Материальная культура (хозяйство, быт,
семейный уклад), складывавшаяся
веками, тесно переплеталась с духовной жизнью
коренных народов российского Дальнего Востока.
Ее основу составляли анимистические
представления об окружающем мире. Промысловые
культы являлись более древней формой верований.
Позднее возникает шаманство, в основе которого
лежала вера в существование посредников между
миром обычных людей и миром духов.
Раздел “Верования” знакомит с одеждой
и атрибутами шаманского облачения.Металлические
зеркала “толи”, пояса “янгпан”, посохи, маски
должны были защищать шамана от злых духов.
Ритуальный нагрудник был необходим для
сохранения голоса шамана во время камлания –
общения с духами. Бубен являлся атрибутом шамана
и символизировал его душу. В экспозиции
широко представлена культовая скульптура
(сэвэны-защитники и сэвэны-помощники шамана).
Гордостью музея является самый крупный
комплекс сэвэнов-защитников удэгейского шамана
с реки Кусун, собранный В. К. Арсеньевым в 1911
году. К середине ХХ века традиционная культура
коренных народов Дальнего Востока России
претерпела значительные изменения, но и сегодня
остается посвоему уникальной. Однако в настоящее
время многие ее проявления можно увидеть только
в музеях.
|