В Web-дизайне еще больше обострилось
противоречие между функциональными и
художественно-экспрессивными устремлениями,
вообще характерное для современной типографики.
Работающий в Интернете дизайнер неизбежно
оказывается перед дилеммой: создать ли некое
действенное зрелище, напористо-коммуникативное,
впечатляющее посетителя сайга необычностью
композиционного "хода", остротой
графической интерпретации темы, активностью
колористического решения, игровой интригой
анимационных вставок, художественной
значимостью иллюстраций, адекватностью шрифтов
(передаваемых как изображение) духу сообщения,
или, напротив, жестко отказаться от всего
лишнего, придав виду публикации сугубо деловой
характер и встав на путь экономного
использования компьютерной памяти и бережного
отношения к времени пользователя? На практике
встречаются обе позиции, их адепты дискутируют
друг с другом, но превалирует, естественно,
вторая.
Поставленный вопрос не имеет однозначного
ответа. Ведь отмеченная полярность двух
концепций не сводится к противоборству стилевых
установок - либо на постмодернистский
"демарш", либо на рационалистическое
обеспечение максимально возможной при
существующих технических ограничениях
комфортности восприятия текста. С одной стороны,
упора на зрелищность требует прежде всего сама
природа экранного представления информации (а в
искусствоведческих электронных изданиях
добавляется и необходимость демонстрации
произведений искусства). С другой стороны,
сегодняшний технологический уровень WWW
практически не обеспечивает бытия публикации на
экране терминала в форме, адекватной
высокохудожественному замыслу дизайнера, не
гарантирует качества зрелища и тем самым
вызывает у зрителя-читателя, оказавшегося перед
лицом неразрешимых или, в лучшем случае, с трудом
разрешимых проблем, чувство разочарования и
досады. И по-своему правы те, кто призывает
исходить из трезвой оценки сегодняшних
аппаратных и программных возможностей сетей и
браузеров и форматировать сообщения сообразно
этим возможностям.
И действительно, чтобы получить в Интернете,
скажем, лишь одну более или менее пригодную для
искусствоведческой работы репродукцию
художественного произведения, исчисляемую 50
килобайтами машинной памяти, необходимо
затратить около минуты. Сколь же эффективной
оказывается при этом работа искусствоведа? Если
же реципиенту означенная репродукция нужна не
для работы, а просто для удовлетворения
собственной любознательности, то, скорее всего,
он вообще не станет дожидаться окончания ее
загрузки на браузер. Со временем подобные
проблемы, несомненно, будут решены, однако
сегодня они существуют.
Тем не менее, дерзость дизайнеров, стремящихся
превратить экран в поле активного графического
творчества, заслуживает не только уважения, но и
профессиональной оценки с искусствоведческих
позиций. Во-первых, потому, что за такого рода
экспериментами будущее. Во-вторых, потому, что
они в большей мере, чем основная масса
сегодняшних электронных публикаций,
соответствуют специфике компьютера. Ведь
очевидно, что экран призван служить целям показа,
демонстрации, а не быть по преимуществу
инструментом для чтения, как это случилось в
сегодняшней практике. И если до сегодняшнего дня
искусствознание интересовалось электронными
публикациями лишь как новым способом издания
литературы по традиционной искусствоведческой
тематике, то теперь все четче вырисовывается
новая задача: осознать эстетическую
самоценность работы электронных издательских
художников; при этом, не ограничиваясь
типографическим аспектом, оценить их усилия
в сфере пластического формообразования в
широком смысле.
Примером оправданного выхода за рамки
функционального канона может послужить
"титульный лист" сайта Карнеги-холла. Этот
сайт, спроектированный нью-йоркской фирмой
"Эвеланш", получил довольно широкую
известность и даже удостоился внимания
российской прессы. Вопреки рекомендации о
вынесении в первый же кадр ссылок-связей с
основными рубриками сайта, его создатели
предваряют движение посетителя по его
пространству композицией, впечатляющей
многозначительным лаконизмом. На темно-синем
полуабстрактном фоне резко выделяются
составленная из наборных отчасти
оранжевато-красных, отчасти белых биссерифных
знаков краткая надпись "Добро пожаловать в
Карнеги-холл" и небольшое окно видеовставки,
где чередой проходят виды пустого концертного
зала, при этом слышится характерное звучание
оркестровой настройки. Экспрессия, создаваемая
синтезом пластики, движения и звука, делает сайт
эмоционально-притягательным, с лихвой
компенсируя пренебрежение рецептами
прагматически-делового построения стартовой
композиции.
Американский художник Х.Джейсон, оформляя
личную страницу в Интернете, словно подхватывает
мотто Херба Любалина, говорившего, что "иногда
вы должны рисковать читаемостью, чтобы вызвать
импульс". Буквам, составляющим фамилию
Джейсона, тесно в узком пространстве фрейма. Они
лепятся друг к другу, перекрывают друг друга,
извиваются, словно жгут, и срастаются в логотип,
который воздействует на зрителя уже не столько
как текст, сколько как броский,
ритмически-напряженный орнамент. Подобный
пластический "ход" заставляет вспомнить те
игровые трансформации шрифтовых знаков, к
которым еще в 70-е годы остроумно прибегал Элен
Пеколик в оформлении изданий традиционного типа.
И масштабом, и характером рисунка логотип
контрастирует с пуристской геометрикой своего
графического окружения, благодаря чему
магнетический эффект зрелища становится еще
сильнее.
Равновесия экспрессивного и функционального
постоянно ищет один из лидеров российского
Web-дизайна Артемий Лебедев. Наполнение сайтовой
"заставки" текстовыми элементами и
графическими символами он стремится свести к
разумному минимуму. "Я так работаю, - говорит
художник. - Сначала делаю безумно навороченную
вещь, потом выкидываю из нее процентов
девяносто"
Ценя художественную значимость незагруженного
поля экрана, Лебедев использует это поле как
выигрышный фон для броской, как правило,
объемной, изобразительной детали, которая
иносказательно характеризует деятельность
"хозяина" сайта. Таков намекающий на
незыблемость вечных ценностей фрагмент
ионической колонны, введенный в композицию
Web-сервера Объединенного инвестиционного банка.
Такова доминирующая в титульной "заставке"
неосуществленного сайта радиостанции "Европа
Плюс" эффектная параболическая форма; внутри
ее пружинистого контура заключено изображение
клавиатуры и шкалы приемника, где место кнопок
переключения диапазонов занимает перечень опций
браузера. Таков большой диск, играющий роль
композиционного узла в оформлении начальной
страницы Web-сервера пейджинговой компании
"Мобил ТелеКом"; к изображению диска, словно
ветви к стволу дерева, примыкают надписи-связи,
соответствующие рубрикации сервера. В
композициях Лебедева метафорическое
изображение всегда визуально акцентировано, а
графические элементы интерфейса тактично ему
подчинены.
"Заставка" сайга возглавляемой Лебедевым
студии Web Design - самый яркий образчик его
стремления придать своим графическим структурам
изысканный лаконизм. Окно браузера
трансформировано в некую двуплановую
композицию. Ее передний план подобен черной раме
с напоминающим жалюзи дробным переплетом. Здесь
в центре, на затененном фоне, столбец надписей
негативным шрифтом, информирующий о структуре
сайта. Позади "рамы" - поле тонкой
светотеневой игры, непрерывной смены валёрных
градаций серого. Стильную строгость общей
цветовой гаммы деликатно оттеняют легкие
вспышки красного в самом верху композиции (три
штриха) и в ее самом низу (выделение цветом
отдельных слов в наборе). Их смысл - в
определенном усилении визуальной активности
страницы, в том, чтобы заставить Web-путника
прореагировать на сигнал и сделать остановку.
Но главная "изюминка" всего построения -
логотип. Он притягивает внимание не только
размером знаков, но и тем, что поставлен чуть-чуть
под углом к поверхности экрана. В результате поле
за переплетом "рамы" воспринимается
зрителем не как плоскость, а как пространство,
загадочное, таинственное и при этом влекущее,
словно приглашающее в кладовую неких новых чудес
Web-дизайна.
Цвето-тональная дифференцированность,
элементы фотографики, характерные для
композиций Лебедева, затрудняют их
"транспортировку" по коммуникациям Web, что
нередко дает повод для нареканий в адрес
художника со стороны пользователей Интернета.
Путь, избранный Лебедевым, не бесспорен, но по
большому счету правилен. Электронные публикации
непременно должны быть зрелищно активными,
"замешанными" на подлинной пластике. И хотя
сегодня не все браузеры способны воспроизвести
их адекватно, они стимулируют работу инженеров
на завтрашний день, побуждая к преодолению
технологического "косноязычия"
сегодняшнего WWW.
Наряду с проектами, сочетающими утилитарные и
собственно художественные задачи, в WWW появились
публикации чисто зрелищного характера. Эта
разновидность творчества получила название net art
(сетевое искусство). Его лидеры - голландка
Йоханна Хемскерк (Johanna Heemskerk) и бельгиец Дирк
Пасманс (Dirk Paesmans); они работают совместно под
псевдонимом Йоди (Jodi), объединяющим первые слоги
их имен.
В экранных построениях Йоди нет вербального
текста. Зрительные образы, или создаваемые, суть
разновидность ready-made. Но в отличие от типографов,
формирующих свои визуальные конструкции из
литер и клише, шпаций и шпонов, Йоди используют в
качестве "строительного" материала
компьютерные фоновые текстуры, символы
системных шрифтов, применяемых в графике
интерфейса, богатый комплекс абстрактных
геометрических форм и элементов, являющихся
продуктом машинного "рисования". В
буквальном смысле слова композиции Йоди не
изобразительны, но отдельные фигуры
воспринимаются как откровенные аллюзии
относительно компьютерного мира, напоминая
своим видом платы для процессоров, перечни опций
и т.п. Иными словами, в произведениях Йоди ощутима
романтическая аура современной информатики.
Художники сумели эстетически интерпретировать
и такую особенность сетевого представления
графической информации, как постепенность,
растянутость во времени выхода изображения на
экран принимающего браузера. Эффект становления
композиции, ее возникновения на глазах у зрителя
роднит зрелища, предлагаемые Йоди, с
перформенсом".
Использование электронных публикаций как
арены для чистого искусства пластики носит пока
лишь экспериментальный характер, и Йоди
выступают как пионеры в этом движении. Но вряд ли
приходится сомневаться в перспективности
подобной практики, а значит, и в необходимости ее
осмысления художественной критикой и теорией
искусства.
|