Данная работа явится первым примером введения
в структуру Российской сети культурного
наследия (РСКН) нового элемента -культурного
ландшафта. Насущность этой инновации определена
несколькими факторами:
- необходимостью пространственного подхода к
выявлению и сохранению объектов культурного
наследия, когда главным объектом охраны и
использования становятся территории; при этом
понимание территории подразумевает все
многообразие включенных в нее как
историко-культурных, так и природных
характеристик: памятников, ансамблей,
традиционного хозяйства, традиционных форм
природопользования и пр.;
- рассмотрением наследия как системного
образования, в котором отдельные объекты не
могут быть сохранены вне связи друг с другом и
вне окружающей среды, при этом подчеркивается
единство и тесная взаимосвязь между культурным и
природным наследием;
- отсутствием подобной номинации в существующих
подходах к выявлению памятников истории и
культуры и в существующей системе особо
охраняемых природных территорий.
Культурный ландшафт является специфической
категорией объектов культурного наследия.
Отдельные его виды могут совпадать с другими
видами недвижимых памятников истории и культуры
(музеи-заповедники, музеи-усадьбы,
дворцово-парковые ансамбли), в других случаях его
идентификация как объекта наследия представляет
собой самостоятельную задачу. Выявление,
типология, описание и представление культурных
ландшафтов в общей сети объектов культурного
наследия выходит за рамки традиционных подходов
к созданию информационных систем по памятникам
культуры и требует специальной
научно-методической проработки.
Работа предполагала решение следующих задач.
- Составление системы основных понятий,
характеризующих культурный ландшафт как особый
объект национального наследия. Типология и
классификация культурных ландшафтов.
- Разработка стандарта описания культурного
ландшафта на основе его главных формализованных
признаков. Построение формата описания
культурного формата для его представления в
общей структуре Российской сети культурного
наследия.
- Апробирование разработанного формата на
конкретном примере с целью проверки и
корректировки полученных представлений.
Современное представление о культурном
ландшафте неоднозначно. Эта ситуация характерна
как для мировой географической науки, так и для
русской (советской) географии. В настоящее время
сложилось три принципиально разных толкования
термина "культурный ландшафт". Некоторые
исследователи придерживаются традиционного для
русских физико-географов подхода и определяют
культурный ландшафт как "хороший"
антропогенный ландшафт, измененный человеком по
определенной программе и обладающий высокими
эстетическими и функциональными качествами.
Второй подход базируется на понимании
культурного ландшафта как некоей местности,
которая в течении длительного исторического
периода являлась местом обитания определенной
группы людей, являющихся носителями
специфических культурных ценностей. Чаще всего
чаще всего в качестве таких групп выступают
этнические или конфессиональные общности. В
основе третьего подхода лежит представление об
активной роли интеллектуальной и духовной
деятельности в формировании культурного
ландшафта; при этом важно подчеркнуть, что
культурные духовные и интеллектуальные
ценности, хранимые и передаваемые от одного
поколения людей к другому в виде информации, не
только определяют формирование и развитие
культурного ландшафта, но и являются его частью,
испытывают на себе воздействие других,
материальных компонентов ландшафта. Важнейшей
частью культурного ландшафта является
культурное наследие, сохраняемое в виде
овеществленных объектов, традиционной
деятельности людей или информации. В некоторых
культурных ландшафтах наследие является
доминирующим, определяющим ход всех
происходящих на их территории общественных
процессов. Это, прежде всего, комплексные
историко-культурные и природные образования,
являющиеся носителями исторической памяти,
связанные с местами, хранящими в себе
материальные и нематериальные свидетельства
исторической памяти - памятники архитектуры,
археологии, этнологии, топонимы, архивные и
библиографические источники, разнообразные
объекты и предметы -природные и антропогенные,
указывающие на связь ландшафта с историческими
событиями, определившими судьбу страны, народов,
ее населяющих, их культуры, а также с жизнью
великих людей, внесших особо значимый вклад в
становление и развитие страны. В этом случае
объектом наследия становится сам культурный
ландшафт. Это положение было зафиксировано в
документах ЮНЕСКО, и, очевидно, должно найти
отражение в правовых и нормативных документах
Российской Федерации.
Формальное осознание мировым сообществом
культурного ландшафта как объекта наследия
произошла совсем недавно, в 1992 г., когда это
понятие было включено в текст "Operational Guidelines for
the Implementation of the World Heritage Convention" - основной
руководящий документ по применению Конвенции о
Всемирном наследии. Этот документ периодически
дополняется и уточняется, обеспечивая
согласованность подходов к выявлению,
представлению и сохранению мировых культурных
ценностей.
До 1992 года культурный ландшафт не
рассматривался в качестве самостоятельного
объекта наследия. Вместе с тем, фактически
признание ценности культурного ландшафта как
объекта наследия пришло значительно раньше.
Некоторые позиции, связанные с сохранением
культурного ландшафта были предложены в
Конвенции, принятой в 1972 г., и учитывались в более
ранних редакциях "Operational Guidelines...". В
частности, в Конвенции дается типология объектов
культурного и природного наследия; в ряду
объектов культурного наследия выделяются группы
зданий, исключительная ценность которых может
быть обусловлена их положением в ландшафте, а
также достопримечательные места (sites), которые
могут рассматриваться как результат совместного
творчества человека и природы. Именно последние
и были впоследствии отнесены к культурным
ландшафтам. Некоторые из вариантных критериев
ценности наследия, перечисленные в "Operational
Guidelines...", содержат или содержали признаки,
отражающие существенные свойства культурного
ландшафта. Система критериев оценки природного
наследия в период с 1980 по 1992 гг. включала такие
составляющие, как выдающиеся примеры
взаимодействия человека с окружающей его
природной средой (критерий II) или необычные
сочетания природных и культурных элементов
(критерий III). Многие из критериев оценки
культурного наследия могут быть применимы и к
культурному ландшафту. В двух из них (критерий II и
критерий IV) понятие ландшафта непосредственно
упоминается в ряду разнообразных видов
творчества (ландшафтный дизайн), а также в связи с
тем, что ландшафт может рассматриваться в
качестве иллюстрации важнейших событий мировой
истории.
Согласно изначально принятому в Конвенции
разделению наследия на природное и культурное,
для каждого из них были установлены
самостоятельные группы оценочных критериев, на
основании которых эти объекты включались в
Список Всемирного наследия. В обеих группах, как
было показано выше, присутствуют критерии,
свидетельствующие об определенной общности
объектов культурного и природного наследия.
Наиболее полно это проявляется в культурном
ландшафте. Будучи введенным в систему основных
понятий в 1992 г. и отнесенный к объектам
совместного творчества человека и природы,
культурный ландшафт по
формальным признакам был отнесен к культурному
наследию и должен был проходить процедуру
номинации по критериям оценки объектов
культурного наследия. Одновременно с этим,
критерии, характеризующие взаимодействие
человека и природной среды и использовавшиеся до
1992 г. при оценке объектов природного наследия,
как это ни парадоксально, были изъяты из текста
"Operational Guidelines...". Вместе с тем, в параграфах,
раскрывающих содержание понятия культурного
ландшафта (пп.35-42), было отмечено, что его
сохранение непосредственно способствует
сохранению биоразнообразия и что необходимо
уделять внимание как культурным, так и природным
его ценностям. Как можно видеть, все эти позиции
не лишены определенных противоречий.
Итак, культурный ландшафт в руководящих
документах ЮНЕСКО понимается как результат
совместного творчества человека и природы (combined
works of nature and of man). Культурный ландшафт
иллюстрирует процессы эволюции общества под
влиянием условий природной среды и социальных,
экономических и культурных процессов. В качестве
объекта наследия он должен репрезентативно
представлять соответствующий геокультурный
регион и с достаточно высокой степенью
выразительности демонстрировать отличительные
черты такого региона, в том числе и традиционные
для этого региона технологии устойчивого
землепользования, учитывающего экологические
особенности и ограничения. Довольно широко
распространены культурные ландшафты, в которых
заключена семантика особого духовного
(сакрального) отношения к природе.
Все культурные ландшафты, согласно принятой
типологии ("Operational Guidelines...", п.39),
подразделяются на три основных категории:
целенаправленно созданные (clearly defined or designed
landscapes), естественно развившиеся (organically evolved
landscapes), среди которых выделяются субкатегории
реликтовых (relict or fossil landscapes) и развивающихся
(continuing landscapes) ландшафтов и, наконец,
ассоциативные (associatives) ландшафты.
Типология, предложенная в "Operational Guidelines...",
содержит два логических основания деления:
во-первых, по степени преобразованности и
культурной освоенности исходного природного
ландшафта (ландшафты целенаправленно созданные,
естественно развившиеся и ассоциативные) и,
во-вторых, по жизнеспособности
сформировавшегося ландшафта (ландшафты
ископаемые, реликтовые, саморазвивающиеся).
Первая характеристика позволяет рассмотреть
ландшафты в соответствии с разнообразием форм и
способов их создания, а вторая свидетельствует о
степени уязвимости ландшафта. Обе они весьма
важны при идентификации ландшафта и определении
стратегии управления им как объектом наследия.
Целенаправленно созданные ландшафты - это,
прежде всего, объекты ландшафтной архитектуры
(парки и сады). Все они были созданы по замыслу
художника и характеризуются определенной
планировочной композицией. В своем развитии они
подчинены целеполагающей деятельности человека;
в них много антропогенных элементов, созданных
на основе или возникших на месте природных
образований. Целенаправленно созданные
ландшафты представляют наибольший интерес в
культурологическом аспекте, поскольку их облик
максимально подчинен творческому замыслу их
создателей. Сугубо функциональное
предназначение отдельных элементов культурного
ландшафта всегда сообразуется с их
эстетическими качествами. В естественно
развившихся ландшафтах природные процессы, в
результате длительных, целенаправленных
воздействий, претерпевают определенные
изменения. Природные компоненты ландшафта
адаптируются к этим изменениям, в результате
чего формируется ландшафтный комплекс, где
сложным образом переплетаются процессы
природной эволюции и целенаправленной
деятельности. К такому типу можно отнести многие
сельские, в том числе мелиорированные ландшафты
или исторические индустриальные ландшафты.
Такие ландшафты чаще всего формируются
благодаря аборигенным (туземным) экофильным
экстенсивным культурам, находящимся в
абсолютной гармонии с окружающей их природой и
идентифицирующим свой микрокосм как часть
природы. Ландшафты "ископаемые", реликтовые
и развивающиеся могут быть выделены как
субкатегории не только естественно развившиеся,
но и целенаправленно созданных ландшафтов.
"Ископаемые" ландшафты, как правило, хранят
в себе памятники археологического или
палеонтологического наследия; это могут быть
остатки древних городов, курганные комплексы,
оазисы древних или сменивших географический
ареал культурных общностей, сформировавших
облик ландшафта, но безвозвратно ушедших или
утративших функции носителя культурной
традиции. Реликтовые ландшафты продолжают жить и
развиваться, но их расцвет относится уже к
истории; в основном это "угасающие"
ландшафты, оказавшиеся в окружении чуждой им
культурной среды или под воздействием
изменившихся природных условий. Носители
культуры, создавшие этот ландшафт, уже исчезли,
но сам ландшафт сохраняется в прежних своих
формах и паллиативных функциях усилиями
представителей другой культуры, использующих
его для своих собственных целей. В России к таким
ландшафтам можно отнести усадебные,
дворцово-парковые и некоторые монастырские
ландшафты. Развивающийся ландшафт, если он
представляет интерес в качестве объекта
наследия, может быть связан с географически
детерминированными традиционными аборигенными
культурами, такими как культуры американских
индейцев, африканских племен, северных
евразийских народов. Эти культуры уязвимы именно
в силу своей зависимости от природных свойств
ландшафта, от сохранности которого зависит сама
возможность их существования.
Ассоциативные ландшафты могут быть включены в
историко-культурное пространство без изменения
их естественной ритмики и эволюции, в качестве
памятных мест, мест творчества, сакральных
местностей и т.д. В ассоциативных ландшафтах
культурная составляющая часто представлена не в
материальной, а в ментальной форме, по ассоциации
объекта с каким-либо феноменом культуры.
В настоящей работе определен формат описания
культурного ландшафта. Он включает следующие
основные позиции:
- наименование и основные географические параметры ландшафта;
- типологические характеристики ландшафта; основные свойства, определяющие ценность ландшафта;
-
- задачи сохранения и восстановления ландшафта, проблемы организации мониторинга;
- статус, правовое положение ландшафта, уровень его охраны, владение землей и недвижимостью, основные правоустанавливающие документы;
- наличие фотодокументации, картографическая информация, библиография.
Разработан полный вариант формата, который
включает около 150 позиций. Этот расширенный
вариант предполагает подробную информацию о
культурном ландшафте по многим позициям, которая
позволит обеспечить множественность возможных
полей классификаций информации и организацию
процедур многоаспектного поиска.
Сокращенный вариант сможет служить
своеобразной "этикеткой" конкретного
культурного ландшафта, дать общие сведения об
этом элементе культурного наследия при
предварительном поиске. При этом "этикетка"
также должна выполнить очень важную функцию по
обеспечению единства справочных сведений о
культурном ландшафте и сведений о других
элементах сети культурного наследия (памятниках
архитектуры, археологии, движимых памятниках
культуры). Сокращенный вариант предполагает
выделение не более 10 показателей.
При выполнении общей поставленной задачи
разработки формата ландшафта как объекта
Российской сети культурного наследия
одновременно использовались также существующие
предложения по разработке подобных форматов в рамках
международного опыты (в частности, предложения
для ЮНЕСКО).
Учет требований ЮНЕСКО в формате позволяет
соотносить российское наследие с мировым
культурным наследием и облегчает подготовку
документов для номинации национального наследия
в Список Всемирного наследия.
Одновременно с решением методической задачи
создания формата культурного ландшафта
проводилось апробирование этого формата на
конкретном региональном примере. Данный пример
необходим уже в силу того, что проблема ландшафта
в качестве объекта наследия поднимается
практически впервые, и помимо теоретического
изложения вопроса концептуальные построения
разработчиков могут быть полнее поняты с помощью
описания реального объекта.
|