Уважаемые хабаровчане и гости города!
Просим Вас принять к сведению, что на основании распоряжения Министерства
имущественных отношений Хабаровского края от 05. 08. 2004 № 894
ГУК «Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова»
переименован в
ГУК «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
им. Н. И. ГРОДЕКОВА»
Выставка “Ковер-самолет Чикуэ Киле»
(о династии мастеров Киле из села Дада)
В среде коренных народов Приамурья отец всегда передавал свое мастерство сыну, мать – дочери. Не только свои знания об окружающем мире, свои навыки стремился передать сыну нанайский охотник, но и своего домашнего духа Дюлина . Поэтому каждая нанайская, ульчская, нивхская семья – это цепочка бесконечно длинной цепи – династии: рабочей и творческой
Чикуэ Золонговна Киле (1890-1992) родилась в 1890 году в нанайском селе Гордамо, стоявшем на одной из проток Амура в окрестностях современного села Найхин. Ее бабушка и мать были признанными в селе мастерицами. Длинными темными зимними вечерами в доме ее родителей собирались женщины всей Гордамо: шить, вышивать, плести коврики из камыша, делать посуду из бересты, слушая сказки, что замечательно рассказывала бабушка Чикуэ. Под сказочные приключения героев работа спорилась и впитывала в себя элементы таинственности и красоты сказки. Маленькая Чикуэ слушала сказки и наблюдала, как работают женщины, внимательно всматривалась в узоры, появляющиеся на ткани. Однажды она услышала: “Пора и тебе учиться, доченька”, и мать дала ей иголку с нитью, кусочек ткани, мол, пробуй. Первые стежки вышли косыми и неуклюжими. Улыбаясь женщины подбадривали девочку: “Давай, давай. Твоя бабушка – большая мастерица, и мать научилась шить у нее, а теперь ты учись”.
В 16 лет Чикуэ выдали замуж в Даду за Гавляка Киле, а в следующую весну у нее родился первенец. По словам Чикуэ Золонговны, “она всегда много работала, ловила рыбу, выделывала шкуру рыбы и зверей, чтобы накормить, одеть, обуть свое семейство. И круглый год ее руки не знали покоя”. В 1950-е годы она стала шить и вышивать авторские национальные изделия, скоро стала постоянной участницей краевых выставок народного творчества, а в 1975 году была принята в члены Союза художников Российской Федерации.
Работы Ч.З. Киле представляли искусство коренных народов Приамурья в Хабаровске, Владивостоке, Ленинграде, Москве, за рубежом. За участие в выставке профессиональных художников “Советская Россия-4” мастерица была награждена памятной медалью.
По мнению искусствоведа К.П. Белобородовой, наивысшие достижения мастерицы связаны с традиционным искусством аппликации. В Хабаровском краевом краеведческом музее им. Н.И. Гродекова хранится много авторских работ Ч.З. Киле: ковров, женских и детских халатов, мужская праздничная рубашка, нагрудник, тапочки и др.
Как мастерица дело матери продолжила Майла Гавляковна – любимая ученица Чикуэ Золонговны. К сожалению, в фондах Государственного музея Дальнего Востока хранится немного ее работ, но среди них интересный ковер “Миру мир – СССР”, декорированный традиционным нанайским орнаментом. Прекрасной мастерицей была и Мария Петровна Бельды, невестка Ч.З. Киле.
Сын Николай Гавлякович Киле в 1954 году окончил Биробиджанское кульпросветучилище и с юной женой, дочкой-грудничком приехал в село Нижние Халбы, работал завклубом в старом ледяном здании, именуемом “красным уголком”. При нем расцвело творчество фольклорного песенно-танцевального ансамбля “Мангбо” (“Амур”), быстро ставшего очень популярным. Николай Гавлякович был не только руководителем ансамбля, но и его главным танцором. Кстати, Анна Гавляковна, младшая дочь Ч.З. Киле тоже выступала в составе “Мангбо”, особенно задорно и артистично исполняя частушки и шуточные песни на стихи своего мужа, нанайского поэта Георгия Андреевича Бельды.
В 1979 году Хабаровск принимал XIV Тихоокеанский конгресс. Для его участников и гостей была организована большая и разнообразная культурная программа. 27 августа во Дворце профсоюзов Хабаровска состоялся концерт. Среди выступающих был и ансамбль “Мангбо”. Анна Гавляковна пела народные песни, а Светлана, дочь Н.Г. Киле играла в оркестре национальных инструментов народностей Приамурья, исполнявшем сюиту хабаровского композитора Н.Н. Менцера “Гонки на оленях”. Для ее исполнения были изготовлены специальные инструменты. Учитель музыки и руководитель семейного фольклорного ансамбля “Дучэкэ” Светлана Николаевна Киле продолжает творческие традиции своей семьи и свято хранит семейные реликвии: работы бабушки Чикуэ, тети Майлы, программу памятного концерта на XIV Тихоокеанском конгрессе, буклет “Нанайский вальс” о творчестве ансамбля “Мангбо” 1988 года, множество фотографий.
Презентация литературного сборника
26 августа в Государственном музее Дальнего Востока
им. Н. И. Гродекова состоялась презентация литературного сборника
"Записки Гродековского музея №7". Выпуск, приуроченный к 70-летию
образования Дальневосточного отделения Союза писателей СССР, посвящен
истории региональной литературы. Авторы статей - ученые, писатели,
сотрудники архива и музеев - исследуют эстетические проблемы литературной
жизни края 20-90-х годов 20 века, в том числе и литературы Восточной
ветви Русского зарубежья, анализируют новые издания и рассматривают
творчество представителей коренных народов Дальнего Востока. Это
приобрело особую актуальность в связи с тем, что 2004 год объявлен
ООН годом коренных народов. Отдельные статьи посвящены исследованию
малоизученных вопросов отечественного литературоведения. В литературном
празднике примут участие писатели, ученые, музейные работники
и литературная общественность города. В рубрике "Гербарий живых
мгновений" представлены воспоминания современников, наших земляков,
о писателе и философе Вс.Н. Иванове, который однажды сделал в
дневнике такую запись: "Литература должна быть умна, благородна,
талантлива... и тот, кто пишет о ней, тоже...".
Выставка "Оставаясь евреями, быть россиянами"
Государственный музей Дальнего Востока им. Н.И. Гродекова и Хабаровская
еврейская религиозная община "Мизрах" создали выставку "Оставаясь
евреями, быть россиянами" (Евреи на Дальнем Востоке России в XIX
- XX веке). На выставке представлены материалы, которые отражают
участие еврейского народа в освоении Приамурья, определяют их
роль в материальной и духовной культуре региона: фотографии, книги,
документы, связанные с деятельностью писателей, журналистов, врачей,
ученных, а также предметы религиозного культа. Выставка рассказывает
о ярких представителях еврейского народа людях, которые внесли
огромный вклад в развитие Дальнего Востока России: М.Г. Штейне,
Ш.И. Ратнере, Э.Г. Казакевиче, И.Л. Бронфмане, Б.С. Миллере, Н.И.
Айзмане, Н.М. Фридмане и других. В выставке использованы материалы
из фондов Государственного музея Дальнего Востока и Хабаровской
еврейской религиозной общины "Мизрах".