Петер Гесс (1792-1855)
ЦИКЛ ПОЛОТЕН «СРАЖЕНИЯ 1812 ГОДА»
|
Петер Гесс (Hess) Гесс - баварский придворный художник, член Академий художеств в Мюнхене, Берлине, Вене и С.-Петербурге. Старший сын баварского придворного гравера по меди, от которого получил первые уроки гравирования. В 1806 году поступил в Мюнхенскую академию художеств, первоначально занимался пейзажем, под влиянием А. Адама в 1813-1815 гг. участвовал в походах против французов (находился при штабе фельдмаршала К. Вреде), запечатлел много военных сцен. Итогом похода стало большое полотно «Сражение при Бар-сюр-Об» (1817). Позднее создал ряд жанровых сцен из военной жизни эпохи 1812-1814 гг.: «Стычка французских драгун и австрийских гусар», «Донские казаки с пленными французскими крестьянами», «Переход киргизов и казаков через Рейн» (все 1819 г.), «Грабящие казаки», «Оборона моста у Ганау генералом К. Паппенхаймом» (обе 1820 г.), «Бивуак австрийских войск» (1823 г.), «Нападение австрийских улан на французский фургон» (1829 г.) и др.
|
В 1939 году по приглашению императора Николая I посетил Россию, получил заказ написать для Зимнего дворца цикл картин о важнейших сражениях 1812 года. Вместе со знатоком униформы генералом Л.И. Килем совершил поездку по местам сражений 1812 года, сделал множество зарисовок (хранятся в Мюнхене). Был свидетелем юбилейных торжеств 1839 г. на Бородинском поле.
В 1840-1857 гг. создал 12 полотен, из которых сохранились 10: «Сражение при Валутиной горе», «Сражение при Бородино», «Бой под Малоярославцем», «Переправа через реку Березину» и др. Помимо этого заказа Гесс исполнил большие полотна «Сражение под Лейпцигом» (1854), «Сражение под Аустерлицем» (1860). Его огромные, яркие, скурпулезно точные в мельчайших деталях полотна высоко оценивались современниками, но подверглись критике со стороны позднейших искусствоведов.
А.И. Попов. Статья из издания «Отечественная война 1812 года. Энциклопедия», М.: РОССПЭН, 2004.
|
Сражение при Клястицах 19-го июля
После того как выяснились неудобства дрисского лагеря, и он был покинут, на Двине оставили для прикрытия дороги в Петербург корпус русской армии под начальством графа Петра Христиановича Витгенштейна, который тотчас же очутился в затруднительном положении. С запада ему угрожал Макдональд, направленный Наполеоном против Риги, с востока — Удино, имевший специальное поручение войти в связь с Макдональдом и развить совместные действия против Витгенштейна...
|
|
Сражение под Красным 2-го августа
Красный — небольшой уездный город Смоленской губернии, имеющий в настоящее время 3.537 жителей и отстоящий от Смоленска в 49 верстах. Здесь разыгралось одно из тех геройских дел, которое в истории 1812 г. известно под именем «подвига Неверовского»...
|
|
Сражение под Смоленском 5-го августа
Наполеон, двигаясь к Смоленску, преследовал одну цель: заставить русскую apмию принять генеральное сражение. Кроме того узнав, что обе наши армии еще 25-го июля отошли к Рудне, в Смоленске же для защиты города остался лишь корпус Раевского, Наполеон решил во что бы то ни стало овладеть Смоленском раньше, чем наши армии успеют туда вернуться, и отбросить их от московской дороги. Это ему не удалось...
|
|
Сражение при Валутиной горе, 7-го августа (1840-е гг. Холст, масло 112 х 180)
Когда Барклай де-Толли решил отступить с армией на московскую дорогу, он не мог сделать этого прямо, так как ему тогда пришлось бы идти четыре версты по правому берегу Днепра, подвергаясь расстрелу со стороны французов, занимавших левый берег. Поэтому он предпринял кружное движение: направился сперва по петербургской дороге, а потом стал выходит на московскую у селения Лубина...
|
|
Сражение при Бородине, 26-го августа
Высоты, лежащие впереди деревни Семеновской, сделались местом; где в продолжении великого дня Бородина кипел едва ли не самый упорный бой. Перед деревней находился довольно глубокий овраг, служивший руслом речке Семеновке; ниже деревни в Семеновку впадал ручей Каменка; на территории между этими двумя речками, имеющей форму клина, и находились Семеновские высоты — очень важный пункт нашей позиции, на котором были возведены три флеши, т. е. полевые укрепления, получившие наименование Багратионовых; к началу сражения они были заняты сводной гренадерской дивизией графа Воронцова...
|
|
Сражение при Тарутине, 6-го октября
В то время как Наполеон еще оставался в Москве, но уже готовился ее покинуть, произошло Тарутинское событие, доставившее русскому оружию победные лавры. Наша армия занимала под Тарутиным позицию на левом берегу речки Чернишни, впадающей в реку Нару. На другой стороне Чернишни против нас, у Винково, стоял кавалерйский авангард французской армии с четырьмя пехотными дивизиями, всего в количестве 25000 человек под общим начальством самого Мюрата...
|
|
Сражение при Полоцке, 7-го октября
Событие, изображенное здесь, снова переносит нас на другой театр войны, к войскам графа Петра Христиановича Витгенштейна. В ту пору, когда происходили достопамятные события в Москве, граф Витгенштейн находился у Полоцка, уездного города Витебской губернии, который был занят французским корпусом маршала Сен-Сира...
|
|
Сражение при Мало-Ярославце, 12-го октября
(1840-е гг. Холст, масло 220 х 350)
Мало-Ярославец — уездный город Калужской губернии, отстоящий от Москвы на 118 верст. Сражение, здесь разыгравшееся, оказало громадное влияние на весь дальнейший ход кампании, и если бы обстоятельства не сложились столь исключительно благоприятно для нас, весьма возможно, что отступление французской армии произошло бы в полном порядке и Наполеону удалось бы увести из России весьма значительные силы...
|
|
Сражение при Вязьме 22-го октября
Каким-то страшным кошмаром веет от этой картины, и жуткое чувство встает со дна души, когда начинаешь отдавать себе отчет, насколько должна быть ужасна война в своей реальной действительности. Вот стоял себе тихий город Вязьма, и многочисленные кресты его церквей мирно поднимались к небу, тишина господствовала кругом, каждый занимался своим скромным делом, как вдруг в единый миг все перевернулось вверх дном, и кровавый ужас стихийным ураганом пронесся по улицам сонного города...
|
|
Сражение под Красным 5-го ноября
Наполеон, выступив из Смоленска 2-го ноября, 3-го прибыл в Красный. Здесь узнав, что Кутузов находится от него в расстоянии одного перехода, Наполеон решил остаться в Красном, выжидая, когда подойдут из Смоленска корпуса Даву и Нея. Первый должен был соединиться с императором 5-го ноября, второй 6-го...
|
|
Сражение при Лосьмине 6-го ноября
Дело это явилось финалом трагедии, постигшей Великую армию под Красным. Наполеон, после неудачного сопротивления русской армии 5-го ноября, ушел к Орше, покинув на произвол судьбы маршала Нея. Последний со своим корпусом выступил из Смоленска в ночь на 5-е ноября, предварительно поджегши город и взорвав множество мин, заложенных в разных местах...
|
|
Переправа через Березину, 16-го ноября
(1840-е гг. Холст, масло 173 х 266)
В продолжении всего отступления Великой армии не было трагедии более мрачной, чем разыгравшаяся на Березине. Наполеон спешил из последних сил, направляясь к городу Борисову, лежащему у Березины. Здесь ему угрожала опасность быть совершенно разбитым, потому что на него со всех сторон двигались русские войска...
|
Пояснительные тексты к картинам выполнены под редакцией И.Н. Божеярова. Альбом «Нашествие Наполеона. Отечественная война 1812 г.» СПб, 1911 г. Подготовлено к публикации в интернет-проекте «1812 год» Поляковым О.
|