Перейти на главную страницу Перейти на сайт администрации края
 
 
История музея
Структура музея
Районные музеи
Коллекции
Экспозиции
Выставки
Научная деятельность
Музейная
педагогика
Публикации
Меценаты, спонсоры, дарители музея
Ассоциация
музеев ДВ
Обратная связь
Информация
для посетителя
 
Архив новостей за август 2004 года


Уважаемые хабаровчане и гости города!

Просим Вас принять к сведению, что на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 05. 08. 2004 № 894 ГУК «Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова» переименован в

ГУК «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
им. Н. И. ГРОДЕКОВА»

Выставка “Ковер-самолет Чикуэ Киле»

(о династии мастеров Киле из села Дада)

В среде коренных народов Приамурья отец всегда передавал свое мастерство сыну, мать – дочери. Не только свои знания об окружающем мире, свои навыки стремился передать сыну нанайский охотник, но и своего домашнего духа Дюлина . Поэтому каждая нанайская, ульчская, нивхская семья – это цепочка бесконечно длинной цепи – династии: рабочей и творческой

Чикуэ Золонговна Киле (1890-1992) родилась в 1890 году в нанайском селе Гордамо, стоявшем на одной из проток Амура в окрестностях современного села Найхин. Ее бабушка и мать были признанными в селе мастерицами. Длинными темными зимними вечерами в доме ее родителей собирались женщины всей Гордамо: шить, вышивать, плести коврики из камыша, делать посуду из бересты, слушая сказки, что замечательно рассказывала бабушка Чикуэ. Под сказочные приключения героев работа спорилась и впитывала в себя элементы таинственности и красоты сказки. Маленькая Чикуэ слушала сказки и наблюдала, как работают женщины, внимательно всматривалась в узоры, появляющиеся на ткани. Однажды она услышала: “Пора и тебе учиться, доченька”, и мать дала ей иголку с нитью, кусочек ткани, мол, пробуй. Первые стежки вышли косыми и неуклюжими. Улыбаясь женщины подбадривали девочку: “Давай, давай. Твоя бабушка – большая мастерица, и мать научилась шить у нее, а теперь ты учись”.

В 16 лет Чикуэ выдали замуж в Даду за Гавляка Киле, а в следующую весну у нее родился первенец. По словам Чикуэ Золонговны, “она всегда много работала, ловила рыбу, выделывала шкуру рыбы и зверей, чтобы накормить, одеть, обуть свое семейство. И круглый год ее руки не знали покоя”. В 1950-е годы она стала шить и вышивать авторские национальные изделия, скоро стала постоянной участницей краевых выставок народного творчества, а в 1975 году была принята в члены Союза художников Российской Федерации.

Работы Ч.З. Киле представляли искусство коренных народов Приамурья в Хабаровске, Владивостоке, Ленинграде, Москве, за рубежом. За участие в выставке профессиональных художников “Советская Россия-4” мастерица была награждена памятной медалью.

По мнению искусствоведа К.П. Белобородовой, наивысшие достижения мастерицы связаны с традиционным искусством аппликации. В Хабаровском краевом краеведческом музее им. Н.И. Гродекова хранится много авторских работ Ч.З. Киле: ковров, женских и детских халатов, мужская праздничная рубашка, нагрудник, тапочки и др.

Как мастерица дело матери продолжила Майла Гавляковна – любимая ученица Чикуэ Золонговны. К сожалению, в фондах Государственного музея Дальнего Востока хранится немного ее работ, но среди них интересный ковер “Миру мир – СССР”, декорированный традиционным нанайским орнаментом. Прекрасной мастерицей была и Мария Петровна Бельды, невестка Ч.З. Киле.

Сын Николай Гавлякович Киле в 1954 году окончил Биробиджанское кульпросветучилище и с юной женой, дочкой-грудничком приехал в село Нижние Халбы, работал завклубом в старом ледяном здании, именуемом “красным уголком”. При нем расцвело творчество фольклорного песенно-танцевального ансамбля “Мангбо” (“Амур”), быстро ставшего очень популярным. Николай Гавлякович был не только руководителем ансамбля, но и его главным танцором. Кстати, Анна Гавляковна, младшая дочь Ч.З. Киле тоже выступала в составе “Мангбо”, особенно задорно и артистично исполняя частушки и шуточные песни на стихи своего мужа, нанайского поэта Георгия Андреевича Бельды.

В 1979 году Хабаровск принимал XIV Тихоокеанский конгресс. Для его участников и гостей была организована большая и разнообразная культурная программа. 27 августа во Дворце профсоюзов Хабаровска состоялся концерт. Среди выступающих был и ансамбль “Мангбо”. Анна Гавляковна пела народные песни, а Светлана, дочь Н.Г. Киле играла в оркестре национальных инструментов народностей Приамурья, исполнявшем сюиту хабаровского композитора Н.Н. Менцера “Гонки на оленях”. Для ее исполнения были изготовлены специальные инструменты. Учитель музыки и руководитель семейного фольклорного ансамбля “Дучэкэ” Светлана Николаевна Киле продолжает творческие традиции своей семьи и свято хранит семейные реликвии: работы бабушки Чикуэ, тети Майлы, программу памятного концерта на XIV Тихоокеанском конгрессе, буклет “Нанайский вальс” о творчестве ансамбля “Мангбо” 1988 года, множество фотографий.

 

Презентация литературного сборника

26 августа в Государственном музее Дальнего Востока им. Н. И. Гродекова состоялась презентация литературного сборника "Записки Гродековского музея №7". Выпуск, приуроченный к 70-летию образования Дальневосточного отделения Союза писателей СССР, посвящен истории региональной литературы. Авторы статей - ученые, писатели, сотрудники архива и музеев - исследуют эстетические проблемы литературной жизни края 20-90-х годов 20 века, в том числе и литературы Восточной ветви Русского зарубежья, анализируют новые издания и рассматривают творчество представителей коренных народов Дальнего Востока. Это приобрело особую актуальность в связи с тем, что 2004 год объявлен ООН годом коренных народов. Отдельные статьи посвящены исследованию малоизученных вопросов отечественного литературоведения. В литературном празднике примут участие писатели, ученые, музейные работники и литературная общественность города. В рубрике "Гербарий живых мгновений" представлены воспоминания современников, наших земляков, о писателе и философе Вс.Н. Иванове, который однажды сделал в дневнике такую запись: "Литература должна быть умна, благородна, талантлива... и тот, кто пишет о ней, тоже...".

Выставка "Оставаясь евреями, быть россиянами"

Государственный музей Дальнего Востока им. Н.И. Гродекова и Хабаровская еврейская религиозная община "Мизрах" создали выставку "Оставаясь евреями, быть россиянами" (Евреи на Дальнем Востоке России в XIX - XX веке). На выставке представлены материалы, которые отражают участие еврейского народа в освоении Приамурья, определяют их роль в материальной и духовной культуре региона: фотографии, книги, документы, связанные с деятельностью писателей, журналистов, врачей, ученных, а также предметы религиозного культа. Выставка рассказывает о ярких представителях еврейского народа людях, которые внесли огромный вклад в развитие Дальнего Востока России: М.Г. Штейне, Ш.И. Ратнере, Э.Г. Казакевиче, И.Л. Бронфмане, Б.С. Миллере, Н.И. Айзмане, Н.М. Фридмане и других. В выставке использованы материалы из фондов Государственного музея Дальнего Востока и Хабаровской еврейской религиозной общины "Мизрах".

 

  | 1 |

стр. 1   

| Главная | English page | Музейные вести | Архив новостей |
| Поиск по сайту | Карта сайта | История музея | Структура музея |
| Районные музеи | Коллекции | Экспозиции | Выставки | Научная деятельность |
| Музейная педагогика | Публикации | Меценаты, спонсоры, дарители музея |
| Ассоциация музеев ДВ | Обратная связь | Информация для посетителя |

 

©Государственный музей Дальнего Востока им. Н. И. Гродекова, 2002. Все права защищены