.Сысоевым 12 ноября 1963 года. Берлога
установлена в отделе природы ХККМ в 1964 году.
Подроб. см.: Сысоев В.П. Рассказы дальневосточного
следопыта. Хабаровск, 1968.
Сысоев В.П. Путешествие по музею. Хабаровск, 1979.
Черепаха - надмогильный памятник
чжурчженьскому полководцу - князю Эсыкую
(1080/1090-1148 гг.) со стелой на спине. 1193 год.
Песчаник, резьба. Вес 6400 кг.
Надмогильный памятник Эсыкую открыт в 1870 году
востоковедом Палладием Кафаровым около села
Никольского (ныне город Уссурийск Приморского
края). Могильный курган Эсыкуя раскопан Ф.Ф.Буссе
в 1893-94 годах. В 1896 году по инициативе Ф.Ф.Буссе
фрагмент памятника - черепаха со стелой передана
Хабаровскому музею в дар от Общества изучения
Амурского края. Каменная гробница Эсыкуя,
навершие плиты с выбитыми на ней иероглифами ,
гранитные изваяния воинов и льва хранятся в
Приморском государственном объединенном музее
(г.Владивосток).
Комплекс сэвэнов-защитников шамана: Мангни,
Ни (2) и Накасэ (2).
Удэгейцы (р.Кусун, стойбище Уленгоу). 2-ая половина
ХIХ века.
Дерево, резьба.Мангни: 238,0 х 39,0 х 31,0 см.
Ни 1: 176,0 х 15,5 х 14,5 см.Ни 2: 193,0 х 16,0 х 15,0 см.
Накасэ 1: 72,0 х 66,0 х 10,0 см. Накасэ 2: 75,0 х 12,0 см.
Комплекс доставлен в музей
В.К.Арсеньевым в 1911 году.
По описанию В.К. Арсеньева мангни
является главным сэвэном в комплексе. В вольном
переводе его имя звучит как
"богатырь".В руках у него сабля и копье, на
голове нож-меч. Изображен с пустым желудоком,
грудь и бока защищены зеркалами "толи". Руки
обвиты змеями. На ноге вырезано изображение
ящерицы, чтобы ноги были быстрыми. Однако главным
является изображение лягушки (жабы), без
которого, по выражению В.К.Арсеньева, данный
сэвэн был бы просто куском дерева. У Мангни два
помощника - Ни (человек по-удэгейски). Вся их сила
сосредоточена в ножах-мечах на голове.
Жертвенную пищу им кладут на жертвенные пни,
которые одновременно являются сэвэнами Накасэ.
Когда основные сэвэны группы "вкушали"
жертвенную пищу, Накасэ наблюдали за окружающим
миром, поэтому у них два лица: спереди и сзади.
Сэвэны-защитники стояли у дома удэгейского
шамана, защищая его от нападений злых духов. Это -
единственный полный культовый комплекс
удэгейских сэвэнов, сохранившийся в мире.
Указатель дороги духов шамана.
Нивхи. 2-ая половина XIX века.
Дерево, резьба.10,3 х 9,3 см.
|