Российская музейная энциклопедия
Музеи
России
Люди
музейного мира
Наука
о музее
Направления
музейной деятельности
История
музейного дела
Коллекционирование Указатели


НАУКА О МУЗЕЕ




КОРПОРАТИВНЫЕ МУЗЕИ



Корпоративные музеи согласно действующей классификации музеев являются негосударственными ведомственными музеями, структурными подразделениями негосударственных учреждений и предприятий. Эти музеи, сформировавшиеся в последние десятилетия, как правило, не ставят перед собой просветительских целей, не доступны для свободного посещения и более других ведомственных музеев ориентированы на решение корпоративных задач. В 1990-е гг. возникли также значительные художественные коллекции, принадлежащие крупным корпорациям. Музеи истории корпораций, появившиеся накануне их первых юбилеев, становятся сегодня неотъемлемой частью имиджа компаний мирового уровня.


Художественные коллекции
Значительным событием культурной жизни 1990-х гг. стало появление крупных корпоративных художественных собраний. Российские бизнесмены проявили повышенный интерес к искусству. Одной из причин активности корпораций в данной области стала необыкновенная (по мировым стандартам) дешевизна произведений искусства на российском рынке. Способствовали развитию отечественного антикварного рынка и возвращению произведений искусства на родину. Так, самая значительная корпоративная коллекция в России, собранная банком "СБС-АГРО" включала около 3000 полотен русских художников 18 — первой трети 20 веков. Крупные коллекции имели: "Тверьуниверсалбанк" (коллекция русского портрета), "Уникомбанк" (коллекция гобеленов), "Инкомбанк" (более 500 произведений живописи, в том числе один из четырех вариантов картины Казимира Малевича "Черный квадрат"). После финансового кризиса 1998 г. часть корпоративных коллекций прекратила свое существование. Коллекция "СБС-АГРО", оформленная как галерея, не пострадала.


Музеи истории корпораций
Наряду с художественными корпоративными коллекциями к началу нового столетия определилась устойчивая тенденция создания корпоративных музеев, выполняющих, прежде всего, репрезентативные функции, представляющих историю, сегодняшний день и стратегию кампаний в формах, обеспечивающих не только глубину раскрытия темы, но и яркую образность, заставляющую поверить в декларируемые идеи. Накануне первых юбилеев создаются музеи истории корпораций (Татнефть, Лукойл, Газпром и др.). Центральный банк РФ создал небольшие музеи во всех своих региональных отделениях. В них еще не сформированы крупные коллекции, но для организации таких музеев привлекаются специалисты высокой квалификации, разрабатываются яркие и оригинальные художественные проекты экспозиций. Действующий Закон "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской федерации" 1996 г. не регулирует деятельность этой группы музейных учреждений.


Музей Татнефти


 
Copyright © 2002 Сектор Российской музейной энциклопедии
при участии Сети Культурного Наследия
дизайн и программирование ЗАО "Интернет"