В Большом дворце в "Царицыне" к 250-летию со дня основания царицынской императорской усадьбы открывается выставка, посвященная одному году из жизни Екатерины II. Во время своего продолжительного визита в Москву, который длился почти весь 1775 год, императрица провела Губернскую и другие важные для России реформы, совершила паломничество в несколько монастырей, отпраздновала на Ходынском поле заключение Кючук-Кайнарджийского мира с Османской империей, а также переименовала село Черная Грязь в Царицыно и распорядилась начать там строительство своей новой резиденции.
Выставка "1775. Триумф Екатерины II" устроена по принципу дневника, в котором зафиксированы главные события московского года императрицы: от торжественного въезда в город через четыре триумфальных арки и народных гуляний на Ходынском поле до ритуальных игр в карты по вечерам и личных отношений с преданным фаворитом Григорием Потемкиным. Экспозиция занимает девять залов и включает в себя 640 экспонатов из 26 музейных собраний, трех государственных архивов и нескольких частных коллекций. Многие предметы и архивные документы, представленные на выставке, экспонируются впервые в истории. Один из них - указ о переименовании села Черная Грязь в Царицыно от 29 августа 1775 года.
"История Царицына тесно связана с историей Москвы. Нам показалось важным акцентировать на этом внимание, и в результате родился выставочный проект о самом долгом пребывании Екатерины II в Москве, - говорит генеральный директор музея-заповедника "Царицыно" Елизавета Фокина. - Период этот объединяет важнейшие события в истории России: победу в Русско-турецкой войне 1769-1774 годов, реформы, визиты в города и усадьбы по пути из Петербурга в Москву. В 1775 году Екатерина преодолела тысячи верст, встречалась с важными людьми и принимала решения, которые определили будущее страны. Все это представлено на выставке в архивных документах, предметах быта, портретах, картинах, гравюрах и мемориальных вещах".
"1775. Триумф Екатерины II" - совместный проект "Царицына" и Музея архитектуры им. А.В. Щусева и часть масштабной культурно-просветительской программы, приуроченной к юбилею "московских каникул" императрицы. В Музее архитектуры с 14 марта работает выставка "1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное", посвященная Пречистенскому дворцу, возведенном специально к приезду Екатерины II, его окрестностям и быту императорского двора. Фоном для повествования стал архитектурный облик Москвы эпохи барокко и раннего классицизма. В экспозиции - более 180 предметов: чертежи московских дворцов середины XVIII века, рисунки, портреты, мебель, фарфор и стекло, рассказывающие о придворной жизни того времени.
Кураторы царицынской выставки уделили особое внимание дружеским и деловым визитам, которые совершила Екатерина в тот год. С января по декабрь императрица встретилась с огромным количеством людей. Среди них были не только дворяне, но и купцы, мещане, духовенство. В одном из писем графу Луи Филиппу де Сегюру, послу Франции при российском императорском дворе, она писала: "Я путешествую не для того только, чтобы осматривать местности, но, чтобы видеть людей. Мне нужно дать народу возможность дойти до меня". Каждый визит решал несколько вопросов. Приезд в калужское имение Афанасия Гончарова, прапрадеда жены Александра Пушкина, был связан не только с осмотром полотняной мануфактуры, поставляющей армии и флоту высококачественное сукно; Гончаров был одним из "птенцов гнезда Петрова", доживших до екатерининского времени, и духовно связывал императрицу с эпохой Петра I. Пять (!) визитов к графу Шереметьеву означали не только доброе расположение Екатерины к великосветскому семейству, но и возможность встречаться в Кусково и других усадьбах со старинной московской аристократией, в лояльности которой Екатерины нуждалась, претворяя в жизнь реформы.
Для самой Москвы Екатерина хотела стать тем же, кем был Петр I для Петербурга. Её стремление преобразовать древнюю столицу неожиданно поддержал весенний розлив Москвы-реки. Болотный смрад на весь город спровоцировал поспешный переезд императорского двора загород, а также проектировку Водоотводного канала на реке и покупку села Черная Грязь, которое вскоре стало Царицыным.
В новом имении в 1775 году Екатерина II провела более месяца: здесь проходили заседания Совета при Высочайшем дворе, аудиенции с дипломатами и высшими чиновниками. Этот месяц стал еще и самым романтичным в отношениях Екатерины и Потемкина: они жили во временном летнем дворце, построенном придворным архитектором Петром Плюсковым (кураторы выставки частично реконструировали его на основе архивных документов), и совершали длительные прогулки по окрестностям. После своего отъезда Екатерина приказала архитектору Василию Баженову начать строительство своей новой летней резиденции. С этого момента начинается история Царицына, уникальной императорской усадьбы в стиле русской готики XVIII века.
По словам руководителя столичного Департамента культуры Алексей Фурсина, "Царицыно" сегодня - один из самых посещаемых дворцово-парковых ансамблей России: "Это не только музей, но и центр культурных событий, который привлекает сотни тысяч москвичей и гостей столицы. Только за прошлый год гостями музея-заповедника стали почти десять миллионов человек".
К выставке "1775. Триумф Екатерины II" подготовлена большая параллельная программа: регулярные экскурсии, авторские туры с кураторами, интерактивные программы для детей и творческие лаборатории для подростков. В Музее архитектуры в марте откроется лекторий, а в "Царицыне" - игровой клуб, где можно будет научиться играть в "Фараон", популярную в конце XVIII века азартную игру в карты. Летом в музее будут идти концерты барочной музыки. И в дополнении ко всему этому музей подготовил книгу о 1775 годе - в истории России и жизни императрицы, правившей страной 34 года.
Кураторы выставки:
- Александра Герасимова, руководитель научно-исследовательского отдела музея-заповедника "Царицыно",
- Светлана Калинина, старший научный сотрудник музея-заповедника "Царицыно",
- Татьяна Дудина, заведующая отделом хранения архитектурно-графических фондов XVIII-XIX веков Музея архитектуры им. А. В. Щусева.
Сроки проведения выставки: 22 апреля - 17 августа 2025 г.