Теперь Мы — лицо юридическое
19 марта 2004 г. наша Ассоциация музеев Дальневосточного региона получила свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
Учредителями Ассоциации выступили Государственный музей Дальнего Востока им. Н.И. Гродекова, Приморский государственный объединенный музей им. В.К. Арсеньева и Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Емельяна Ярославского.
Всего на членство в Ассоциации дали согласие 28 музеев Дальневосточного региона.
Нам предстоит еще принять Положения "О ревизионной комиссии АМДВР", "О вступительных и членских взносах АМДВР" и "Об ассоциированных членах АМДВР".
Ассоциированными членами Ассоциации будут считаться музеи, являющиеся структурными подразделениями различных юридических лиц, но выполняющие функции, предусмотренные федеральным законом "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации ".
В 2005 г. планируется провести Первое заседание Общего собрания Ассоциации, главной задачей которого будет утвердить:
— Положения Ассоциации;
— Список членов Ассоциации (включая ассоциированных членов);
— План работы Ассоциации на 2006 г.
Просим направлять свои предложения на адрес Хабаровского краеведческого музея (г. Хабаровск, ул. Шевченко, 11).
Поздравляем с началом полноправного функционирования АМДВР как юридического лица все музеи и другие организации, которые поддержали идею создания Ассоциации! Ассоциация должна стать важным инструментом в решении непростых музейных проблем. Приглашаем присоединится к нашему союзу все музеи независимо от профиля и ведомственной принадлежности. Надеемся на плодотворную совместную работу и желаем процветания и дальнейшего роста всем музеям Дальневосточного региона.
Н.И. Рубан,
президент Ассоциации, заслуженный работник культуры РФ.
IV Гродековские чтения
19 апреля — знаменательная дата в истории Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н.И. Гродекова. В этом году это — день его 110-летнего юбилея.
Более ста лет назад произошло событие, сыгравшее большую роль в развитии науки и культуры края. 10 апреля 1894 г. генерал-губернатор Приамурского края С.М. Духовской на собрании общественности города объявил о создании Приамурского отдела Русского Географического Общества и музея при нем. Первая экспозиция была открыта 19 апреля в помещении аптечного склада. Создание музея стало поистине всенародным делом. Помочь вновь создаваемому музею стремились все: и представители власти, творческая и научная интеллигенция, и военные, и даже дети. Много сил в создание музея вложили губернаторы Приамурья С.М. Духовской, Н.Л. Гондатти; сменивший С.М. Духовского Н.И. Гродеков, не только собирал коллекции, но и жертвовал личные средства на обустройство музея. Назначение В.К. Арсеньева на пост директора (1910 г.) способствовало тому, что музея превратился в поистине научное учреждение.
Как дань памяти основателям музея и в соответствии со сложившейся традицией, 22-23 апреля 2004 г. в г. Хабаровске прошли Четвертые Гродековские чтения.
В соответствии с Постановлением Губернатора Хабаровского края № 5 от 14.01.2004 был создан оргкомитет по подготовке и проведению конференции. Его возглавил Губернатор Хабаровского края В.И. Ишаев. Конференция проводилась при поддержке Правительства Хабаровского края и Министерства культуры края. Основным инициатором конференции был
Государственный музей Дальнего Востока им. Н.И. Гродекова. В качестве соорганизаторов выступали Дальневосточная государственная научная библиотека. Хабаровский научный центр ДВО РАН, Государственный архив Хабаровского края. Хабаровский государственный педагогический университет, Хабаровский государственный институт искусств и культуры,
Приамурское Географическое общество, Хабаровская академия экономики и права, Дальневосточная академия государственной службы.
В работе конференции приняли участие ученые, преподаватели, музейные, библиотечные и архивные работники, студенты, аспиранты, специалисты различных областей науки из Хабаровска, Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Комсомольска-на-Амуре, Благовещенска, Биробиджана, Николаевска -на-Амуре — всего 360 человек, из них 21 доктор наук, 53 кандидата наук, 102 аспиранта и соискателя.
Общая направленность конференции определялась необходимостью осмысления исторического опыта заселения и освоения Дальнего Востока России, определением места Приамурья в системе геополитических интересов России в прошлом и настоящем, постановкой проблемы охраны природы и рационального природопользования.
Участники выступили на 7 секциях, рассмотревших актуальные проблемы истории и культуры Приамурья.
Конференция приняла рекомендации:
1. Присвоить Хабаровскому краевому краеведческому музею им. Н.И. Гродекова название Государственный музей Дальнего Востока им. Н.И. Гродекова.
2. Хабаровскому краевому краеведческому музею им. Н.И. Гродекова:
— Установить на здании музея мемориальную доску Н.И. Гродекову.
— Ежегодно проводить на базе музея археологические сессии по результатам полевого сезона.
— Обратиться к ректору Хабаровского государственного педагогического университета с просьбой передать в фонды музея археологические коллекции, находящиеся в университете, с целью включения их в научный оборот и обеспечения сохранности.
3. Региональным учреждениям научно-естественного профиля (Хабаровскому краевому краеведческому музею им. Н.И. Гродекова, Институту Водных и экологических проблем, ХO ТИНРО, заповедникам и т.д.) проводить комплексные экспедиции по изучению объектов на территории края с целью пополнения естественнонаучной коллекции и популяризации природоохранной деятельности.
4. Дальневосточной государственной научной библиотеке:
— Обратится в Правительство Хабаровского края с ходатайством принять краевые программы "Сохранение библиотечных и архивных фондов в Хабаровском крае" и "Автоматизация библиотек Хабаровского края и создание корпоративной системы библиотек".
— Провести мастер-класс "Современные подходы и методы в истории библиотечного дела региона".
— Создать информационный веб-центр для расширения коммуникации между учеными, исследователями, студентами, школьниками по проблемам истории, культуры, естественных наук.
5. Приамурскому географическому обществу. Хабаровскому краевому краеведческому музею и Дальневосточной государственной научной библиотеке оказывать методическую и практическую помощь ученым и краеведам в организации генеалогических исследований дальневосточных родословных.
Конференция решила:
— Продолжить традицию Гродековских чтений, как научно-практических конференций, позволяющих объединить усилия ученых, краеведов, популяризаторов науки, представителей общественности в изучении истории, самобытной культуры, природных особенностей края, а также в решении актуальных вопросов освоения Россией дальневосточных земель. Организаторам Пятых Гродековских чтений обеспечить их проведение на высоком научном и организационном уровне, решить вопрос о техническом оснащении конференции аудиовизуальными средствами.
— Включить в проблематику Пятых Гродековских чтений тему "Искусствоведение и развитие художественной культуры в регионе".
О. А. Збарская,
ученый секретарь ДВГМ.
Дом для музея
Здание, в котором располагается музей, — не только лицо музея. Это вся его жизнь. Ну, не вся жизнь, оная всегда богаче, нежели оболочка, в которой размещаются коллекции и ведется научная и экспозиционная работа. Но изрядная часть. И у музейных зданий — подчас своя история, не менее интересная, чем у некоторых экспонатов. Жаль, о ней редко кто знает.
Ещё 10 апреля 1894 г. по предложению покровителя Приамурского отдела Императорского Российского географического общества (ПОИГРО), генерал-лейтенанта Духовского, был избран строительный комитет из трёх членов — военного инженера Н.Ф. Александрова, директора музея В.Н. Радакова, гражданского инженера С.А.Монковского. Им было поручено "прикинуть проект музея, просчитать смету на строительство и выбрать место для его размещения". Идея постройки обрела конкретность в июне месяце, когда Александров разработал проект и генплан посадки здания, а инженер-архитектор Л.И. Чайковский определил общую стоимость строительства. Она составила около 60 тысяч рублей, огромную по тем временам сумму. Место было выбрано в городском саду в конце Алексеевской улицы, рядом с инвалидным домом, чуть ниже по рельефу. После обсуждения предложений строительной комиссии советом отдела под председательством генерал-лейтенанта Н.И.Гродекова было решено - ввиду недостаточности выданных Петербургом средств на постройку (10000 рублей) воздержаться от строительства всего здания вплоть до накопления средств и начать возведение хотя бы одной трети проектируемого здания, которое по рассчётам должно обойтись не менее чем в 23500 рублей. 1 августа 1895 г. совет отдела, "несмотря на незначительность имевшихся в распоряжении его сумм" торжественно заложил стройку музея — правый трёхэтажный блок. Газета "Приамурские Ведомости" от 28 августа сообщала: "В северо-западном углу здания, выходящего на Алексеевскую улицу, в одном из камней фундамента заложена медная дощечка с выгравированной на ней надписью: "Постройка начата под руководством гражданского инженера С.А.Монковского и помощника его гражданского инженера Л.О.Чайковского".
Сразу объявили о сборе пожертвований. Завидная решимость и энергия в деятельности строительной комиссии и личные заботы председателя отдела Гродекова о стройке музея пробудила интерес и сочувствие не только среди городского населения, но и всего края, и сумма в 10000 рублей в скором времени возросла до 23000 рублей.
Летом 1895 года, в связи с отъездом Радакова из Хабаровска, на должность общественно го директора музея был избран правитель дел совета ПОИРГО, учитель В.П.Маргаритов. В мае 1896 года Маргаритов с помощниками начал переносить и размещать экспонаты в нескольких уже готовых комнатах.
6 декабря 1896 г., после освящения, состоялось торжество открытия первой трети собственного здания музея. На праздник собрался весь Хабаровск, публика заполнила улицу и часть городского сада. На первом этаже музея гости рассматривали коллекции флоры и фауны края, наверху — этнографические и исторические экспонаты. Стоимость здания, с учётом всех затрат, включая строительство, изготовление мебели, экспонатов, чучел и с обустройством обошлась отделу около 31 тысячи рублей.
Вскоре коллекции музея, благодаря наплыву пожертвований, возросли до таких размеров, что возникла срочная необходимость в расширении здания. Сразу же продолжился сбор средств на дальнейшее строительство. Легко было решить этот вопрос в теории, но трудно было осуществить на практике; дальнейших ассигнований от казны сложно было ожидать, тогда как местные источники были все использованы. Но и на этот раз энергия и настойчивость членов совета Географического общества преодолели все трудности. Был организован ряд народных гуляний, спектаклей, базаров, потекли частные пожертвования.
В марте 1898 года приступили к кладке фундаментов и 1-го этажа второй части здания — двухэтажного блока. Постройка велась под руководством
С.А. Монковского, инженера В.Г. Мооро, директора музея В.П. Маргаритова. Срок окончания основного строительства следует считать декабрь 1898 г., когда были возведены стены, покрыта крыша, вставлены рамы со стёклами. "...Остаётся выложить печи, оштукатурить, сделать полы и потолки, каковые работы предположено окончить к новому году", — так писала газета "Приамурские Ведомости" в конце 1898 года. В начале февраля 1900 года директором музея был избран начальник Хабаровской окружной артиллерийской мастерской С.И. Банков. Поскольку от стройки второй части музея осталось несколько тысяч рублей, Банков, не мешкая, пустил их в дело и приступил к возведению третьей, последней части музея.
Постройка ее — такого же трехэтажного блока, как первая очередь, — была начата под руководством председателя строительного комитета И.П. Назарова и при участии инженеров П.Е. Базилевского и А.В. Перница. Опять начался сбор пожертвований, давший отделу "чистого сбора 5803 руб. 79 коп.". Строительство было окончено к 17 июля 1900 года, как раз совпавшее с состоявшейся в Хабаровске сельскохозяйственной выставкой Амурского края, на которой, оставаясь в своём помещении, принял участие и музей.
1 августа 1900 года состоялось торжество освящения, которое было приурочено к празднованию в этот день пятидесятилетия водружения русского флага в устье Амура. "Трёхэтажное каменное здание музея, построенное по плану архитектора Л.И. Чайковского служит и поныне украшением г. Хабаровска и, располагая помещением в 264 кв. сажени по полу, является одним из самых обширных хранилищ в Приамурье. Титанический труд с честью выполнен горсточкой людей, идейно преданных любимому делу... благосклонного участия к нуждам отдела председателя отдела Н.И. Гродекова... и дружной работы членов совета в составе: председателя И.П. Назарова и членов С.И. Ванкова, В.П.Маргаритова, В.В. Перфильева, М.С. Веденского, К.Е. Пфаффиуса, Н.Ф. Александрова, А.В. Лубенцова, Г.Ф. Белоусова, М.П. Щербины, М.П. Богданова и В.Е. Бражникова", — говорится в "Краткой истории Приамурского отдела РГО за 20 лет его деятельности. 1893-1913 гг."
Строительство всех очередей музея обошлось совету общества в 70 тысяч рублей. Из казны было выделено всего 13 тысяч, остальные деньги — 57 тысяч — личные взносы членов Приамурского географического общества и пожертвования горожан и филантропов.
С чувством глубокой благодарности следует вспомнить хотя бы тех крупных жертвователей, благодаря которым была доведена до конца начатая постройка: покровитель отдела С.М. Духовской, председатель отдела Н.И. Гродеков, известные филантропы на Дальнем Востоке Елизавета Ивановна и Николай Иванович Голдобины, Верхне-Амурская золотопромышленная компания, купцы и промышленники — М.Г. Старцев, М.Г. Шевелёв, А.В. Даттан, A.M. Пьянков, а также Касьянов, Чудинов, Кутьев, члены совета отдела Лубенцов А.В.,
Шимкевич П.П., Перфильев В.В. и многие другие, имена которых регулярно печатала газета "Приамурские Ведомости" тех лет.
В 1901 году, благодаря стараниям директора музея Ванкова, при музее был построен хозяйственным образом "деревянный, крытый оцинкованным железом домик для помещения одного из сторожей, препараторской и столярной мастерских, и сарай для хранения поступающих в музей ящиков с коллекциями. Была устроена каменная подпорная между библиотекой и музеем стена, обнесён двор особой металлической решёткой". Работы были выполнены на личные средства покровителя Н.И. Гродекова. Этим последним штрихом была закончена созидательная деятельность отдела по сооружению хранилищ для своих научных богатств, которые к концу 1901 года "по музею составили 13963 номера, распределённых по отделу так: по этнографии и антропологии 6402 номера, по промыслам 2656, по зоологии 1850, по ботанике 2050 и по минералогии и геологии 1005 номеров".
19 сентября 1902 г. совет Приамурского отдела ИРГО постановил: "Возбудить ходатайство о присвоении музею отдела наименование Гродековского в память отеческих забот и созидательных трудов Его Высокопревосходительства, посвящённых этому учреждению".
В. М. Вольхин,
действительный член Приамурского Географического общества .
Глина рассказывает сказки
В Троицком краеведческом музее открылась персональная выставка Ольги Бельды, педагога дополнительного образования центра внешкольной работы с. Троицкое.
На открытие выставки пришли почитатели таланта молодого художника-керамиста: коллеги по работе, родственники, друзья, ученики.
Керамика — довольно редкое увлечение у нас в районе. Причин тому много: это и отсутствие базы, и, может быть, присутствие традиционных ремесел, таких, как вышивка, резьба по дереву, тиснение по бересте. Но ведь глина, это самый древний природный материал, самый первый, который зародился даже раньше, чем жизнь на Земле, с ее растительностью и животным миром.
Директор Троицкого музея
Лариса Пассар
И шли они с мирной исторической миссией. Героический Ледовый переход военных строителей 0собого строительного корпуса в 1933-1934 гг. вошел в историю не только Комсомольска-на-Амуре, но и в сей страны.
В состав Отдельного строительного корпуса (ОСК) входили 15 отдельных батальонов по 1000 красноармейцев со строительными специальностями, объединенных в 3 бригады. 6 батальонов первой военно-строительной бригады (комбриг В. Мадинников) спешным порядком отправились в 400-километровый путь от Хабаровска до Комсомольска по торосистым льдам Амура и по бездорожью. Положенье усугублялось сильными морозами, ветром и пургой. К чести командиров, переход завершился без человеческих потерь и даже без обморожений и заболеваний.
Как дань памяти и по поводу 70 - летнего юбилея этих событий городской краеведческий музей подготовил выставку "Военные строители". На ее открытие были приглашены восьмиклассники школы № 45 и родственники тех, о ком эта выставка рассказывает. Школьники с интересом слушали научного сотрудника музея Д. А. Толкову, которая рассказывала о славных людях ОСК. Имена Александра Васильевича Скворцова и Михаила Иосифовича Родионова мы знаем как имена Героев Советского Союза во времена Великой Отечественной войны, но мы должны помнить, что они были командирами военных строительных подразделений нашего города. Ими возведены многие жилые дома в центре и на Дзёмгах, первые школы города, клубы, они выполняли задание по реконструкции лесопильного завода, расширению кирпичного завода №1, самое активное участие принимали в строительстве ТЭЦ авиа- и судостроительного заводов, Амур стали. 6500 квалифицированных работников — это была сила. К тому же кадровый офицерский состав — в те времена это был цвет общества, несомненно, они лично, дисциплинированность их подчиненных внесли особую атмосферу в жизнь стройки и ее людей. Военные строители взялись обустраивать спортивные площадки, облагораживать территория общественных мест. Лишь маленькая выдержка из воспоминаний М. И. Невидимова: "У казармы, которая была рядом с клубом "Ударник", мы организовывали площадку, очистив ее от пеньков и болотных кочек. Засыпали песком, который каждое утро, вместо зарядки, носили в вещевых мешочках с Аварийной сопки. У нас на площадке тогда был центр всей тогдашней культуры: игры, танцы, самодеятельность. Вдоль казармы поставили скамейки, разбили клумбы, засадили их лесными цветами. Лично мною был сделан маленький бассейн со скалой посредине, в которой била струя воды, а в бассейн мы напустили рыб из Амура, в основном это были касатки".
Высококвалифицированные кадры были в составе ОСК. Среди них — Алексей Петрович Лифатов: инженер, начальник планово-производственного управления, зам. министра строительства СССР, председатель Госплана, ныне почетный гражданин нашего города. Николай Михайлович Попов; инженер, начальник Военно-строительного управления Дальневосточного фронта во время войны, а после ее завершения — работник аппарата Министерства обороны СССР, Герой социалисти- ческого труда, заслуженный строитель, много лет возглавлял военную секцию первостроителей Комсомольска-на-Амуре в Москве.
Многие из участников Ледового перехода остались в городе и успешно трудились на его предприятиях.
Т. Читанова, зав. научно-просветительным отделом
Комсомольского-на-Амуре краеведческого музея.
Фестиваль кукол
2003-2004 годы проходят под девизом "Дни японской культуры в России". И Государственный музей Дальнего Востока откликнулся на это начинание выставкой, которая тоже названа: «Хина мацури» или, иначе, — праздник девочек. Его 3 марта отмечает вся Страна Восходящего солнца. Эта красивая традиция живет уже тысячу лет.
...Накануне этого праздника из заветных сундуков достают и размещают на подставке в виде лестницы целые экспозиции хина-нингё, которые включают куклы, изображающие императора, императрицу, придворных дам, музыкантов, слуг, охранников. Куклы располагаются на особой подставке, чтобы никакой другой предмет в комнате не соперничал с их безупречной красотой. Они занимают свои места в соответствии со строгой сословной иерархией. Главные фигуры композиции — император и императрица — облачены в одежды Хейянского периода (VIII-XII вв.). Это многослойные костюмы, которые своим великолепием подчеркивают статус хозяев: парча, золото, декоративная вышивка, драгоценные камни. Прародительницей японской куклы стала именитая кокэси, которая появилась на свет более ста лет назад в городе Куроиси. (Город знаменит производством искусно раскрашенных цилиндрических деревянных кукол цугару, созданных по образу детей). Чаще всего это укрепленный на вертикально поставленном цилиндре шарик, выполненный точением из несмолистых пород дерева — клена, биябэра, циклофоруса, итая, дерён. Раскраска — разная, в зависимости от местности. Сто лет назад кокэси изготовлялись ручным способом. Размеры куклы были невелики, сантиметров двадцать. Дети, играя с ними, наряжали их в кимоно.
Различаются кокэси двух типов: традиционные — и творческие, или нетрадиционные. Традиционные кокэси изготавливаются в основном в северо-восточных районах Японии. Эти куклы классифицировались согласно месту, где они сделаны (а техника и мастерство передаются от мастера к ученику до настоящего времени). 5 мая, семейства, в которых есть сыновья, показывают наборы миниатюрных фигур воинов, оружия, доспехов, символизирующих силу и здоровье, столь желанные для их сыновей. Наибольшую известность и славу японским мастерам принесли куклы, которые предназначались для любования.
Куклы, представленные на выставке, сделаны из дерева, бумаги, глины, ткани. Они отличаются богатством красок, высоким мастерством изготовления. Все куклы на выставке сгруппированы согласно событиям в японском календаре и методу изготовления.
Всего на выставке около 150 кукол из фондов Государственный музей Дальнего Востока и Хабаровского союза обществ дружбы с зарубежными странами, которые и являются организаторами выставки. Авторы: экспозиционер — зав. отделом общественных связей музея В.И. Миронова и художник-оформитель А. Н. Луценко.
В. И. Миронова,
зав. отделом общественных связей ХКМ.
В мае этого года исполняется 25 лет с тех пор, как пришла работать в Государственный музей Дальнего Востока Клара Николаевна Зилова. Она — один из организаторов Дальневосточного литературного музея, ныне — старший научный сотрудник литературного отдела ХККМ.
В апреле 1979 года в Государственный музей Дальнего Востока был открыт литературный отдел, главной задачей которого было создание Дальневосточного литературного музея. В мае Клара Николаевна приступила к работе в этом отделе. К ней присоединились его сотрудники Людмила Ивановна Сидорова и Наталья Петровна Мадзигон (Гребенюкова ). Литературный музей был создан. К сожалению, он проработал только до 1992 года. Но в декабре 1996 года в выставочном зале краеведческого музея начала работу выставка “Эпоха в лицах”, основанная на материалах архива Н.Н. Матвеева-Бодрого. Архив, насчитывающий 22 тысячи единиц хранения, собран при активном участии Клары Николаевны.
Она — автор многих выставок по истории дальневосточной литературы, автор множества публикаций в научных и культурно-образовательных сборниках, в периодической печати, прекрасный популяризатор знаний в области литературного краеведения.
В Хэйлунцзянском провинциальном музее КНР открылась выставка "Материальная и духовная культура нанайцев Амура" из фондов Хабаровского краевого краеведческого музея.
Родственная амурским нанайцам этническая группа, которую в научной литературе называют нанайцы хэджэ, живет в китайской провинции Хэйлунцзян, в бассейне реки Сунгари. В 1990 году их было 4245 человек. А в 1945 году — всего 300. Японские оккупанты считали: среди хэджэ полно разведчиков и диверсантов из числа амурских нанайцев, и их засылает в Маньчжоу-Го советское командование. Проводилась политика на их уничтожение.
В XIX веке под влиянием китайцев и маньчжур культура сунгарийских нанайцев приобрела своеобразные черты.
В настоящее время хэджэ почти полностью утратили культурное своеобразие, занимаются сельским хозяйством и не вспоминают своих богов. Тем не менее, интерес к культуре родственников из России в провинции Хэйлунцзян есть, поэтому Хэйлунцзянский провинциальный музей пригласил нас выставиться на своих площадях и рассказать посредством музейных экспонатов о культуре нанайцев Амура
Материальная и духовная культура нанайцев Амура представлена 90 экспонатами и копиями 27 фотографий из фондов Хабаровского краевого краеведческого музея. Демонстрация выставки в Хэйлунцзянском провинциальном музее стала возможной благодаря финансовой помощи Министерства культуры и Министерства природных ресурсов Хабаровского края.
Есть надежда, что в 2004 году хабаровчане смогут увидеть ответную выставку Хэйлунцзянского провинциального музея. Скорее всего, она будет посвящена традиционной культуре народа хань — основного этноса Китайской народной республики.
Т.В . Мельникова
гл. хранитель фондов ХКМ, кандидат исторических наук.
Джанси Кимонко — первый из удэге
В апреле этого года среди материалов Ю.А. Шестаковой, писательницы, переводчика, в музей была передана коллекция документов первого удэгейского писателя, ведущего деятеля удэгейской культуры Джанси Батовича Кимонко (1905-1949).
Родился он в декабре 1905 года на берегу реки Сукпай. В 1927 году во время экспедиции на р. Хор сотрудников Хабаровского краеведческого музея Дж. Кимонко познакомился с Н.А. Серк, заведующей этнографическим отделом. Она начала обучать его грамоте и рекомендовала его в Техникум народов Севера. Будущий писатель помогал ей в составлении удэгейского словаря. Его встреча с русской культурой, в целом, и с Н.А. Серк, в частности, во многом обусловили его судьбу и определили дальнейшую деятельность в области лингвистики и литературы.
В период обучения Дж. Кимонко в Институте народов Севера (1934-1936) Дж. Кимонко работал вместе с североведом, преподавателем Института народов Севера Е.Р. Шнейдером (1897-1937), изучал фольклор удэгейцев, принимал участие в создании "Учебника удэгейского языка".
В 1936 году в целях развития оригинальной художествен ной литературы на языках народов Севера Ленинградским отделением государственного издательства "Художественная литература" был объявлен конкурс на лучшее оригинальное художественное произведение среди национальных литератур. Дж. Кимонко был написан первый рассказ "Бата" (рукопись рассказа хранится в фондах Хабаровского краеведческого музея). Перевод рассказа был сделан его учителем Е.Р. Шнейдером. Жюри конкурса присудило II премию рассказу Д. Кимонко. Впоследствии произведение "Бата" в новой редакции Ю. Шестаковой вошло в повесть "Зарево над лесами" ("Там, где бежит Сукпай"). Е.Р. Шнейдер был репрессирован в 1937 году. Судьба ученого отозвалась не только на жизни и литератур ном творчестве Дж.Б. Кимонко, рассказ не был напечатан, удэгейская письменность, созданная на основе латинской графики, не была переведена на русскую графику. Удэгейский язык вновь стал бесписьменным.
Благодаря работе Ю.А. Шестаковой (1914-2002), о Дж. Кимонко и удэгейской культуре вновь заговорили спустя десятилетие. В 1950 году в переводе Юлии Алексеевны вышла повесть "Там, где бежит Сукпай", ставшая "обобщением идейно-тематического единства, стилистики и жанрового поиска, которого достигли зачинатели литератур народов Севера". Она была воспринята критиками как серьезное явление в северной национальной литературе.
В коллекции, представлен ной в музее, особенно ценны рукописи песен и фрагменты повести "Зарево над лесами" на удэгейском, созданные в конце 1940-е гг., в период, когда удэгейский был бесписьменным.