Государственная Третьяковская галерея с 23 сентября по 24 октября представляет выставку "Дмитрий Плавинский".
Первая в России ретроспективная выставка Дмитрия Плавинского приурочена к возвращению в Россию художника, 14 лет жившего и работавшего в США. Она представит всю творческую деятельность мастера - живопись, графику, объекты и инсталляции с 1958 по 2004 год. Темы произведений охватывают временное пространство: от происхождения на Земле первообразов рыб, рептилий и древнейших животных до возникновения первобытных культур, античного и раннехристианского государства, вплоть до компьютерной эры XXI века, символом которой стал Нью-Йорк. Экспозиция будет строиться не по хронологическому, а по тематическому принципу и включит в себя семь блоков: "Круги каньонов", "Слово", "Мера мира", "Музыка мифа", "Амальгама, опрокинутая в лазурь", "Время и природа", "Мерзость запустения".
Дмитрий Плавинский родился в Москве в 1937 году. В 1951 поступил в художественное училище памяти 1905 года на театральное отделение. Им руководил В.А. Шестаков, в прошлом главный художник театра им. Вс.Мейерхольда. Окончил училище в 1956 году. Путешествовал по всей стране от заполярного Урала, Новгорода, Пскова, Дальнего Востока до Самарканда и Ашхабада. В конце 50-х - 60-х г.г. Дмитрий Плавинский стал одним из родоначальников и лидеров художественного движения нон-конформистов в России.
С 1991 года по 2004 художник жил и работал в Нью-Йорке. Его работы приобретены рядом американских музеев, в том числе музеем Метрополитен, МОМА (музеем современного искусства) и Зиммерли арт музеем (университет Ратгерс).
В Нью-Йорке Дмитрий Плавинский обратил внимание на то, что Манхэттан на нью-йоркской карте подземки, напоминает очертание доисторической рыбы. Так появился впервые в его работах образ "Манхэттан-фиш". Из Америки Плавинский совершил несколько важных путешествий, давших ему возможность воочию увидеть памятники культур и пейзажей Средиземноморья. По впечатлениям от Греции, Италии и Израиля были созданы циклы работ для персональных выставок "Эхо античных руин", "В поисках Италии" и начата работа над выставкой "Святая земля", которая была прервана отъездом в Москву.
11 сентября 2001 года террористы взорвали в Нью-Йорке два небоскреба Всемирного Торгового Центра. Эта трагедия послужила поводом для написания серии работ на тему "Апокалипсис 11 сентября". На этом американская тема была для Плавинского исчерпана. В 2004 году он покинул Нью-Йорк и вернулся в Москву.
Дмитрий Плавинский определяет свое направление в искусстве как "структурный символизм", где единый образ мира расщепляется и обретает ряды символов, погруженных в пласты времен: прошедшего, настоящего и будущего. Разнонаправленность символов, смещение их значений, несовпадение скорости во временном пространстве создают на плоскости картины смещенную рентгенограмму Единого Времени.
"Творение мысли и рук человеческих рано или поздно поглощается вечной стихией природы: Атлантида - океаном, храмы Египта - песком пустыни, Кносский дворец и лабиринт - вулканической лавой, пирамиды ацтеков - лианами джунглей. Для меня наибольший интерес представляет не расцвет той или иной цивилизации, а ее гибель и момент зарождения следующей" (Д. Плавинский).