Государственная Третьяковская галерея представляет выставку к 150-летию Третьяковской галереи "Алексей Кондратьевич Саврасов. 1830-1897". К 175-летию со дня рождения. Пресс-конференция состоится 6 декабря в 14.00. Вернисаж 6 декабря в 16.00. Выставка открыта с 7 декабря 2005 года по 12 марта 2006 года.
Юбилейная выставка Алексея Саврасова (1830-1897) - наиболее масштабная экспозиция работ художника в России за последние десятилетия. Она приурочена к 175-летию со дня рождения одного из самых тонких российских живописцев, создателя отечественной школы лирического пейзажа, человека яркой творческой и во многом трагичной судьбы. Впервые его работы были широко представлены на монографической выставке в залах Третьяковской галереи в 1947 году. Именно тогда был развенчан миф о Саврасове как о "художнике одной картины". С тех пор продолжает изучаться обширное творчество мастера. Так за последние 10-15 лет было сделано много открытий и уточнений в его художественном наследии. Результат этой работы будет представлен на нынешней выставке.
В экспозицию включено свыше 100 полотен Саврасова. Основная часть произведений - из собрания Третьяковской галереи. П.М.Третьяков лично приобретал картины живописца, осознавая выдающееся значение художественных открытий Саврасова в истории отечественного искусства. С течением лет в Галерее сформировалась большая коллекция работ художника. Но в советские времена, исходя из директивных принципов комплектации художественных музеев СССР, многие первоклассные работы Саврасова были изъяты из собрания Третьяковской галереи и переданы в собственность музеев российских городов и союзных республик. Теперь, когда республики приобрели статус независимых государств, возникли трудности с экспонированием в России работ из коллекций Риги, Баку, Алма-Аты и других. Тем не менее, на выставку удалось привезти лучшие картины художника (в том числе и некогда бывшие в собственности Третьяковской галереи) из 21 российского музея, в том числе 16 картин из Государственного Русского музея. Свыше 20 полотен поступило от частных коллекционеров Москвы и Петербурга. Многие из этих произведений до недавнего времени были не знакомы не только широкой публике, но и специалистам. Таким образом, кураторы демонстрируют на выставке не только хрестоматийно известные произведения мастера ("Вид на Кремль в ненастную погоду" 1851, ГТГ; "Грачи прилетели" 1871, ГТГ; "Печерский монастырь под Нижним Новгородом" 1871, Горьковский государственный художественный музей; "Проселок" 1873, ГТГ и другие), но и подобрали нестандартный экспозиционный материал из высококачественных малоизвестных работ (например, "Вид Киева с Днепра на Киево-Печерскую Лавру" 1852, частное собрание и другие). Графическая часть выставки - 40 рисунков и акварелей - полностью укомплектована из фондов Третьяковской галереи. Эта особая часть экспозиции представляет Саврасова как талантливого рисовальщика, искусно владеющего графическими техниками, способного передать тончайшие нюансы состояния природы.
На выставке отражены все этапы творчества художника. В ранних произведениях Саврасова сильны традиции романтического пейзажа, в них преобладают световые и цветовые эффекты, нарочито красивые виды ("Вид на Кремль в ненастную погоду", 1851, ГТГ). В 50-е - 60-е годы стиль художника трансформируется, освобождается от внешних эффектов. Образный строй произведений становится спокойней, цветовая гамма стремится к гармонии и единству ("Лосиный остров в Сокольниках" 1869, ГТГ). Апогеем творчества художника, обозначившим новый этап развития отечественной пейзажной школы, стало полотно "Грачи прилетели", написанное в 1871 году. Поэзия обыденности, красота повседневного - эти новые качества привнес Саврасов в русский пейзаж. Во внешне простом мотиве деревенского неказистого ландшафта художник передал восхищение внутренней значительностью переходного момента от морозов к теплу, к зарождению новой жизни, трепетного ожидания счастья, которое овладевает всем живым ранней весной. По словам Исаака Левитана, - "Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле".
Несмотря на болезнь и творческий кризис последних десятилетий жизни мастера, и в эти годы он писал значительные произведения - "Весна. Огороды" (1893, Пермская государственная художественная галерея) или рисунок "Вид на село Покровское-Фили" (1893, ГТГ). Некоторые графические работы художника последних лет отличаются опережающей свое время экспрессией и раскованностью рисунка.
На протяжении нескольких десятилетий Саврасов оставался признанным лидером отечественной школы пейзажа. Он оказал огромное влияние на формирование русских пейзажистов конца XIX - начала XX века.
Специально к выставке подготовлен фундаментальный альбом-каталог.