ЭКСПОЗИЦИЯ (РЕКОНСТРУКЦИЯ)
На момент создания музея Конной Гвардии полк располагал огромным количеством историко-художественных и этнографических предметов, которые явились основой для создания экспозиции музея.
Офицерское собрание, открытое в 1876 г., славилось своей богатой обстановкой и традициями. По свидетельству современника — это "было одно из самых больших и блестящих полковых собраний по количеству художественных вещей, его украшавших.
Кроме того, помещения казарм, эскадроны и лазарет, представляли собой место открытого хранения музейных предметов. Здесь размещались реликвии полка, старое оружие, обмундирование, защитное снаряжение (каски, кирасы), живописные и графические работы, полковое серебро, фотографии и документальные материалы. При создании полкового музея многие из этих вещей были перенесены непосредственно в музей или же числились за ним, находясь вне его стен.
Используя воспоминания последнего заведующего В.Ф. Козлянинова, представляется возможным реконструировать экспозицию Музея Л.-Гв. Конного полка.
В центре комнаты на двухметровом постаменте находилась скульптура Б.К. Растрелли — Модель памятника Петру I перед Инженерным замком, выполненная из бронзы, подарок командира полка графа Н.А. Протасова-Бахметева. Вокруг него на постаментах пониже — работы В. Газенберга (?-1865), П.К. Клодт фон Юргенсбурга (1805-1867). Четыре мастичные фигуры конных конногвардейцев под стеклянными колпаками (пожалованы офицерскому собранию Николаем II) — серия времен Николая I, и одна фигура конного конногвардейца в каске с плюмажем ("большим гребнем") из чугуна времен царствования Александра I.
По стенам висели: семь первых серебряных труб полка времен Анны Иоанновны; портреты императоров, и среди них портрет Николая I в алом мундире, подаренный им полку в 1850 г., портрет Павла I работы Е.И. Ботмана. Среди портретов бывших офицеров полка можно выделить два наиболее значительных: портрет генерал-адъютанта графа В.С. Апраксина работы Н.С. Крылова; портрет штаб-ротмистра Н.Е. Арнольди работы Н.Е. Сверчкова 1854 г., поступившие в Офицерское собрание по их завещанию. Выделялись также портретные серии всех сверхсрочных служащих полка времен командования полком графом Н.А. Протасовым-Бахметевым, выполненные О.-Г.-П. Узингом; коллекция акварельных и литографированных портретов офицеров полка времен Николая I.
В турникетах размещались почти все существующие литографии форм полка, в том числе из "Истории русского военного костюма" П. Висковатова и работы К.К. Пиратского. Среди графических работ можно выделить работы: "Граф Ламберт с офицерами полка", литографию с картины А.И. Гебенса, "Объезд казарм полка Николаем I со свитой", раскрашенную литографию К.К. Пиратского.
Также в экспозиции находились:
в витринах — мундир герцога Лейхтенбергского, убитого во время Турецкой кампании 1877 г., мундир и краги рядового Хватова, погибшего во время восстания Декабристов на Сенатской площади; шинель рядового Павла Прокудина, несшего раненого императора 1 марта 1881 г., со следами крови Александра II;
в несгораемом ящике — собственноручная записка императрицы Анны Иоанновны о переименовании Лейб-Регимента в Конную Гвардию и другие высочайшие рескрипты.
Также в музее размещались образцы оружия, защитного обмундирования (каски, кирасы), ордена, медали, нагрудные знаки и эскадронные значки.
Т.П. Спиридонова, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи.
|