Музей современного искусства Эрарта представляет выставку Анастасии Кузнецовой-Руф, в чьих произведениях невыдуманные сюжеты становятся метафорами и обретают актуальное, но вместе с тем извечно-философское звучание
• Вторая персональная экспозиция автора в музее Эрарта, в которую вошли работы последних трех лет
• Возможность поразмышлять на непростые темы, взглянув на них с непривычного ракурса
• Рассказ о наших взаимоотношениях с реальностью, которая своим абсурдом подчас превосходит любые ожидания.
Мастерская, в которой Анастасия Кузнецова-Руф работает вместе со своим супругом, художником Иваном Коршуновым, в буквальном смысле затеряна в одном из московских переулков. Это отдельный домик с темным крыльцом и побеленными стенами. Любопытно, что цвет и фактура строения рифмуются с произведениями Анастасии.
Автор предпочитает работать с угольным карандашом, фон при этом оставляя белым, а цвет вводя лишь выборочно. Это позволяет выстраивать безупречную композицию, в которой нет ничего лишнего. Сюжеты Кузнецовой-Руф лишены контекста - ее герои остаются один на один с вечностью, олицетворением которой и становится белое пространство холста. Ведь приметы времени меняются, а экзистенция и острота переживаний происходящих событий - нет.
Анастасия убеждена: "У художника есть три секунды на то, чтобы зацепить зрителя. А следующая задача - удержать его внимание, чтобы рассказать о втором, третьем и последующих смыслах твоего произведения". Картины Кузнецовой-Руф - это всегда очень точно найденные образы, а потому изначально нам достаточно трех секунд, чтобы схватить их и впоследствии, опираясь на личный опыт, достроить сюжет в своем воображении. Аллегорическая "Кормушка", например, - это дань детским воспоминаниям о том, как по окончании новогодних праздников московские дворы заполоняли кормушки в виде Спасской башни: в таких коробочках дети приносили сладкие подарки с кремлевской елки.
Проект "Подняться, но не улететь…" - уже вторая персональная выставка автора в музее Эрарта - рассказывает о наших взаимоотношениях с реальностью, которая своим абсурдом подчас превосходит любые ожидания. Невыдуманные сюжеты здесь становятся метафорами и обретают актуальное, но вместе с тем извечно-философское звучание.
Сложно охарактеризовать направление, в котором работает Кузнецова-Руф, - пожалуй, авторской манере ближе всего определение "концептуализм", главная цель которого состоит в передаче идеи. Именно поиск идеи, как отмечает Анастасия, является самым сложным этапом создания произведения: тут важно прислушиваться к себе и следовать собственным целям, чтобы не угодить в "ловушку востребованности", поддавшись желанию понравиться кому-то другому.
Но работы автора не ограничиваются только концептом: кажется, Анастасия Кузнецова-Руф движется к чему-то совершено новому - тому, что приходит на смену постмодерну и что чаще всего обозначают термином "метамодернизм". Его признаки философы и критики только начали формулировать, но уже сейчас можно сказать, что в основе этого понятия лежит необходимость осознания происходящего сегодня слома эпох - например, посредством иного ощущения "я" или так называемой "новой искренности".
Об авторе
Родилась в 1983 году в семье потомственных художников. В 2003-м Анастасия окончила Институт проблем современного искусства, а в 2007-м - Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова. Трижды становилась стипендиатом Министерства культуры РФ.
В 2013 году Кузнецова-Руф заняла второе место в IV Международном конкурсе портретов PORTRAIT NOW! и стала первым художником из России, удостоившимся этой премии. Кроме того, ее картина "Остановка" была выбрана кураторами музея Эрарта из числа других заявок от соискателей Эрарта Премии - 2023 и по результатам зрительского голосования вошла в число лауреатов.
Даты проведения выставки: 29 ноября 2024 - 2 марта 2025
Музей современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург.