СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ /  СТАНДАРТЫ /  КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМАТА КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА
(как составная часть работы по формированию
Российской сети культурного наследия)
Ю.А.Веденин, М.Е.Кулешова, И.П.Чалая, И.Г.Иванова, О.Е.Штеле,
А.Н.Давыдов, Л.Е.Востряков, А.В.Еремеев, С.А.Пчелкин

Данная работа явится первым примером введения в структуру Российской сети культурного наследия (РСКН) нового элемента -культурного ландшафта. Насущность этой инновации определена несколькими факторами:

  • необходимостью пространственного подхода к выявлению и сохранению объектов культурного наследия, когда главным объектом охраны и использования становятся территории; при этом понимание территории подразумевает все многообразие включенных в нее как историко-культурных, так и природных характеристик: памятников, ансамблей, традиционного хозяйства, традиционных форм природопользования и пр.;
  • рассмотрением наследия как системного образования, в котором отдельные объекты не могут быть сохранены вне связи друг с другом и вне окружающей среды, при этом подчеркивается единство и тесная взаимосвязь между культурным и природным наследием;
  • отсутствием подобной номинации в существующих подходах к выявлению памятников истории и культуры и в существующей системе особо охраняемых природных территорий.

Культурный ландшафт является специфической категорией объектов культурного наследия. Отдельные его виды могут совпадать с другими видами недвижимых памятников истории и культуры (музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дворцово-парковые ансамбли), в других случаях его идентификация как объекта наследия представляет собой самостоятельную задачу. Выявление, типология, описание и представление культурных ландшафтов в общей сети объектов культурного наследия выходит за рамки традиционных подходов к созданию информационных систем по памятникам культуры и требует специальной научно-методической проработки.

Работа предполагала решение следующих задач.

  1. Составление системы основных понятий, характеризующих культурный ландшафт как особый объект национального наследия. Типология и классификация культурных ландшафтов.
  2. Разработка стандарта описания культурного ландшафта на основе его главных формализованных признаков. Построение формата описания культурного формата для его представления в общей структуре Российской сети культурного наследия.
  3. Апробирование разработанного формата на конкретном примере с целью проверки и корректировки полученных представлений.

Современное представление о культурном ландшафте неоднозначно. Эта ситуация характерна как для мировой географической науки, так и для русской (советской) географии. В настоящее время сложилось три принципиально разных толкования термина "культурный ландшафт". Некоторые исследователи придерживаются традиционного для русских физико-географов подхода и определяют культурный ландшафт как "хороший" антропогенный ландшафт, измененный человеком по определенной программе и обладающий высокими эстетическими и функциональными качествами.

Второй подход базируется на понимании культурного ландшафта как некоей местности, которая в течении длительного исторического периода являлась местом обитания определенной группы людей, являющихся носителями специфических культурных ценностей. Чаще всего чаще всего в качестве таких групп выступают этнические или конфессиональные общности. В основе третьего подхода лежит представление об активной роли интеллектуальной и духовной деятельности в формировании культурного ландшафта; при этом важно подчеркнуть, что культурные духовные и интеллектуальные ценности, хранимые и передаваемые от одного поколения людей к другому в виде информации, не только определяют формирование и развитие культурного ландшафта, но и являются его частью, испытывают на себе воздействие других, материальных компонентов ландшафта. Важнейшей частью культурного ландшафта является культурное наследие, сохраняемое в виде овеществленных объектов, традиционной деятельности людей или информации. В некоторых культурных ландшафтах наследие является доминирующим, определяющим ход всех происходящих на их территории общественных процессов. Это, прежде всего, комплексные историко-культурные и природные образования, являющиеся носителями исторической памяти, связанные с местами, хранящими в себе материальные и нематериальные свидетельства исторической памяти - памятники архитектуры, археологии, этнологии, топонимы, архивные и библиографические источники, разнообразные объекты и предметы -природные и антропогенные, указывающие на связь ландшафта с историческими событиями, определившими судьбу страны, народов, ее населяющих, их культуры, а также с жизнью великих людей, внесших особо значимый вклад в становление и развитие страны. В этом случае объектом наследия становится сам культурный ландшафт. Это положение было зафиксировано в документах ЮНЕСКО, и, очевидно, должно найти отражение в правовых и нормативных документах Российской Федерации.

Формальное осознание мировым сообществом культурного ландшафта как объекта наследия произошла совсем недавно, в 1992 г., когда это понятие было включено в текст "Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention" - основной руководящий документ по применению Конвенции о Всемирном наследии. Этот документ периодически дополняется и уточняется, обеспечивая согласованность подходов к выявлению, представлению и сохранению мировых культурных ценностей.

До 1992 года культурный ландшафт не рассматривался в качестве самостоятельного объекта наследия. Вместе с тем, фактически признание ценности культурного ландшафта как объекта наследия пришло значительно раньше. Некоторые позиции, связанные с сохранением культурного ландшафта были предложены в Конвенции, принятой в 1972 г., и учитывались в более ранних редакциях "Operational Guidelines...". В частности, в Конвенции дается типология объектов культурного и природного наследия; в ряду объектов культурного наследия выделяются группы зданий, исключительная ценность которых может быть обусловлена их положением в ландшафте, а также достопримечательные места (sites), которые могут рассматриваться как результат совместного творчества человека и природы. Именно последние и были впоследствии отнесены к культурным ландшафтам. Некоторые из вариантных критериев ценности наследия, перечисленные в "Operational Guidelines...", содержат или содержали признаки, отражающие существенные свойства культурного ландшафта. Система критериев оценки природного наследия в период с 1980 по 1992 гг. включала такие составляющие, как выдающиеся примеры взаимодействия человека с окружающей его природной средой (критерий II) или необычные сочетания природных и культурных элементов (критерий III). Многие из критериев оценки культурного наследия могут быть применимы и к культурному ландшафту. В двух из них (критерий II и критерий IV) понятие ландшафта непосредственно упоминается в ряду разнообразных видов творчества (ландшафтный дизайн), а также в связи с тем, что ландшафт может рассматриваться в качестве иллюстрации важнейших событий мировой истории.

Согласно изначально принятому в Конвенции разделению наследия на природное и культурное, для каждого из них были установлены самостоятельные группы оценочных критериев, на основании которых эти объекты включались в Список Всемирного наследия. В обеих группах, как было показано выше, присутствуют критерии, свидетельствующие об определенной общности объектов культурного и природного наследия. Наиболее полно это проявляется в культурном ландшафте. Будучи введенным в систему основных понятий в 1992 г. и отнесенный к объектам совместного творчества человека и природы, культурный ландшафт по формальным признакам был отнесен к культурному наследию и должен был проходить процедуру номинации по критериям оценки объектов культурного наследия. Одновременно с этим, критерии, характеризующие взаимодействие человека и природной среды и использовавшиеся до 1992 г. при оценке объектов природного наследия, как это ни парадоксально, были изъяты из текста "Operational Guidelines...". Вместе с тем, в параграфах, раскрывающих содержание понятия культурного ландшафта (пп.35-42), было отмечено, что его сохранение непосредственно способствует сохранению биоразнообразия и что необходимо уделять внимание как культурным, так и природным его ценностям. Как можно видеть, все эти позиции не лишены определенных противоречий.

Итак, культурный ландшафт в руководящих документах ЮНЕСКО понимается как результат совместного творчества человека и природы (combined works of nature and of man). Культурный ландшафт иллюстрирует процессы эволюции общества под влиянием условий природной среды и социальных, экономических и культурных процессов. В качестве объекта наследия он должен репрезентативно представлять соответствующий геокультурный регион и с достаточно высокой степенью выразительности демонстрировать отличительные черты такого региона, в том числе и традиционные для этого региона технологии устойчивого землепользования, учитывающего экологические особенности и ограничения. Довольно широко распространены культурные ландшафты, в которых заключена семантика особого духовного (сакрального) отношения к природе.

Все культурные ландшафты, согласно принятой типологии ("Operational Guidelines...", п.39), подразделяются на три основных категории: целенаправленно созданные (clearly defined or designed landscapes), естественно развившиеся (organically evolved landscapes), среди которых выделяются субкатегории реликтовых (relict or fossil landscapes) и развивающихся (continuing landscapes) ландшафтов и, наконец, ассоциативные (associatives) ландшафты.

Типология, предложенная в "Operational Guidelines...", содержит два логических основания деления: во-первых, по степени преобразованности и культурной освоенности исходного природного ландшафта (ландшафты целенаправленно созданные, естественно развившиеся и ассоциативные) и, во-вторых, по жизнеспособности сформировавшегося ландшафта (ландшафты ископаемые, реликтовые, саморазвивающиеся). Первая характеристика позволяет рассмотреть ландшафты в соответствии с разнообразием форм и способов их создания, а вторая свидетельствует о степени уязвимости ландшафта. Обе они весьма важны при идентификации ландшафта и определении стратегии управления им как объектом наследия.

Целенаправленно созданные ландшафты - это, прежде всего, объекты ландшафтной архитектуры (парки и сады). Все они были созданы по замыслу художника и характеризуются определенной планировочной композицией. В своем развитии они подчинены целеполагающей деятельности человека; в них много антропогенных элементов, созданных на основе или возникших на месте природных образований. Целенаправленно созданные ландшафты представляют наибольший интерес в культурологическом аспекте, поскольку их облик максимально подчинен творческому замыслу их создателей. Сугубо функциональное предназначение отдельных элементов культурного ландшафта всегда сообразуется с их эстетическими качествами. В естественно развившихся ландшафтах природные процессы, в результате длительных, целенаправленных воздействий, претерпевают определенные изменения. Природные компоненты ландшафта адаптируются к этим изменениям, в результате чего формируется ландшафтный комплекс, где сложным образом переплетаются процессы природной эволюции и целенаправленной деятельности. К такому типу можно отнести многие сельские, в том числе мелиорированные ландшафты или исторические индустриальные ландшафты. Такие ландшафты чаще всего формируются благодаря аборигенным (туземным) экофильным экстенсивным культурам, находящимся в абсолютной гармонии с окружающей их природой и идентифицирующим свой микрокосм как часть природы. Ландшафты "ископаемые", реликтовые и развивающиеся могут быть выделены как субкатегории не только естественно развившиеся, но и целенаправленно созданных ландшафтов. "Ископаемые" ландшафты, как правило, хранят в себе памятники археологического или палеонтологического наследия; это могут быть остатки древних городов, курганные комплексы, оазисы древних или сменивших географический ареал культурных общностей, сформировавших облик ландшафта, но безвозвратно ушедших или утративших функции носителя культурной традиции. Реликтовые ландшафты продолжают жить и развиваться, но их расцвет относится уже к истории; в основном это "угасающие" ландшафты, оказавшиеся в окружении чуждой им культурной среды или под воздействием изменившихся природных условий. Носители культуры, создавшие этот ландшафт, уже исчезли, но сам ландшафт сохраняется в прежних своих формах и паллиативных функциях усилиями представителей другой культуры, использующих его для своих собственных целей. В России к таким ландшафтам можно отнести усадебные, дворцово-парковые и некоторые монастырские ландшафты. Развивающийся ландшафт, если он представляет интерес в качестве объекта наследия, может быть связан с географически детерминированными традиционными аборигенными культурами, такими как культуры американских индейцев, африканских племен, северных евразийских народов. Эти культуры уязвимы именно в силу своей зависимости от природных свойств ландшафта, от сохранности которого зависит сама возможность их существования.

Ассоциативные ландшафты могут быть включены в историко-культурное пространство без изменения их естественной ритмики и эволюции, в качестве памятных мест, мест творчества, сакральных местностей и т.д. В ассоциативных ландшафтах культурная составляющая часто представлена не в материальной, а в ментальной форме, по ассоциации объекта с каким-либо феноменом культуры.

В настоящей работе определен формат описания культурного ландшафта. Он включает следующие основные позиции:

  • наименование и основные географические параметры ландшафта;
  • типологические характеристики ландшафта; основные свойства, определяющие ценность ландшафта;
  • задачи сохранения и восстановления ландшафта, проблемы организации мониторинга;
  • статус, правовое положение ландшафта, уровень его охраны, владение землей и недвижимостью, основные правоустанавливающие документы;
  • наличие фотодокументации, картографическая информация, библиография.

Разработан полный вариант формата, который включает около 150 позиций. Этот расширенный вариант предполагает подробную информацию о культурном ландшафте по многим позициям, которая позволит обеспечить множественность возможных полей классификаций информации и организацию процедур многоаспектного поиска.

Сокращенный вариант сможет служить своеобразной "этикеткой" конкретного культурного ландшафта, дать общие сведения об этом элементе культурного наследия при предварительном поиске. При этом "этикетка" также должна выполнить очень важную функцию по обеспечению единства справочных сведений о культурном ландшафте и сведений о других элементах сети культурного наследия (памятниках архитектуры, археологии, движимых памятниках культуры). Сокращенный вариант предполагает выделение не более 10 показателей.

При выполнении общей поставленной задачи разработки формата ландшафта как объекта Российской сети культурного наследия одновременно использовались также существующие предложения по разработке подобных форматов в рамках международного опыты (в частности, предложения для ЮНЕСКО).

Учет требований ЮНЕСКО в формате позволяет соотносить российское наследие с мировым культурным наследием и облегчает подготовку документов для номинации национального наследия в Список Всемирного наследия.

Одновременно с решением методической задачи создания формата культурного ландшафта проводилось апробирование этого формата на конкретном региональном примере. Данный пример необходим уже в силу того, что проблема ландшафта в качестве объекта наследия поднимается практически впервые, и помимо теоретического изложения вопроса концептуальные построения разработчиков могут быть полнее поняты с помощью описания реального объекта.

Культурный ландшафт национального парка "Кенозерский"

В качестве примера был выбран культурный ландшафт национального парка "Кенозерский" в Архангельской области. Этот культурно-ландшафтный комплекс включает как особо охраняемые природные территории, так и уникальные памятники, характеризующие историю и культуру русского севера.

Страна - Российская Федерация.

Название объекта - Кенозерский национальный парк.

Местоположение объекта - юго-запад Архангельской области (на территории Каргопольского и Плесецкого районов) рядом с границей с Карелией.

Описание ландшафта.

Площадь Кенозерского парка - 1392 квадратных километра. На его территории расположено множество озер. Среди них 2 крупных озера -Кенозеро и Лёкшмозеро и множество (более 200) относительно мелких озер; очертания озер и их живописные берега которых в сочетании с разнообразными заливами и островами, моренными холмами и валунными полями наглядно демонстрируют ледниковый период в геологической истории Севера Европейской равнины. Чрезвычайно разнообразна флора и фауна Кенозерья. Из 550 видов растительности 38 относятся к категории редких и исчезающих. На территории острова сохранились девственные ельники и сосновые боры, характерные для средней подзоны тайги типы леса. Животный мир представлен 240 видами позвоночных, в том числе здесь обитают бурый медведь, рысь, россмаха и т.д. Однако основную ценность культурного ландшафта Кенозерья представляют разветвленная сеть сельских ландшафтных комплексов Кенозерья, история начала формирования которых относится к 11-12 векам. Кенозерье является одним из ранних очагов новгородской колонизации, сопровождавшимся формированием множества поселений и завершившимся к середине 16 века. В последующие столетия система расселения мало изменилась. Именно здесь сохранился можем увидеть типичный сельский ландшафт Русского Севера, вобравший в себя многовековые традиции культуры поморов - коренного русского населения, сформировавшего этот ландшафт и продолжающего жить здесь до сих пор. На территории парка располагаются уникальные деревянные храмы (в том числе архитектурный ансамбль церкви Св.Георгия 17 века в селе Порженское и ансамбль из двух храмов 1700 года - шатровой церкви Происхождения Честных Древ Христовых и церкви Обретения Главы Иоанна Предтечи, а также колокольни, объединенных трапезной и переходами) и 35 часовен, построенных в 17-19 веках, 26 поклонных крестов, 29 священных рощ, 39 памятников археологии. Ценность сельского ландшафта Кенозерья заключается в том, что здесь можно видеть гармоничное сочетание старинных сельских поселений с традиционной для русского Севера системой сельскохозяйственных угодий, отражающей сложившуюся много веков назад практику общинного земледелия. В этих селах сохраняется историческая планировка, традиционные сельские дома, в том числе и с раскрашенными ставнями и резными балконами. Почти при каждом селе и деревне находятся деревянные часовни, многие из которых являются подлинными шедеврами русского деревянного зодчества. Культурная ценность многих памятникоа возрастает за счет внутреннего убранства. Наиболее заметны расписные "небеса" - перекрытия молельных залов, расписанные на библейские сюжеты. Все часовни, как правило, расположены в комплексе со "священными" рощами - островками нетронутого леса, дошедшими до нас еще со времен язычества. Столь высокая концентрация священных рощ и часовен делает Кенозерье уникальным регионом, аналога которому нет на территории России и других стран мира. Следует отметить, что Кенозерье долгое время было одним центров бытования былинного народного творчества. Кенозерский героический эпос вошел в сокровищницу фольклористики огромным наследием (83 былины).

Вся территория Кенозерского культурного ландшафта имеет статус национального парка и находится под строгой охраной. Кенозерский парк должен быть номинирован в Список Всемирного наследия как выдающийся образец северо-европейского сельского культурного ландшафта, сформировавшегося в 12-16 веке и сохранившего на своей территории культурные традиции и традиционные формы хозяйствования и природопользования. Древняя история края отражается в уникально высокой концентрации памятников деревянного зодчества - церквей, часовен, обетных крестов, а также свидетелей дохристианского периода истории этого края -"священных рощ".

Культурный ландшафт Кенозерского парка как объект Всемирного культурного наследия отвечает следующим критериям:

(III) отражает уникальную (исключительную) культурную традицию русской северной культуры поморов, которая сохранила многие свои черты до сего времени;

(IV) является выдающимся образцом культурного ландшафта, иллюстрирующего важнейший этап в процессе новгородской колонизации и освоении Русского Севера, начавшегося в 11-12 веках;

(V) является выдающимся примером традиционного землепользования на Русском Севере, сохранившегося с 12-13 веков и уязвимой в связи в современными социально-экономическими процессами, ведущими к депопуляции и исчезновению традиционной хозяйственной деятельности, а следовательно, и к деградации самого ландшафта.

Аутентичность (подлинность) культурного ландшафта Кенозерья подтверждается наличием исторически достоверных свидетельств эволюционных процессов, характерных именно для этого района и явившихся результатом взаимодействия поморской культуры и природы РусскогоСевера. Это нашло отражение в системе расселения, сохранившейся, судя по имеющимся документам, с XIV века, в пространственной организации ландшафта, в архитектуре храмов и часовен, большинство которых были построены в XVII-XVIII и сохранили исторический свой облик и частично материал, в распространенности "священных" рощ.

Целостность культурного ландшафта Кенозерья подтверждается тем, что в границах национального парка имеется достаточная территория и набор элементов, которые позволяют представить ход и результаты эволюции ландшафта, сформировавшиеся в процессе жизнедеятельности поморов и их взаимодействия с природой Кенозерья.

Кенозерский ландшафт не имеет аналога в России и в других странах. Это обусловлено рядом причин. Сочетание мало измененной природы северного поозерья с традиционной культурой поморов создало хорошо сохранившийся уникальный культурно-природный ландшафтный комплекс, представляющий из себя гармоническое сочетание природного, этнографического и архитектурного наследия, продолжающего жить в традиционной исторической и природной среде, с живыми носителями традиционной культуры, когда то сформировавшей этот замечательный культурный ландшафт.

В системе задач, поставленных ИОО для создания Российской Сети Культурного Наследия, выявление культурного ландшафта является новым шагом в осмыслении культурного наследия нашей страны и важным элементом, определяющим новизну подхода к созданию баз данных полного описания национального достояния.

Данная разработка может послужить основой методики описания культурного ландшафта региона в структуре Российской сети культурного наследия и использоваться в качестве образца для других территорий Российской Федерации.

Целесообразно проведение семинара по обсуждению методики описания культурного ландшафта с представителями рабочей группы по составлению форматов для других элементов Российской сети культурного наследия и представителями нескольких регионов России. Данный проект может рассматриваться также в качестве первого этапа в создании комплексной геоинформационной системы "культурный ландшафт", предназначенной для всестороннего анализа данных по культурным ландшафтам России и принятия решений об их сохранении, о придании им особого статуса в системе государственной охраны объектов культурного наследия. Подобная работа не имеет аналогов в отечественной практике и является пионерной разработкой по данной теме. При ее успешном завершении предполагается осуществление следующего этапа, связанного с распространением методических разработок на другие регионы через систему обучающих семинаров и консультационную помощь исполнителям данных работ.

Заявленный проект имеет не только российское, но и международное значение. Группа научных сотрудников, задействованных в данном проекте, участвует в усилиях по признанию культурного ландшафта на международном уровне, подготовке международных документов по культурному ландшафту, по включению дефиниции "культурный ландшафт" в списки объектов Всемирного природного и культурного наследия.

 

Утверждено

Министерство культуры РФ
ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ РФ
Управление государственного контроля охраны и
использования памятников истории и культуры г. Москвы

ПАСПОРТ
НА ПАМЯТНИК САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА

I. Наименование памятника

II. Адрес памятника (город, административный округ, тер. управление, почтовый адрес, район)

III. Датировка

IV. Основание для включения в государственный список памятников

охранная зона (кем и когда установлена)
зона охраняемого ландшафта (кем и когда установлена)
зона регулирования застройки (кем и когда установлена)

V. Площадь памятника

площадь охранной зоны
площадь зоны охраняемого ландшафта
площадь зоны регулирования застройки

VI. Характер современного использования памятника и его зон охраны

Приложения:
1) План территории.
       М 1:2000
       М 1:5000
       М 10000
2) Учетная карта
3) Исторический план
4) Фотографии

VII. Наличие сооружений памятников истории и культуры

Памятники архитектуры:
Памятники истории:
Памятники монументального искусства:
Памятники археологии:
Памятники природы:

VIII. Наличие зданий и сооружений не памятников

Памятники архитектуры:
Памятники истории:
Памятники монументального искусства:
Памятники археологии:
Памятники природы:

IХ. История развития

Х. Библиография

ХI. Описание памятника

ХII. Современное состояние

рельеф
водоемы
насаждения
почвы
ограждения
входы
планировка
инженерные сооружения
памятники археологии и природы

ХIII. Пользователи территории

общее количество
основные пользователи (площадь занимаемой территории)
эксплуатирующие организации
анализ деятельности (соответствует, наносит ущерб, нейтральная)
вывод сторонних организаций (на основании)

ХIV. Проектная документации

АПЗ зон охраны
ТЭО, Генплан
Эскизный проект
РД, на парк
по инженерным сооружениям
реставрация водных сооружений
по реставрации памятников
отчеты по археологии

XV. Реставрационные и благоустроительные работы

когда, какие и кем проводились

XVI. Охранное обязательство

с кем и когда составлены

ХVII. Охранно-арендный договор

№ от
на какой срок

Дата
Составил
М.П.

 

Дополнительный материал,
предоставленный авторами 16 февраля 2001 года:

ФОРМА ОПИСАНИЯ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА

Параметры

Основные географические (топографические)
1. Адрес, географическая привязка
2. Наименование:
      историческое
      современное
3. Площадь основной территории и буферной зоны (если есть).
4. Границы основной территории и буферной зоны (картосхема, описание границ).
5. Расстояние от ближайших центров расселения и транспортных средств

Типологические характеристики
6. Тип культурного ландшафта:
    6.1 - созданный по авторскому замыслу
    6.2 - естественно сформировавшийся
    6.3 - ассоциативный
7. Тип культурного ландшафта:
    7.1 - городской
    7.2 - сельский
    7.3 - усадебный
    7.4 - индустриальный
    7.5 - монастырский
    7.6 - другие типы

Статус, правовое положение и уровень охраны
8. Категория охраны
    8.1 - мировое
    8.2 - федеральное
    8.3 - местное (региональное)
9. Формы охраны
    9.1 - музей-заповедник, музей-усадьба
    9.2 - национальный парк
    9.3 - памятник культуры (достопримечательное место)
    9.4 - исторический заказник
    9.5 - историческое поселение
    9.6 - иная режимная историко-культурная территория
10. Режимы охраны ландшафта и буферной зоны
    10.1 - консервационный
    10.2 - регулятивный
    10.3 - реставрационный
    10.4 - адаптационный
    10.5 - оптимизационный
11. Ограничения, обременения, сервитуты
12. Юридическое лицо, ответственное за охрану
    12.1 - органы власти
    12.2 - ведомства
    12.3 - учреждения
    12.4 - иные организации
13. Формы владения землей, недвижимостью
    13.1 - собственность
    13.2 - оперативное управление
    13.3 - безвозмездное пользование
    13.4 - хозяйственное ведение 13.5 - аренда
14. Право устанавливающие документы
    14.1 - профильные законы
    14.2 - типовые положения и инструкции
    14.3 - постановления органов власти
    14.4 - ведомственные распоряжения
    14.5 - индивидуальные положения и уставы

Инфраструктурные особенности территории
15. Населенные пункты и хозяйственные объекты
16. Наличие музеев, образовательных центров, научно-исследовательских учреждений
17. Возможности приема посетителей
      Посещаемость
18. Адаптация территории к посещению

Финансовое и кадровое обеспечение
19. Источники и размеры финансирования
20. Профессиональный состав кадров

Основные свойства, определяющие ценность ландшафта
21. Общее описание культурного ландшафта
22. Соответствие критериям ценности
23. Компонентный состав:
    23.1 - перечень объектов и участков, представляющих ценность наследия,
    23.2 - перечень нейтральных объектов,
    23.3 - перечень дисгармонирующих объектов.
24. Памятники истории и культуры, расположенные на территории ландшафта
25. Памятники природы, расположенные на территории ландшафта
26. Исторические сведения:
27. Природные характеристики, определившие специфику культурного ландшафта
28. Наличие близких и примерных аналогов и отличительные особенности

Планировочные особенности
29. Особенности градостроительной организации
30. Функциональное зонирование

Состояние культурного ландшафта и слагающих его объектов культурного и природного наследия
31. Характеристика состояния культурного ландшафта
32. Характеристика состояния памятников истории и культуры. Утраты.
33. Характеристика состояния природных объектов, определяющих ценность наследия
      Утраты
34. Характеристика состояния исторической системы расселения, демографических и этнокультурных процессов
35. Характеристика состояния традиционных форм хозяйства и природопользования
36. Конфликтные и проблемные ситуации

Организация мониторинга
37. Наличие системы мониторинга культурного ландшафта
38. Результаты последнего экспертного обследования культурного ландшафта

Работы по сохранению и восстановлению
39. Обоснование и планирование работ:
40. Реконструкции. Реставрация. Имитации (новоделы).
41. Рекультивация земель мелиоративные работы, лесовосстановление
42. Профилактические меры охраны ландшафта

Наличие документации по охране, реставрации (реконструкции) и развитию культурного ландшафта
43. Планы, проекты, программы сохранения, восстановления и использования. Международное сотрудничество и участие ведущих национальных научных, проектных, просветительских организаций
44. Наличие и характер картографических и фотоматериалов и документов
45. Библиография