Передвижные выставки
"С гордым именем Гродековский".
Выставка посвящена 11"С 0-летию Государственного музея Дальнего
Востока
им. Н.И. Гродекова. Материалы выставки отражают историю создания
музея, этапы развития, достижения последних лет.
2. "Хабаровский край - 65 лет."
Фотовыставка рассказывает о развитии Хабаровского края за 65-летний
период.
3. "Хабаровский край ХХ1 век".
Фотовыставка рассказывает о развитии Хабаровского края за последнее
десятилетие и представляет различные темы: экономика, культура,
образование, спорт, наука и др.
4. "Встречь солнца".
Представленные на выставке копии старинных гравюр, документов, редких
картографических открытий на обширных территориях за Уралом, на
Северо-Востоке Азии, на побережье Тихого океана, в Америке, повествуют
о землепроходцах и путешественниках, открывших для мира Дальний
Восток.
5. "Коренные малочисленные народы Севера на пороге ХХ1
века".
Фотовыставка освещает быт и культуру коренных малочисленных народов
Севера конца Х1Х-ХХ веков. Материалы представлены из коллекций ДВ
Художественного музея, Государственного музея Дальнего Востока,
Государственного архива Хабаровского края, регионального общественного
"Хабаровского фонда диких животных" и коллекций фотографов
Хабаровского края.
6. "Ботанические прогулки с лесовиком Потапычем".
Выставка рассказывает о редких и реликтовых видах растений Дальнего
Востока, их биологических особенностях, распространении и возможности
использования человеком.
7. "Фотографии и письма Великой Отечественной войны".
Материалы выставки повествуют о войне и ее участниках дальневосточниках,
о тружениках тыла, о работе промышленных предприятий.
8. "Молодежь Хабаровского края в годы Великой Отечественной
войны
1941-1945 гг."
Выставка раскрывает еще одну страницу славных героических дел молодежи
Хабаровского края в суровые военные годы. Среди героев войны - комсомольцы-дальневосточники:
В. Шелест, Е. Дикопольцев, А. Пассар, А. Маресьев и другие.
9. "Дальний Восток у меня в крови с детства".
Выставка посвящена 100-летию со дня рождения А.А. Фадеева (1901-1956
гг.) известного советского писателя, автора романов "Разгром",
"Последний из Удэге", "Молодая гвардия" и др.
10. "Возвращенные имена" (к 15-летию общества "Мемориал).
Выставка отражает историю политических репрессий в стране и на Дальнем
Востоке
1922 - 1955 гг., рассказывает о судьбах репрессированных дальневосточников
и о деятельности краевого историко-просветительного общественного
движения "Мемориал" за 1988-2003 гг.
11. "Дневные бабочки мира".
Мобильная выставка бабочек была создана
в 2001 году из фондовых коллекций музея, собранных
в 1973-2001 гг. хабаровчанами И. Г. Клыковым, Е. В.
Новомодным, В. Я.Федоровым, Е. Г. Чулковым.
Представлена 1234 экземплярами бабочек из группы
дневных, относящихся к 517 видам и размещенных в 37
энтомологических ящиках.
Вот лишь несколько страничек из
экскурсии по выставке:
Центром происхождения рода Парнассиус
являются горные массивы, отсюда и название,
которое можно перевести как "обитатель Парнаса", то есть места, где согласно
греческой мифологии собирались Аполлон и музы.
Бабочки этого рода имеют белые или желтые с
темными полосами, красными и черными пятнами
крылья. Карл Линней первую бабочку из этой группы
назвал Аполлоном. С тех пор и всех других
по-русски называют аполлонами. Аполлоны из-за
своей труднодоступности и красоты стали
предметом страстного желания всех
коллекционеров мира иметь их в коллекции. В
Европе обитает крупный обыкновенный аполлон
(третий ряд сверху), но он строго охраняется
законом. И хотя под страхом больших штрафов
европейских аполлонов не ловят, это не очень
влияет на их сохранение. Потому что уничтожаются
естественные места обитания. На Дальнем Востоке
только один "краснокнижный", - аполлон
Фельдера (второй ряд снизу), - за его очень
ограниченный ареал распространения - только
Малый Хинган. Гусеницы его развиваются на
хохлатках.
Этих бабочек часто называют
Хвостоносцами. Вам понятно за что? За выросты на задних крыльях, - хотя, понятно, к
настоящим хвостатым животным они никакого
отношения не имеют. Подалирий распространен на
восток до Новосибирска. Махаон - почти везде, до
Тихого океана и Аляски. На Дальнем Востоке свои
Хвостоносцы - Ксут, Бианор и Хвостоносец Маака.
Ксут очень похож на Махаона, Хвостоносец Маака -
черно-зелено-синий, тропического облика красавец
до 15 см в размахе крыльев. Это самая большая
дневная бабочка России. В полете очень заметен и,
безусловно, является одним из символов
дальневосточных широколиственных
лесов. Гусеницы наших Хвостоносцев развиваются
на амурском бархате (сугубо дальневосточный
реликт). Бархат близок к цитрусовым, которыми
питаются тропические Хвостоносцы. На их примере
хорошо рассмотреть такое явление, как сезонный
диморфизм, одно из его проявлений. Большинство
этих бабочек в наших условиях успевают за лето
пройти два цикла метаморфоза, две генерации.
Однако, качество корма, которым питаются
гусеницы в начале лета и в его конце совершенно
различно. Молодые листья и другие органы
растения нежны и питательны, к осени они грубеют,
и, гусеница недополучая необходимых веществ,
остается маленькой, т.с. "недокормленной". В
этом причина малой величины весенних имаго.
Углокрыльницы, многоцветницы,
траурница, дневной павлиний глаз, крапивница, репейница, адмиралы, нимфалида Канаки
имеют на нижней стороне крыльев окраску,
имитирующую опавшие сухие листья. Контрастно с
ней выглядит верхняя сторона: в разных вариантах
пятна, напоминающие глаза, чего очень не любят
хищники, особенно птицы. Пятна могут быть рыжими,
красными, багряными - это цвет опасности в
животном мире. В спокойном состоянии они сидят со
сложенными за спиной крыльями, а при опасности
разворачивают их, демонстрируя свои
"негодующие взгляды" и вызывая
замешательство у преследователя. Все они зимуют
во взрослом состоянии. При плюсовых температурах
весной, а во время оттепелей даже зимой, над
снегом, из дневных бабочек они вылетают первыми.
Последнее обстоятельство косвенно доказывает,
что места зимовки находятся выше уровня снега, а
не в лесной подстилке. Гусеницы питаются на
крапиве, березе, смородине и некоторых других
растениях. На примере углокрыльниц (вверху) можно
видеть модификационную изменчивость в окраске
крыльев, когда естественный отбор не отдает
предпочтения какой-либо одной, а поддерживает
все имеющееся в наличии ее многообразие.
Бабочки левана и буреяна (внизу) - это
демонстрация сезонного диморфизма. Оказывается,
дело не только в недостаточном количестве и
качестве пищи гусениц. Воздействие низких
температур на зимующую куколку может вызывать
коренное изменение окраски имаго. Это было
доказано экспериментально, причем не только по
отношению к этим видам, но и ко многим другим.
Семейство парусников широко распространено по
всей Земле, но тропические формы наиболее
крупные и яркие. Легко представить
себе состояние человека, впервые поймавшего
такое насекомое! Вот как пишет об этом Альфред
Уоллес: "Красота и блеск этого насекомого
неописуемы, и только натуралист может понять то
необычайное волнение, которое я испытал, наконец
поймав его. Когда я вынул насекомое из сачка и
развернул его великолепные крылья, моё сердце
так забилось, кровь так прихлынула к голове, что я
почувствовал себя слабее, чем если бы я был на
пороге смерти. Весь остаток дня у меня болела
голова, настолько велико было волнение,
вызванное этим, казалось бы, незначительным
событием." Некоторые виды так велики, что их
ловят не только сачками, но и подстреливают из
дробовика! Этих крупных и очень красивых бабочек
называют Орнитоптерами или Птицекрылками. Их
крылья - наглядная демонстрация нескольких
законов природы: половой и индивидуальной
изменчивости, защитной окраски и мимикрии.
Самыми привлекательными и известными, типично
южноамериканскими
бабочками являются Морфиды. Это семейство
примечательно тем, что многие его представители
отличаются своей восхитительной переливающейся
окраской при довольно крупных размерах. Их
крылья покрыты оптическими чешуйками, отсюда
нежные, голубовато-розовые переливы. Летают они
обычно высоко в кронах деревьев и редко
спускаются к земле. По этой причине они долгое
время были недоступны большинству рядовых
коллекционеров. Однако, французский энтомолог
Эжен Ле Мульт обнаружил, что можно посадить
пойманную, обездвиженную морфиду, и к ней тут же
слетятся стаи других: только успевай ловить.
Такой способ ловли бабочек послужил насыщению
рынка, их стали использовать при изготовлении
украшений, декоративных панно, пепельниц, чаш,
ваз, подносов, шкатулок и т.п. Подобные изделия и
сейчас можно встретить в антикварных и
сувенирных магазинах. Считается, что ловля их не
приносит существенного вреда природным
популяциям, так как попадаются одни самцы, - самок
привлекать таким способом не удается.
|