Перейти на главную страницу Перейти на сайт администрации края
 
 
История музея
Структура музея
Районные музеи
Коллекции
Экспозиции
Выставки
Научная деятельность
Музейная
педагогика
Публикации
Меценаты, спонсоры, дарители музея
Ассоциация
музеев ДВ
Обратная связь
Информация
для посетителя

 

 


Выпуск 2(8) 2004 год

 

 

22 сентября 2004 года исполнилось 161 год со дня рождения Н.И. Гродекова, выдающегося военного и государственного деятеля, генерал - губернатора Приамурского края. "Николай Иванович Гродеков вложил много труда и личных денежных средств на устройство музея в Хабаровске", - писал В.К. Арсеньев. Добавим, что же был одним из инициаторов создания музея, его имя ныне с гордостью носит музей.

В этот день в музее перед портретом Гродекова собрались сотрудники и гости музея. Доктор исторических наук, профессор Н. И. Дубинина, автор историко-библиографического очерка "Приамурский генерал-губернатор Н.И. Гродеков" выступила с предложением поставить памятник Гродекову в Хабаровске.

Директор музея Н.И. Рубан поддержал эту идею, считая, что такой памятник должен быть недалеко от здания музея и предложил также ввести ежегодную премию Гродекова за большой вкад в развитие Гродековского музея.

НАРЕЧЕН ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫМ

Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н. И. Гродекова, созданный в 1894 г. при Приамурском отделе Географического общества как научное подразделение, объединил вокруг себя все лучшие творческие силы молодого Приамурского края. Как известно, Приамурский край того времени - это, по существу, весь Дальний Восток России. Чиновники, активно поддерживавшие музей, привозили из дальних командировок коллекции со всего Приамурского края, а порой и из сопредельных стран. Так формировалось музейное собрание, в котором нашли отражение история и культура Дальнего Востока. За 110 лет музей пополнил свои фонды и в значительной степени расширил направления научно-исследовательской и культурно-образовательной работы. Территориальное положение Хабаровска как центра Дальневосточного региона создавало удобные условия для проведения совещаний, научных конференций. Хабаровский краеведческий музей стал местом, где часто встречались музейные работники Дальнего Востока, и в январе 1982 г. приказом Министерства культуры РСФСР он был определен как головной методический центр музейной сети Дальнего Востока. Сегодня музейная сеть Дальнего Востока включает свыше 400 музейных учреждений разного профиля. Музеи стали заметным явлением в культурной жизни региона, в воспитательно-образо вательной деятельности, в исследовательской работе. Давно назрела необходимость музейщикам обменяться опытом, рассказать о своих проблемах, получить рекомендации более опытных коллег по вопросам экспозиционной, научной и культурно-образователь ной работы. Выступая организатором музейного съезда, а также являясь активным членом Союза музеев России и международ ного Союза музеев ИКОМ, Хабаровский музей осуществляет поиск новых путей развития музейной сети Дальневосточного региона, стремится поддерживать интеграцию музеев в региональное, межрегиональное и международное информационное пространство. Для реализации этих задач в целях консолидации творческих и научных сил региона в 2003 г. Хабаровский музей выступил инициатором создания Ассоциации музеев Дальневосточного региона. 19 марта 2004 г. Ассоциация стала официально зарегистриро ванным юридическим лицом. На учредительном съезде Ассоциации музеев Дальневосточного региона было высказано предложение изменить название музея. В частности, в своем выступлении заведующая сектором научно-методического обеспечения работы с книжными памятниками НОИ редких книг Российской Государственной библиотеки Л.Н.Арифулова отметила, что "...музей уже давно вышел за рамки и Хабаровского, и краевого, и краеведческого. В своих экспозициях, научных исследованиях, культурно-образовательной работе музей охватывает гораздо больший спектр проблем, чем это обозначено в его названии". Такое же мнение было высказано участниками региональной научно-практической конференции "4-е Гродековские чтения", проходившей в г. Хабаровске 22-23 апреля 2004 г. На заключитель ном пленарном заседании конференции было рекомендовано переименовать Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н. И. Гродекова в Государственный музей Дальнего Востока им. Н. И. Гродекова. Выступавшие отмечали, что, не умаляя значение понятия "краеведческий", музей по основным направлениям своей деятельности перерос административные рамки края. В 2000 г. музей был аккредитован Министерством науки и технологий РФ как научное учреждение и в 2003 г. подтвердил эту аккредитацию. Научно-исследовательская деятельность музея является базой для осуществления его основной социальной функции - хранения и популяризации культурного наследия - и охватывает широкий круг вопросов по истории, археологии, этнографии, литературе Дальнего Востока, естественно-научным дисциплинам и музееведению. Изменение названия музея отражает историческую традицию и современное направление его научной работы на Дальнем Востоке Российской Федерации. Согласно рекомендациям Учредительного съезда Ассоциации музеев Дальневосточного региона и региональной научно-практи ческой конференции "4-е Гродековские чтения", 5 августа 2004 г. Хабаровский краевой краеведческий музей имени Н. И. Гродекова официально переименован в Государственный музей Дальнего Востока имени Н. И. Гродекова .

Н. И. Рубан, директор ГМДВ им. Н. И. Гродекова

ГОРОД В ЗЕРКАЛЕ МУЗЕЯ

Создание городского музея в Хабаровске - важное и нужное событие в жизни дальневосточной столицы. Чем больше музеев, тем лучше сохраняется город, выше его культурный уровень. Понятно, что деньги налогоплательщиков надо вкладывать в социально значимые объекты. Ведь музей - это, извините, предмет роскоши, дорогая игрушка, которую может себе позволить социум. Да и польза от него весьма своеобразная, не измеряемая материально, но ведь "только культура создает личность. Как личность отдельного человека, так и личность села, города, страны". Так говорил Д.С. Лихачев. Но Хабаровск - город со славной историей, а исторический город должен быть насыщен музеями. Такова была и такой останется позиция Гродековского музея, а все разговоры, что-де краевой музей настроен против городского, - не более чем вымысел.

Как известно, музей создаётся при наличии как минимум трёх условий: коллекции, помещения и специалистов. Новый Музей истории Хабаровска сегодня обладает замечательным помещением, прекрасно отремонтированным, с перспективой дальнейшего развития. В новом музее сразу обращает на себя внимание добротность отделки стен, мозаичный пол из натурального камня, изящные "музейные" светильники. Сотрудники, в нём работающие, приступили к активному накоплению музейного "капитала" - его коллекции.

Экспозиция - то главное, ради чего создаётся музей, - пока не готова, да и трудно (а точнее, невозможно) было бы за столь короткий срок её создать. Есть зал, посвящённый основанию Хабаровска, собранный буквально по крохам известным хабаровским историком-краеведом М. Ф. Буриловой, есть несколько выставок. Сотрудники музея настроены по-боевому и готовы вести поиск, формировать музейное собрание и строить экспозиции.

Однако в создании и развитии новых музеев существует одна весьма серьезная проблема. Заключается она в необходимости определить, какова же будет культурная "ниша" нового музея, какое место займет он среди существующих музеев и других научных, культурных и образовательных учреждений, в чем будет его отличие, своеобразие, "лица необщее выражение".

Уже сегодня возникает вопрос - какие концептуальные подходы будут заложены в будущем музее, в направлениях комплектова ния, культурно-образовательной деятельности, в его экспозициях и выставках.

Как известно, музей функционирует в определенной культурной, социальной, демографической среде города. Для музея Хабаровска сегодня сложилась наиболее благоприятная ситуация, когда горожане поворачиваются лицом к своему городу. Хабаровск преображается на глазах - хорошеют его улицы, строятся новые здания, молодеют старые фасады, появляются новые архитектурные объекты, строятся дороги и транспортные развязки, покрываются брусчаткой площади и тротуары, преображаются парки, пруды. И появляется надежда, что эти процессы найдут отражение в музейном собрании, в фондах городского музея.

В меняющемся городе должны измениться и его жители, для которых улицы города становятся как бы продолжением их домов, уютных и ухоженных. Казалось бы, в таком доме нельзя плевать, швырять окурки, бросать пустые бутылки. Только вот бросают, швыряют и плюют& В такой ситуации не стуит отделять процесс культурного преобразования внешнего облика города от функционирования его учреждений культуры. Музей - это не только драгоценная шкатулка, вобравшая в себя определенные ценности. Музей - это достаточно гибкое социальное образование, способное активно влиять на общество, его традиции, историческую память, наше отношение к ним.

На наш взгляд, эта проблема могла бы стать одной из основных в определении концептуальных задач нового музея.

Что бы хотелось видеть в такой концепции, помимо традицион ной тематической структуры экспозиции?

Во-первых, анализ ситуации, в которой существует музей города, его место среди других музеев и учреждений культуры.

Во-вторых, определение тех групп посетителей, с которыми он будет наиболее активно сотрудничать, формы и методы работы с учетом возрастных особенностей, профессиональных и социальных предпочтений. Здесь открывается широкое поле деятельности сотрудникам музея: проведение выставок, конкурсов, смотров, клубов по интересам и т. п.

В-третьих, активное включение принципа обратной связи - не только "музей для посетителя", но и "посетитель - музею", его влияние на направления работы музея.

В таком музее и структура экспозиции должна отойти от шаблонов, стереотипов. В современном названии - Музей истории Хабаровска - существует уже предпосылка его построения по историко-хронологическому принципу. В таком случае он неизбежно повторит экспозицию уже существующих музеев - краеведческого и истории ДВО. В каждом будут одни и те же действующие лица (от Муравьева, купцов и военачальников), те же тексты Айгунского и Пекинского договоров, та же форма казака, сшитая хабаровским умельцем, та же изба с самоваром на столе и с иконой в углу и т. д. и т. п. К сожалению, сегодня Музей Хабаровска идет этим проторенным путем, и возникает вопрос - а нужен ли горожанам мини-краеведческий музей?
А ведь можно музей города увидеть и по-другому. Взглянуть на город как на сложный организм, обеспечивающий жизнь горожан, со своей динамикой развития. Специфика архитектуры, транспорт и коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение, социальный состав населения и масса других проблем, которых не раскрывают музеи, имеющиеся в нашем городе. Наверное, это где-то подспудно вынашивается, но следует помнить, что каждая музейная экспозиция начинается с творческого документа - научной концепции, в которой были бы изложены интересные посетителю идеи, оригинальные решения, творческие задумки. И принимать ее хотелось бы не кулуарно, а с привлечением, как говаривали прежде, широкой общественности. Историкам, специалистам, всем, кто любит свой город, есть чем поделиться с создателями музея. А пока что первый зал нового музея создает впечатление традиционного уголка сельского быта.

Представляете, насколько интересней было бы начать знакомство с музеем не с осмотра фотопанно, на котором - хорошо известный нам фонтан, а с карты старого Хабаровска, где бы можно было посмотреть - что было на месте моего дома? Почему улица Серышева называлась Тихменевской и кто такой Тихменев? И дать аннотированные портреты и Серышева, и Тихменева, и многих других, чьи имена носили ранее и носят ныне улицы города.

Этот музей мог бы показать своеобразную архитектуру Хабаровска - особенно деревянную, канувшую в лету, реализовать хотя бы частично идеи музея деревянного зодчества, которыми увлекался наш горисполком еще в доперестроечную эпоху. Хабаровча не, знающие свой город, напомнят, что скоро исполняется 100 лет Хабаровскому водопроводу - первому не только на Дальнем Востоке, но и во всей Восточной Сибири, расскажут об энтузиастах, озеленявших город, - это они привезли из Маньчжурии первые ильмы и расселили их по городу, припомнят старые традиции украшать город и поддерживать в нем порядок.

Музею Хабаровска нужна интересная, оригинальная, профессиональная научная концепция. Как известно, всякое строительство начинается с тщательной проработки научной документации. В том числе и строительство музейной экспозиции.

А. Пономарева,
Сокращенный вариант опубликован в газете
"Приамурские ведомости".

НЕФЕРТИТИ С ОСТРОВА СУЧУ

Среди многочисленных археологических памятников русского Дальнего Востока встречаются уникальные объекты, на которых пласты грунта сохранили остатки деятельности людей многих исторических периодов. К числу таких редких памятников можно смело отнести почти полностью остров Сучу (Щучий), находящийся в Хабаровском крае у старинного села Мариинского Ульчского района. Этот остров, длина которого сейчас не более 1,2 километра, как бы самой природой был создан для поселений первобытного человека, ценившего, как правило, изолированные возвышенные участки около воды.

Впервые остров упоминается в "Морском сборнике" за 1859 год. В нем сказано, что в пойме Амура в районе озера Кизи "возвышен только остров Сучу, на котором в настоящее время поселена сотня конных казаков с их семействами". Указанная ситуация на острове наблюдалась в период Крымской войны, когда возникла опасность появления вражеских судов на Амуре. Сучу в то время был частью одного из форпостов на восточных рубежах России.

Еще раньше, примерно 800 лет тому назад, на этом маленьком клочке земли останавливались легендарные чжурчжэни, создатели Великой Золотой империи. А за тысячу лет до них остров стал пристанищем людей раннего железного века. Есть свидетельства, что не обошли его стороной обитатели Приамурья и в эпоху бронзы.

Однако наибольшее внимание к острову было привлечено в неолитическое время. Тогда, в новокаменном веке, на нем образовались одни из самых обширных и густонаселенных поселков на Дальнем Востоке. За время работ экспедиции Института истории, филологии и философии СО АН СССР (ныне Институт археологии и этнографии СО РАН), которую организовал и долгое время возглавлял великий ученый нашего времени, академик Алексей Павлович Окладников, было установлено, что на острове сохранились следы более 120 жилищ-западин. Они располагаются почти по всей длине острова, образуя как бы три большие группы. Большинство жилищ круглой формы, диаметр западин нередко достигает 15-18 метров при глубине 2-3 метра. В этих огромных жилищах типа полуземлянок найдено большое количество самых разнообразных изделий, необходимых в быту, во время охоты, рыбной ловли, во всем другом, связанном с деятельностью человека.

В один из недавних полевых сезонов наша экспедиция продолжала раскопки на острове. Активными участниками их были мариинские школьники и студенты Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического института. Вопреки известным финансовым трудностям результаты их превзошли все ожидания. Раскопкам подверглось жилище, расположенное рядом с уникальным святилищем солнцепоклонников, открытым нами ранее. Жилище в плане в форме неправильного прямоугольника с сильно закругленными углами, ориентированными по странам света, нижней частью оно было углублено в песчаный грунт на 50-60 сантиметров. Полуземлянка по своему интерьеру несколько отличается от исследованных ранее подобного рода жилых комплексов. В ней отсутствовал очаг (его, возможно, имитировало красное охристое пятно, встреченное у стенки жилища), не оказалось в ней и характерных уступов - "лежанок", устроенных обычно вдоль стен.
Вместе с тем на полу жилища было сосредоточено большое количество каменных инструментов: ножей, тесел, топоров, скребков, проколок, наконечников стрел и дротиков, точильных брусков и других орудий. Обнаружены раздавленные и целые глиняные сосуды различных форм и размеров (от наперстка до большого ведра), украшенные разнообразным узором, в том числе затейливыми спиралями. Эти древности заметно обогатят коллекцию вещей поздненеолитической вознесеновской культуры, к которой относится жилище.
Но все же подлинный сюрприз ждал нас на заключительной стадии раскопок - при окончательной зачистке пола и стенок жилища, и связан он был с находками произведений искусства. Это прежде всего скульптурки женщин из обожженной глины. С особым восхищением рассматривали все, кто участвовал в работах сохранившуюся целиком голову, размером 8х5,5х3 см, одной из скульптурок. Примерно четыре тысячи лет тому назад первобытный ваятель создал, видимо, реальный портрет своей соплеменницы, возможно, любимой. Ее без натяжек можно назвать красавицей каменного века. Все черты лица женщины проникнуты изяществом: мягкий овал, узкие длинные брови, большие раскосые глаза, чуть выпуклый, отходящий от бровей нос и маленький с легкой выпуклостью губ рот. Верхняя непропорционально вытянутая часть головы несколько отогнута назад, что, возможно, обозначает прическу или высокий головной убор.
По всем основным стилистическим признакам, художественной манере это изображение женщины очень похоже на женскую скульптурку, найденную в 60-е годы при раскопках также неолитического поселения в селе Кондон Солнечного района. Из-за внешнего сходства с египетской царицей ее сразу нарекли Кондонской Нефертити. Так она нередко стала называться в литературе. Право же, ничуть не умаляя художественных достоинств кондонской скульптурки, надо все же признать скульптурный портрет женщины с острова Сучу более нежным и поэтичным созданием. Впрочем, как бы то ни было, а приоритет за амурскими неолитическими женщинами, поскольку они старше древнеегипетской красавицы не менее чем на полтысячелетия.
К числу уникальных образцов искусства следует также отнести скульптурку высотой 15 см с обломанной головой. Подчеркнуто женское туловище изображено схематично - отсутствуют руки и ноги. В то же время нижняя половина скульптурки выполнена в форме мужского детородного органа. По центру произведения, вдоль длинной оси проходит сквозное отверстие. В жилище найдены другие аналогичные вещи. Все они заслуживают самого пристального внимания: в них заложены глубокий смысл и непростое мировосприятие. Следует упомянуть здесь, например, удивительную фигурку тюленя высотой 8,2 см, изящно смоделированную вверху в форме фаллического стержня со всеми присущими названному морскому животному чертами, с полым основанием, обозначающим женское начало.

Исследователи разных поколений давали высокую оценку образцам удивительно яркого изобразительного искусства, создателями которых были древние обитатели Нижнего Амура. Новые находки на острове не только подтверждают тезис о заметном вкладе населения амурского региона в мировую сокровищницу культуры, но и показывают неизвестные до этого стороны их мировоззрения.

В. Е. Медведев

МИССИЯ ДОБРА И ПРОСВЕЩЕНИЯ

Горинская православная миссия была создана в 1858 г. по инициативе епископа Камчатской епархии Иннокентия Вениаминова. Ее духовная деятельность была распространена на десятки русских деревень, сёл, хуторов, стойбищ коренных жителей Амура и его притоков Горин и Хунгари. В 50-х - 60-х годах 19 века Иннокентий Вениаминов вместе с о. Михаилом Протодиаконовым и проводником по имени Сэкэну Самар дважды путешествовал по реке Горюн и озеру Эворон.

Высокопреосвященный Иннокентий родился в 1797 г. в Иркутской губернии, в селе Ангинское, у пономаря Попова. Когда Ивану Попову исполнилось шесть лет, умер отец. Иван был определен в Иркутскую духовную семинарию на казенный счет. Жизнь в те времена была плохая: кормили мало, били много. В семинарии Иван Попов как лучший ученик был переименован в честь и память архиерея Вениаминова. После окончания семинарии он четыре года пробыл в должности диакона в церкви Благовещения в г. Иркутске (таково было наказание за его самовольную женитьбу) и только в 1821 г. получил там же должность священника. С этого времени начинается его служение Церкви и Отечеству. С 1823 г. он начал свою миссионерскую деятельность на острове Уналашка в Северной Америке. Сам построил здесь храм и дом. Одновременно изучал язык коренных жителей - алеутов, их веру, нравы и обычаи. Стал для них не только миссионером, но и другом, советчиком, наставником. Через несколько лет он написал грамматику алеутского языка и перевел на него некоторые богослужебные книги. А в 1840 г. Академия наук России издала монографию Вениаминова "Записки об островах Уналашкинского отдела". После этого его имя стало известно не только в России, но и за границей.

29 ноября 1840 г. митрополит Филарет постриг Вениаминова в монахи и нарек его именем Иннокентий. А через месяц Иннокентий Вениаминов стал первым епископом Камчатской епархии, получив одновременно титул епископа Камчатского, Курильского и Алеутского.

Одним из первых дел нового архиерея было учреждение православной семинарии на о. Ситхе. Учебный курс этой семинарии отличался от всех других тем, что в этой семинарии, наряду с науками обязательными, было введено обучение ремеслу.

С подписанием Айгунского договора (1858 г.) начинается миссионерская деятельность Иннокентия на Амуре, Уссури и Горюне по устройству церквей, организации духовенства. Иннокентий, уже 60-летний старик, совершает переезды из Благовещенска по Амуру в Николаевск, отсюда к Камчатке и о. Ситхе, оттуда в Охотск, Гижигу и Якутск. Он сам выбирал место в устьях реки Горюна для организации стана Туземной Духовной Миссии. В стойбище Кондон он мечтал построить церковь, открыть школу с ремесленным классом. Но воплотить эту мечту в реальность он не успел. В 1868 г., по мысли покойного митрополита Филарета, по воле Государя Александра II и по решению Святейшего Синода Иннокентий получил назначение на Московскую митрополичью кафедру. Умер митрополит Иннокентий 31 марта 1879 г.

Первым начальником Горинской православной миссии был о. Афанасий Протодиаконов. Позже он возглавил Камчатскую Духовную Миссию. Начальником Горинской Духовной Миссии стал о. Михаил Протодиаконов.
"Замечательные миссионеры края Афанасий, Михаил и Александр Протодиаконовы, - писал первый губернатор Приморской области контр-адмирал П. В. Казакевич в 1867 г., - приложили много сил и энергии по распространению и утверждению христианства и цивилизации в среде инородцев - гольдов, гиляков, негидальцев, чукчагирцев, самагирцев на Амуре, Амгуне и Горюне. Их деяниями во многих амурских селах и стойбищах были построены и открыты часовни, а затем и церкви".
М. Протодиаконов убедил военного губернатора Приморской области вице-адмирала П. А. Казакевича, что для просвещения туземного населения Приамурья необходимо открыть в стойбищах Болонь и Кондон церкви и школы сельско-ремесленного типа. Губернатор согласился с этим предложением.

По его приказу нижние чины линейного батальона приступили в 1865 г. к постройке церкви и школы в стойбище Болонь.

Во главе Болоньской церкви и школы был назначен Михаил Протодиаконов, а Горинскую Духовную Миссию возглавил Александр Протодиаконов. В 70-х и 80-х гг. в Миссии самоотверженно служили священники Петр Литвинцев, Иннокентий Мифодьев, Дмитрий Пляскин, Петр Копоровский.

В конце 80-х гг. Михаил и Александр Протодиаконовы возглавили Благовещенский миссионерский комитет. Им удалось найти средства и открыть церковно-приходские школы в амурских селах: Средне-Тамбовском - 1889 г., Горинском - 1890 г., Нижне-Тамбов ском и Вознесенском - 1893 г., Мариинске - 1894 г., Больше-Михайловском - 1895 г., Керби - 1896 г., Вятском и Тыре - 1899 г.

Протоиерей Александр Протодиаконов, на памяти которого прошла колонизаторская деятельность в Приамурском крае графа Н. Н. Муравьева-Амурского и просветительная - преосвященного
Иннокентия Вениаминова, происходил из мещан Иркутской губернии.

Родился он 22 октября 1837 г., образование получил в Якутском уездном училище, а в 1864 г. преосвященным Иннокентием был посвящен во диаконы к Благовещенскому соборному храму. В том же году о. Протодиаконов был рукоположен в священники и назначен миссионером гольдского (нанайского) народа по низовьям р. Амур, в какой должности пробыл два года. Затем он возглавил Горинскую туземную Духовную Миссию.

Просвещая амуро-горюнских нанайцев истинам Христовой веры, о. Протодиаконов изучил язык нивхов, негидальцев, нанайцев, ульчей, орочей, удэгейцев, находящихся в его пасторском попечении. Причем о. Александр не ограничился одним умением говорить с амурскими народами на их родном языке, приступил к составлению "Туземного словаря" и "Грамматики гольдского языка", каковой труд был издан. За эту книгу амурский миссионер был награжден серебряной медалью, а за издание работы "Миссионерская деятельность в Амуро-Горинском стане" - золотой медалью Император ского Русского Географического общества.

В 1878 г. Александр Протодиаконов был назначен благочинным всех уссурийских церквей. Таким образом, на его долю выпал труд по устроению церковной жизни в Уссурийском крае и на Амуре. С большой любовью о. Александр относился к амурским народам, в их стойбищах строил церкви и часовни, открывал церковно-при ходские школы. Он скорбел, слыша о том, как их обманывали китайские торгаши, как они, воспринимая цивилизацию, предавались разным порокам и вымирали. Он всегда помогал им чем только мог. О. Александр очень часто путешествовал по Горино-Амгуньской тайге, неоднократно бывал на озерах Эворон и Чукчагирское, на реке Амгунь. Он не раз был застигнут пургой в дремучей тайге, неоднократно его нарты проваливались в полыньи рек и озер. Много раз он подвергал свою жизнь опасности, рискуя умереть холодной и голодной смертью. И был, по его словам, счастлив, "когда кругом шумела зеленая листва тайги Баджальских гор, когда мне, ночевавшему на нарах на снежных Амгуньских марях, амурская пурга пела свои песни или убаюкивала волна, когда я плыл на лодке по озеру Самагиров" (озеру Эворон).

Прославился своими делами миссионер Горинской Духовной Миссии Прокопий Протодиаконов. В 1878-1888 гг. он трудился в Болоньской церкви и одновременно заведовал миссионерской школой. В 1888 г. он возглавил Горинскую Миссию. Вместе с ним работали священники Дмитрий Пляскин и Петр Копоровский. Протодиаконов много сделал для обучения будущих священников, в том числе Иннокентия Мифодьева и Петра Литвинцева.

В 1890 г. в селе Горинском неутомимый миссионер открыл церковно-приходскую школу, которую затем и возглавил. В годы деятельности Прокопия Протодиаконо ва были построены часовни во многих нанайских стойбищах, в том числе на Горюне: в Кондоне (1891 г.), в Наане (1893 г.), в Хуинде (1894 г.).

В селе Горинском при школе он открыл интернат, где в 1891 г. обучалось пять одаренных мальчиков из нанайских стойбищ. Прокопий вел обучение детей на их родном языке. Он составил словари - "Русско-гольдский" и "Русско-инородческий" и

перевел на нанайский язык "Чтение об оглашенных", "Чтение Великого Мамая", "Просительские чтения Евангелия" и другие церковные книги.

Появление переводов Прокопия Протодиаконова на нанайский язык дало возможность многим учителям миссионерских школ Приамурья преподавать на русском и нанайском языках. Из числа нанайцев он воспитал будущих священников. В их числе были Муска Самар, Хангени Самар, Тумали, Оненко. Эти миссионеры многие годы добросовестно трудились на ниве духовного просвещения.

Но опыт использования родного языка в обучении детей коренных народов в приамурских школах широкого распространения не получил. Рассмотрев вопрос об языке обучения в миссионерских школах края, Благовещенский епархиальный училищный комитет в 1891 г. постановил: "Обучение детей инородцев возможно только по русским учебникам и на русском языке". По этой же причине в Приамурье не получила распространение разработанная Прокопием Протодиаконовым гольдская азбука.

Позже Протодиаконов, работая в Хабаровском училищном отделении, а затем в Благовещенском комитете, вложил много сил в развитие школьного образования на Амуре. С 1900 по 1905 г. его усилиями в Приамурье было открыто десять церковно-приходских школ, в том числе Найхинская - 1900 г., Кондонская и Богородская - 1901 г., Нижне-Халбинская - 1904 г., Сикачи-Алянская, Торгонская, Бичинская, Наанская - 1905 г.
В начале 1894 г. сгорела Горинская церковь, Гольдско-Горин ская миссия была перенесена в Средне-Тамбовскую церковь, которую возглавил Иннокентий Мифодьев.

В историю освоения Дальнего Востока яркую страницу вписали священнослужители Русской Православной Церкви. Долгие годы их благородная деятельность была закрыта завесой молчания. Историкам, краеведам предстоит нелегкая работа по возрождению их имен, по восстановлению исторической справедливости.

В. Ф. Зуев

СИХОТЭ-АЛИНЬ -ТВОЯ ДОРОГА ЧЕРЕЗ ПЕРЕВАЛ

В июле этого года в районе им. С. Лазо Хабаровского края работала совместная экспедиция двух отделов Государственного музея Дальнего Востока им. Н. И. Гродекова - литературного и этнографического. Основная задача исследований была связана со сбором фольклорных и этнографических материалов по традиционной культуре удэгейцев, проживающих на территории Хабаровского края.

Центром исследований стал поселок Гвасюги, основанный в 1932 году на месте одноименного удэгейского стойбища. Новый населенный пункт объединил и жителей соседних стойбищ - Джанго и Чукен. По территории поселка протекают небольшие горные речки, одна из них - Гвасюгинка, разделяющая его на две части. Население насчитывает 233 человека, свыше 150 - удэгейцы. В поселке работают дизель-электростанция, два магазина (один частный), детский сад, средняя школа (53 учащихся; удэгейский язык преподается с 1 по 4 класс, один раз в неделю, частично как факультатив), клуб, музей под открытым небом, завершается внутренняя отделка помещений этнокультурного центра. В настоящее время постоянное автобусное сообщение и телефонная связь с поселком отсутствуют (имеющийся радиотелефон временно не работает), электричество подается населению два раза в сутки (3 часа утром и 4 часа вечером) в летнее время.

Исследования показали, что в культуре коренных жителей во многом сохраняется традиционный уклад, значительную роль в хозяйстве продолжают играть охота, рыболовство, сбор дикоросов и ягод. Вместе с тем у каждой семьи есть огород, некоторые держат коров и коз.

Проведено небольшое анкетирование на тему "Степень распространенности владения родным языком" среди возрастной группы 35-85 лет. Оказалось, что только незначительное количество жителей поселка свободно владеет удэгейским языком. Бульшая часть респондентов, общаясь в семье, в основном использует лишь бытовую лексику. Все мужчины из числа опрошенных, уходя на промысел в тайгу, обращаются к духам и проводят обряды только на родном языке.

Среди других предварительных результатов опроса больше всего настораживает тот факт, что взрослые крайне редко общаются с детьми на родном языке, предпочитая говорить на русском, но между тем (как свидетельствует опрос) коренные жители поселка заинтересованы в более полном обучении детей родному языку, предлагая ввести этот предмет как обязательный в школьную программу с 1 по 11 класс.

За время полевых исследований в поселке Гвасюги были собраны интересные фольклорные материалы (сказки, легенды), этнографические предметы, в том числе и уникальный удэгейский свадебный халат. В следующем году планируется продолжить исследования традиционной культуры удэгейцев, проживающих на территории Хабаровского края.

С. В. Гончарова

МАСТЕРСКАЯ СЕРДОЛИКОВЫХ НАКОНЕЧНИКОВ

В июне-августе 2004 г. были проведены охранные археологи ческие раскопки поселения Новотроицкое-12 (Хабаровский район Хабаровского края). Поселение расположено на правом берегу протоки Амурской, в 1 км на восток-северо-восток от северной окраины села Новотроицкое, на высоте 6-8 м над уровнем Амура, на мысовидном уступе правого берега ручья Гончарка (название местное), впадающего в протоку Амурскую. Мыс образован аллювиальными отложениями ручья, перекрытыми маломощным субаэральным чехлом. Южный край мысовидного уступа подвергался интенсивному размыву паводковыми водами ручья, что обусловило необходимость в проведении охранных раскопок. Территория стоянки покрыта лесом.

В ходе полевых исследований была вскрыта большая часть площади поселения. Было выяснено, что оно находилось в непосредственной близости от русла ручья (ныне ручей огибает территорию памятника в некотором отдалении). В древности это место заселялось людьми не менее чем дважды - в эпохи неолита и раннего железа.

В эпоху раннего железа площадь памятника использовалась, вероятно, как небольшой летний лагерь без долговременных жилищ. В верхнем слое памятника обнаружены развалы керамических сосудов и остатки кострищ, оставленные носителями польцевской культуры, датируемой периодом 1600-2500 лет назад (далее - л. н.). Основное поселение в эту эпоху располагалось в некотором отдалении, ближе к устью Гончарки, где обнаружены ямы-западины от крупных жилищ (поселение Новотроицкое-11).
Но основной комплекс памятника был оставлен носителями вознесеновской культуры, её финально-неолитического этапа (3500-4000 л. н.). К данному времени относятся крупное долговременное жилище, а также окружавшая его площадка обитания, на которой обнаружены остатки очагов, развалы неолитических сосудов и так называемые "площадки мастера" - места, где изготовлялись каменные орудия и где найдены скопления отщепов, сколов, заготовки и обломки древних изделий.

Жилище было округлым, диаметром 8-9 м. Для него был выкопан котлован глубиной до 0,5 м, в дне которого найдены ямки для столбов каркаса, поддерживавших строение. Свод жилища, вероятно, был конусовидным.

В жилище также найдены остатки очагов, места изготовления каменных орудий, керамические сосуды с натёками пищевого нагара.

Характерной чертой каменных изделий является то, что для их изготовления использовался почти исключительно сердолик или его разновидности. Было найдено множество сердоликовых мелких галек - целых и расколотых, а также отщепы, сколы, орудия из сердолика. Другая характерная черта - большое количество наконечников стрел и их заготовок. Не исключено, что древний мастер - один из обитателей жилища - мог специализироваться на изготовлении именно этой категории изделий. Кроме наконечников, обнаружены каменные ножи, проколки, провёртки, свёрла. К редким находкам относятся шлифованные подвески из зелёного кальцифира и ретушированное изображение головы лося.

Керамика представлена серией развалов и отдельных фрагментов сосудов, изготовленных с использованием в качестве отощителя (добавки к глине) толчёной раковины моллюска вместе с биологическим телом. Сосуды - горшковидных форм, с венчиками "воротничкового" типа. Орнаментация состоит из вертикальных зигзагов в гребенчато-накольчатой технике, прочерченных элементов, в т. ч. криволинейных (спиралей, петель и т. п.), различных насечек и наколов.

Раскопки памятников позднего неолита в юго-западной части Нижнего Приамурья впервые проводились в 1960-х гг. экспедици ями академика Алексея Павловича Окладникова. В 1965-1966 гг. исследовались поселения в районе сёл Малышево и Вознесенское. Именно в те годы была открыта древняя культура, названная вознесеновской. Она существовала в период от 3500 до 5000 л. н. Носители этой культуры расселились на широкой территории от низовьев Уссури до устья Амура. В настоящее время известно не менее 90 её памятников. Характерной чертой вознесеновской культуры являются керамические сосуды с орнаментами в виде спиралей и вертикальных зигзагов. Её носители были одними из создателей широко известных в мире петроглифов Сикачи-Аляна, Шереметьево и др. В настоящее время ясно, что вознесеновская культура была автохтонной, т. е. возникла на местной основе и является исконно приамурской. Поселение Новотроицкое-12 является первым памятником - специализированной мастерской по изготовлению орудий, и неповторимый колорит его в том, что сырьём для каменных изделий служил сердолик.

И. Я. Шевкомуд

ДЕСЯТЬ ДНЕЙ ОДНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

В посёлке Де-Кастри Ульчского района Хабаровского края в августе этого года работала экспедиция Государственного музея Дальнего Востока им. Н. И. Гродекова, Межрегиональной общественной организации "Страж тайги" и ООС "Надежда" (п. Де-Кастри).

Целью экспедиции было изучить влияние нефти на морское побережье, исследовать исторические ценности района, а также объяснить местному населению необходимость бережного отношения к нашей природе. Участники экспедиции познакомились с горой Давыдова, горой Арбат - самой эффектной в окрестностях Де-Кастри. Собравшись и взяв всё необходимое, участники отправились снова на гору Давыдова с целью подробного исследования её и изучения устройства укрепрайона, воздвигнутого на побережье.

На самой вершине горы расположены два колодца; один можно назвать основным (расстояние до триангуляционного пункта 62 м). Колодец этот является хранилищем воды, в которое мы и спускались по очереди, используя специальное снаряжение. Руководил операцией зав. отделом Гродековского музея Павел Викторович Павликов, который следил за выполнением требований техники безопасности и оказывал психологическую поддержку каждому участнику, спускающемуся в колодец.

После изучения колодцев, которое продлилось несколько часов, мы спустились в катакомбы укрепрайона горы Давыдова. Это была трудновыполнимая задача, так как всё уже обветшало от времени, разрушилось, в некоторые помещения было невозможно войти. Все места, которые мы прошли, были сфотографированы и нанесены на карту. Мы нашли старые вещи, которые использовались в период с 1932 по 1950 год: огнеупорный кирпич, отражатель, колесо от тачки, зубило и некоторые другие. Все они переданы в Де-Кастринский музей.

23 августа в Доме культуры прошла конференция, посвященная теме "Живое море" и теме исследований горы Давыдова как исторического памятника. Александр Васильевич Ермошкин, руководитель группы, рассказал присутствующим, как правильно и выгодно использовать ресурсы нашей природы.

Еще мы побывали в селе Круглое. От села осталась единственное здание c надворной постройкой, в котором живет одна небольшая семья. Мы прошливесь берег, сделали описание леса, Наталья Владимировна Шувалова как геолог обследовала берег, а Павел Викторович Павликов изучал морских обитателей и производил видеосъёмку. Сделав работу, мы не решились остаться на ночь: было слишком холодно. В это время уже вступил в полную фазу прилив. Перейти через реку, протекающую в тех местах, сделалось невозможно, и мы, люди (как нам казалось) решительные, двинулись через горельник, который было совершенно нереально одолеть. Мы шли и завидовали тем, кто в это время сидел дома и пил чай. Кстати, после горельника надо было одолеть ещё полтора десятка километов пути. Настоящий "российский экстрим"!

27 августа мы проводили экспедицию в Хабаровск. Всё-таки эти десять дней были замечательны, мы узнали много нового о нашем посёлке и его природе.

Г. А. Исаева

КИМОНО

Хабаровский краевой краеведческий, а ныне Государственный музей Дальнего Востока им. Н. И. Гродекова давно связан узами сотрудничества с Хабаровским Союзом обществ дружбы с зарубежными странами. Этот творческий союз позволил создать в музее более десятка совместных выставок, посвященных, в основном, Японии. С марта по июнь 2004 года, когда проходили Дни японской культуры в России, в музее работала выставка "Хина Мацури" - праздник кукол.

Выставку кукол дополнили предметы праздничной одежды. Особое внимание посетителей привлекало праздничное женское зимнее кимоно из красного шелка с изображением геометрических линий и растительным орнаментом разных оттенков красного, синего, зеленого, фиолетового, золотистого цветов. Чтобы изготовить такое праздничное кимоно, требуются 60-70 тысяч коконов тутового шелкопряда и искусные руки, умеющие делать самый трудоемкий в мире текстиль: разматывание километровой и крайне тонкой нити, окружающей кокон шелкопряда, требует сноровки и предельной внимательности.

Зарождение шелководства на Японском архипелаге относится к 3-4 векам новой эры. Уже тогда шелк считался единственным материалом, которыйприличествовал благопристойному человеку. Потому и жалованье высокопоставленным чиновникам в древней Японии выплачивалось шелком (рядовым же делопроизводителям полагалось полотно из конопли). Шелк, как и всякий текстиль вообще, в эпоху ограниченного распространения денег служил универсальным товарным эквивалентом. Что уж говорить о цене, качестве и красоте шелка на праздничном зимнем кимоно, бытовавшем долгое время в японской семье в префектуре Ниигата и в 1997 году подаренном Хабаровскому Союзу обществ дружбы с зарубежными странами! Вместе с другими экспонатами кимоно было представлено на выставке "Хина Мацури".

Заместитель председателя Хабаровского Союза обществ дружбы с зарубежными странами Н. Л. Фомина в своем выступлении на открытии выставки высказала пожелание сделать подарок музею, - и таким подарком стало кимоно.

Традиционное по исполнению и изумительное по красоте, оно заняло достойное место в собрании Государственного музея Дальнего Востока им. Н. И. Гродекова. Администрация музея, сотрудники сердечно благодарят коллектив Дома дружбы за ценный дар и надеются на дальнейшее взаимное сотрудничество.

В. И. Миронова

"КОВЕР-САМОЛЕТ ЧИКУЭ КИЛЕ"

Выставка с таким названием открылась 12 августа 2004 года в Государственном музее Дальнего Востока им. Н.И. Гродекова. Она посвящалась творчеству известной нанайской мастерицы Чикуэ Золонговны Киле (1890-1992) и ее потомков.

Чикуэ Золонговна Киле родилась в нанайском селе Гордамо, на одной из проток Амура в окрестностях современного села Найхин. Ее бабушка и мать были признанными в селе мастерицами. Длинными и темными зимними вечерами в доме ее родителей собирались женщины всей Гордамо - шить, вышивать, плести коврики из камыша, делать посуду из бересты, слушая сказки, которые замечательно рассказывала бабушка Чикуэ. Под сказочные приключения героев работа спорилась, и таинственность, красота сказки впитывалась в узоры. Маленькая Чикуэ слушала сказки, наблюдала, как работают женщины, внимательно всматривалась в узоры, появляющиеся на ткани. Однажды она услышала: "Пора и тебе учиться, доченька". И мать дала ей иголку с нитью, кусочек ткани. Мол, пробуй. Первые стежки вышли косыми и неуклюжими. Улыбаясь, женщины подбадривали девочку: "Давай, давай! Твоя бабушка - большая мастерица, и мать научилась шить у нее, а теперь ты учись".

В 16 лет Чикуэ выдали замуж в Даду за Гавляка Киле, а в следующую весну у нее родился первенец. По словам Чикуэ Золонговны, "она всегда много работала, ловила рыбу, выделывала шкуры рыб и зверей, чтобы накормить, одеть, обуть свое семейство. И круглый год ее руки не знали покоя". Только в 1950-е годы она стала шить и вышивать авторские национальные изделия, скоро стала постоянной участницей краевых выставок народного творчества, а в 1975 году была принята в члены Союза художников РСФСР.

Работы Ч.З. Киле представляли искусство коренных народов Приамурья в Хабаровске, Владивостоке, Ленинграде, Москве, за рубежом. За участие в выставке профессиональных художников "Советская Россия-4" мастерица была награждена памятной медалью. В 1978 году она получила почетный диплом Союза художников РСФСР за участие во Всероссийской выставке-смотре изделий народных художественных промыслов на ВДНХ.

Корреспондент газеты "Тихоокеанская звезда" встретился с мастерицей, когда ей было 86 лет. Свои впечатления он передал такими словами: "Годы ссутулили ее, плохо стала видеть. Но посмотрели бы вы, какой бодрой походкой идет она по улице родного села! Как интересно она рассказывает обо всем, что знает из истории своего народа! И память ее хранит многое. И самое удивительное - как по-молодому проворно снует игла в ее руке, когда она расшивает очередной халат или ковер, какие замысловатые узоры она из тканей, чтобы те стали аппликациями, как ровен шов, который соединит куски ткани в единое целое, что без всякой скидки можно назвать произведением искусств".

В жизни знаменитая мастерица была очень добрым, мягким человеком, поражая при этом энергией и живостью. Она очень любила кино, ходила на все фильмы, которые крутили в сельском Доме культуры, пусть и на десятый раз.

По мнению искусствоведа К.П. Белобородовой, наивысшие достижения мастерицы связаны с традиционным искусством аппликации. В Государственном музее Дальнего Востока им. Н.И. Гродекова хранится много авторских работ Ч.З. Киле: ковров, женских и детских халатов, праздничная мужская рубашка, нагрудник, тапочки и др. и большинство из них демонстрируются на выставке "Ковер-самолет Чикуэ Киле".
Характер музейного собрания, отразившего творчество Ч.З. Киле, обусловил название выставки. Являясь просто результатом случайного комплектования фондов, преобладание ковров все равно бросалось в глаза, и ассоциировалось с творчеством мастерицы в целом. Казалось, что именно ковры вынесли Чикуэ Золонговну в члены Союза художников РСФСР. Поэтому авторы выставки: главный хранитель музея Т.В. Мельникова, художники М.Я. Иконников и С.А. Чешкин сделали ковер - лейб-мотивом выставки и попытались придать несколько скучным музейным экспонатам энергию полета. Как оказалось в последствии, эта идея точно отразила непоседливый характер мастерицы. По словам внучки, бабушка очень любила путешествовать. Едва вскрывался ото льда Амур, она собиралась, и ехала в гости к своим родным.

Как мастерица дело матери продолжила Майла Гавляковна Бельды-Гейкер (1924-2002) - любимая ученица Чикуэ Золонговны. К сожалению, в фондах Государственного музея Дальнего Востока хранится немного ее работ, но среди них интересный ковер "Миру мир - СССР", декорированный традиционным нанайским орнаментом. Кроме того, прекрасные образцы творчества Майлы Гавляковны предоставила на выставку ее племянница С.Н. Киле. Особым вниманием посетителей пользуется великолепный женский свадебный халат "сикэ", созданный талантливыми руками мастерицы.

Николай Гавлякович Киле (1929-2003), сын Чикуэ Золонговны, в 1954 году окончил Биробиджанское кульпросветучилище и приехал в село Нижние Халбы, работал завклубом. При нем расцвело творчество фольклорного песенно-танцевального ансамбля "Мангбо" ("Амур"), который быстро стал очень популярным. Неоднократно коллектив становился лауреатом и победителем районных и краевых фестивалей, выступал на сценах Москвы, выезжал с гастролями в другие районы края и Дальнего Востока, но особенно много выступал прямо на колхозных станах и сенокосах. Николай Гавлякович был не только руководителем ансамбля, но и его главным солистом. Анна Гавляковна, младшая дочь Ч.З. Киле, тоже выступала в составе "Мангбо", особенно задорно и артистично исполняя частушки и шуточные песни на стихи своего мужа, нанайского поэта Георгия Андреевича Бельды.

В 1979 году ансамбль "Мангбо" выступал перед участниками XIV Тихоокеанского конгресса. Анна Гавляковна пела народные песни, а Светлана, дочь Н.Г.Киле, играла в оркестре национальных инструментов народностей Приамурья, исполнявшем сюиту хабаровского композитора Н.Н. Менцера "Гонки на оленях". Для ее исполнения были изготовлены специальные инструменты - около тридцати. Они были разных размеров, разных диапазонов, но притом все - от маленькой скрипочки до внушительного контрабаса - имели в своей конструкции цилиндрический корпус нанайской скрипки дучэкэ. Каждый исполнитель индивидуально осваивал новый для себя инструмент и свою партию, что тоже оказалось нелегко. За дирижерским пультом оркестра стоял преподаватель института культуры, руководитель оркестрового отделения М. Филипов. Светлана Николаевна стала разучивать новую сюиту Н.Н. Менцера на новом музыкальном инструменте. Два экспериментальных инструмента Н.Н.Менцера сохранились в фондах Государственного музея Дальнего Востока им. Н.И. Гродекова и демонстрируются на выставке. Возможно, на одном из них играла юная Светлана Николаевна.

Учитель музыки и руководитель семейного фольклорного ансамбля "Дуччэкэ" Светлана Николаевна Киле продолжает творческие традиции своей семьи и свято хранит семейные реликвии. В общении со Светланой Николаевной родилась идея выставки "Ковер-самолет Чикуэ Киле", а на открытии звучали голоса старинных нанайских инструментов. Играли С.Н. Киле и ее племенники - ансамбль "Дуччэкэ".

Т. В. Мельникова

"АДО СЭВЭНИ"

Фонды Государственного музея Дальнего Востока имени Н.И.Гродекова пополнились интересной коллекцией ритуальной скульптуры - комплексом сэвэнов (19 предметов). Известно, что "сэвэн" в культуре народов Приамурья - в частности, нанайцев - играл большую духовно-религиозную роль. С ним были связаны все направления духовной и материальной жизни: быт, промыслы, искусство, религия. Главной функцией сэвэнов является оберег тех природных мест, к которым они относятся. Также нанайцы поклонялись божествам, делали им жертвоприношения и просили удачи и защиты от злых духов. В настоящее время, когда этнос потерял многое из своей культуры, очень ценна информация о традиционных элементах жизни каждого народа, и особенно о предметах религиозного назначения. Ритуальная скульптура нанайцев - одно из наиболее интересных и мало изученных направлений в области национального творчества. Сейчас мало кто занимается ее изготовле нием. Вместе с тем не каждому дано это право. Современная ритуальная скульптура теряет свое первоначальное предназначение и обретает больше художественно-эстетический смысл.

Данный комплект имеет название "Адо Сэвэни". Сэвэны из этого комплекта относятся к группе "Дуэнтэни", то есть к лесным божествам. В этой небольшой коллекции есть главное божество - "На Дуэнтэни", зооморфное, похожее на медведя. (Для нанайцев медведь - тотемное животное, его почитали и боялись, также он герой многих легенд и сказок). Остальные сэвэны - его помощники, "Адо Адилтани", в переводе с нанайского - "рыбные отходы" божеств-близнецов. Они имели изображения водных и земных животных: касаток, черепах, змей, млекопитающих.

Комплекс сэвэнов был изготовлен в селе Джари Нанайского района, Хабаровского края, предположительно в 80-х годах XX века. Их сделал мастер, уважавший и чтивший традиции своего народа. Имя мастера - Иван Кайнович Ходжер (1910-1990). Новая коллекция пополнит музейное собрание и даст нам возможность больше узнать о мало изученной области традиционной культуры нанайцев и сохранить национальное достояние молодым поколениям.

М. П. Бельды

НАМ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ

Начиналось всё в 1979 году, когда было подписано постановление бюро горкома КПСС и исполкома городского Совета народных депутатов "Об организации работы по созданию общественного музея в городе Бикине".

В сборе материалов для музея учавствовали все, кто желал увидеть в своем городе и районе "память истории". Организатором этого процесса был отдел культуры во главе с Галиной Яновной Берзиной и будущим директором Николаем Григорьевичем Евсеевым.

При создании музейной экспозиции большую помощь оказали сотрудники Хабаровского краеведческого музея. Жители нашего района
Н. В. Землянкин и А. А. Даневич создали скульптурные группы животных и птиц для диорамы отдела природы.

9 мая 1984 года состоялся торжественный митинг по случаю открытия музея. На празднике присутствовали почетные граждане, ударники производства, гости города.

Возле музея был установлен трактор - символ сельскохозяй ственной деятельности района, памятник механизации 30-х-40-х годов Этот трактор более полувека проработал на полях колхозов, в хозяйствах предприятий. И только в 1984 году был установлен на постаменте.

Спустя четыре года, к 50-летию города, было принято решение провести реконструкцию здания музея и надстроить второй этаж. Проект и макет были разработаны художником художественно-про мышленных мастерских Хабаровского отделения союза художников РСФСР А. А. Сучковым. В том же году, по решению Министерства культуры РФ, музею был присвоен статус филиала Хабаровского краевого краеведческого музея.

В 2003 году, к 65-летию города, в музее был проведен ремонт второго этажа строительной бригадой ООО "Арго". Были обновлены его экспозиции, зал посвятили современному развитию города и района - "Бикин на пороге 21 века", создан новый экспозиционный комплекс по этнографии - "Древний свет", по археологии оформлен коллекционный зал, представлены коллекции часов и самоваров. Художник А. А. Сучков вновь выступил автором художественной части экспозиции.Научно-методическую помощь оказал научный сотрудник отдела современной истории Государственного музея Дальнего Востока (в то время Хабаровского краеведческого музея) А. В. Шестаков.

В октябре того же года на базе музея состоялся Дальневосточ ный научно-практический семинар, организатором которой явился краевой музей.

В музее продолжалась научно-исследовательская работа, был отобран и систематизирован дополнительный материал для "Книги памяти", т. 4, разработано пять тем занимательных уроков - "Занимательная археология", "Занимательная этнография" и другие, четыре темы "Музейного всеобуча" по разной тематике, десять тем сценариев встреч.

В ноябре прошли крупные мероприятия: День дарителя, чайная церемония, встречи со старожилами, презентация музея,

26 декабря на фасаде музея в память о первом директоре и основателе музея Н. Г. Евсееве была установлена мемориальная доска, в честь этого события состоялся митинг, на котором звучали слова благодарности жителей нашего города.

В 2003 году, несмотря на большую загруженность, музей участвовал в конкурсе "Лучший музей года" и стал победителем. Победа позволила улучшить материальную базу и приобрести новые экспонаты. Для работы с фондами был приобретен компьютер. Теперь в музее есть своя версия электронного каталога, что заметно улучшило качество работы с архивами, фондами.

За 2003 год, в связи с работой по созданию новых экспозиций, фонд музея увеличился на 446 единиц хранения, в том числе вещественный фонд - на 127 единиц хранения.

2004 год - юбилейный, и встретил он нас новыми делами и заботами.

В мае в рамках празднования Всемирного дня музея и 20-летия Бикинского краеведческого музея состоялась районная конференция учащихся школ. Ребята провели исследовательскую работу, посвященную истории музеев Бикинского района.

О. В. Иванова

 

О ПОЛЬЗЕ ДУХОВНОГО СОБИРАТЕЛЬСТВА

Одним из первых художников Комсомольска-наАмуре был Г. А. Цивилев. Большую помощь в организации первой выставки к 5-летию города оказали хабаровские художники В. Н. Высоцкий и А. В. Шишкин, позднее в становлении творческого Союза большую роль сыграли художники Г. С. Зорин, Я. С. Куриленко, А. В. Мащенко, В. Л. Шкраб, Г. С. Ли Гирсу, Е. В. Короленко, Н. П. Долбилкин и другие.

Сохранность художественных произведений была слабо организована. Было множество потерь, работ забытых, уничтоженных. С помощью музея города началось собирательство того, что уцелело в послевоенный период. Начали издаваться каталоги к выставкам. Из-за недосмотра погиб музей в селе Кондон, в создании которого много сил вложил Е. В. Короленко, собравший для музея села свою коллекцию.

Пока нет бережного отношения к экспонатам, художественным произведениям в средних школах. За годы перестройки исчезли несколько школьных музеев, в основном из-за отсутствия финансовой поддержки.

В настоящее время сделана попытка создания литературного музея в школе-лицее № 1, организаторами которого стали педагоги

Н. Т. Смык и С. И. Вишнякова . Была проделана большая оформитель ская работа , проведен отбор документов, отражающих историю развития культуры города.

Собирает художественные произведения детская художествен ная школа
№ 2, пытаясь создать музей, цель которого - знакомить детей с творчеством взрослых. Созданные в этой школе уголок животного мира и уголок русской сказки заслуживают внимания, они интересны по своей композиции.

Судостроители в ходе подготовки и издания новой книги "Корабли и судьбы" полностью обновили экспозицию заводского музея, причем в этой работе приняли участие ведущие специалисты завода. Второй год проводятся теоретические чтения - конференции на базе музея, публикуются тезисы докладов. Все это заслуживает внимания не только заводчан - но и специалистов, и аспирантов, и студентов города.

Готовится к изданию энциклопедия города, включающая в себя историческую информацию о развитии заводов, предприятий, строек, о людях, сделавших большой вклад в развитие города.

Городской краеведческий музей активно собирает материалы о заселении Амура. Собрано немало интересных экспонатов о крестьянской жизни переселенцев. В этом направлении много делают городские краеведы В.Ф.Зуев, С. И. Вишнякова, Г. Ф. Пересторонин, М. А. Кузьмина, Ф. Х. Масловский, А. Н. Белоглазов, А. Ф. Краснов, С. И. Файвишевский и многие другие.

Давно пора выделить краеведческому музею отдельное здание. Находясь в неприспособленном помещении, музей часто затопляется, канализационная и хозяйственная вода попадает на электрощиты, может возникнуть пожар. При этом сохранность экспонатов не обеспечена, а ведь музей - лицо города!

Музей изобразительных искусств позволил собрал большую коллекцию живописных, графических и скульптурных произведений. Комплектовалаколлекцию бывший директор музея Е. Ю. Турчинская. Большую помощь музею оказали московские художники Х. М. Сандлер и С. С. Витухновская, призвав художников страны направить свои работы в Комсомольск. Городу было подарено 365 работ, ставших основой коллекции. Большую коллекцию подарил музею японский художник Миямото Цутому.

Музей постоянно проводит разнообразные выставки.

Пропаганду творчества наших художников успешно проводят журналисты городской студии телевидения Г. И. Берсенева и С. К. Солдатова. Ими создано более полутора десятка видеофильмов о творческих встречах, об открытии выставок, беседах в мастерских.

Созданный за 72 года интеллектуальный и культурный пласт города - предмет заслуженной гордости комсомольчан.

П. Л. Фефилов.

НАПИСАНО ПЕРОМ

В научном архиве музея собраны документальные свидетельства непростой музейной жизни. Открываешь архивное дело, и перед тобой проходят люди, события, выплывают факты, просматриваются проблемы - то, что мы называем историей. Но порой за официальными данными, сухими приказами мелькнет неожиданная деталь - и понимаешь, что историю творили обыкновенные люди, со своими слабостями, страстями, своей системой ценностей.

После просмотра арсеньевских материалов образ Владимира Клавдиевича стал для меня намного интереснее, глубже и, пожалуй, трагичнее, чем тот, который возникает у нас из книг писателя и литературы о нем.

Вызывает восхищенье его удивительно доброжелательное отношение к коллегам, соратникам, забота об их бытовых условиях, тот уважительный тон, который прослеживается в его переписке со всеми своими корреспондентами.

В то же время он не прощал разгильдяйства, небрежности в работе, будучи сам человеком организованным и точным даже в мелочах. Например:

АКТ

10 августа, 1925 г., Хабаровск, Музей.

Мы, нижеподписавшиеся, Директор музея, Владимир Клавдиевич Арсеньев и Завканц музея Николай Николаевич Лебединский, составили настоящий акт в том, что в настоящей книге приказов вырваны листы с 37 по 44-й включительно. - Листы были попорчены кошкой до такой степени, что писать на них было совершенно невозможно.

Директор музея В. Арсеньев,

Завканц музея Лебединский.

Вот уж, действительно, арсеньевская пунктуальность.

В 1925 г., после отъезда Арсеньева во Владивосток, директором музея был назначен К. Я. Лукс, уполномоченный Главнауки по ДВК. Несмотря на большую загруженность (он также был заведующим научными, музейными и научно-художественными учреждениями Далькрайкома ВКП (б)), Карлу Яновичу приходилось решать пролемы весьма специфического свойства!

Приказ № 24 от 22 мая 1926 г.

§ 1. Предлагаю сторожу музея Екатерине Акимовне Левчук вывести с участка музея принадлежащую ей корову, помещенную на участке без всякого на то разрешения администрации, при совершенной недопустимости загрязнения участка.

Справка: представление коллектива.

К сожалению, сторож не спешила выводить корову, дело дошло до народного суда, и 24 ноября

1926 г. издается приказ по музею № 61 за подписью Лукса:

Е. А. Левчук, немедленно же, согласно приговора народного суда, вывести со двора музея принадлежащую ей корову и очистить в 3-дневный срок двор от навоза.

Однако прошел еще не один месяц, прежде чем Луксу доложили об исполнении приказа.

А. А. Пономарева.

 

| 1 |

| Главная | English page | Музейные вести | Архив новостей |
| Поиск по сайту | Карта сайта | История музея | Структура музея |
| Районные музеи | Коллекции | Экспозиции | Выставки | Научная деятельность |
| Музейная педагогика | Публикации | Меценаты, спонсоры, дарители музея |
| Ассоциация музеев ДВ | Обратная связь | Информация для посетителя |

 

©Государственный музей Дальнего Востока им. Н. И. Гродекова, 2002. Все права защищены