МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Властитель Югры. Живопись и графика Геннадия Райшева

c 19 июня по 18 августа
Екатеринбургский музей изобразительных искусств совместно с Галереей-мастерской художника Г.С. Райшева (филиал Государственного художественного музея Югры) представляет проект, приуроченный к 90-летию со дня рождения этого выдающегося югорского мастера. Экспозиция разместится на двух площадках: в зале для временных выставок будет представлено живописное наследие художника, в пространстве северной антресоли — оригинальная и печатная графика. Выставочный проект включает 134 произведения из коллекций Галереи-мастерской художника Г.С. Райшева и Музея ИЗО, многие из которых демонстрируются впервые.

Заслуги Геннадия Райшева сложно переоценить: именно с его творчеством связано зарождение профессионального художественного сообщества в Югре, а также сохранение и популяризация культуры местных коренных народов. Райшев связал свой путь с этим регионом не случайно: там он провел свое детство и юность, туда же вернулся после окончания Ленинградского педагогического института. Рожденный в селении Сивохребт на реке Салым в семье иртышских хантов и коренных русских сибиряков, художник с юных лет был окружен удивительной природой и своеобразным бытом северных народов, а в зрелом возрасте не раз отправлялся в экспедиции и творческие поездки по родным местам. Закономерно, что большая часть его наследия посвящена сюжетам из хантыйской и мансийской мифологии — легендам о рождении мира и его устройстве, фольклорным персонажам, персонифицированной природе. Стоит отметить, что художник не цитировал элементы народного искусства: при создании своих произведений он самостоятельно проходил путь обобщения натурного образа, выхватывая самую его суть и насыщая ее эмоциональным содержанием. Райшев в своем творчестве сформировал уникальную художественную систему и прошел путь от реалистической живописи до неопримитивизма и абстракции, отсылающей к древним наскальным изображениям.

Еще одной программной темой в творчестве мастера стало его детство, омраченное Великой Отечественной войной. Художник регулярно возвращался к ней, изображая призрачные детские воспоминания и сюжеты военных песен. В отличие от работ на мифологические сюжеты, где автор создавал имперсональные, синтетические образы, родственные архаической культуре, картины, посвященные войне, передают личные переживания автора и часто выполнены в более экспрессивной манере.

Наконец, третья тема, освещенная в экспозиции, связана с метафизикой и космизмом. Взаимодействие Человека и Космоса заинтересовало Геннадия Райшева с началом нового тысячелетия и стало закономерным развитием его мировосприятия. В своих картинах автор запечатлел бесконечность и холодность огромной вселенной и нашу планету — одинокий островок, крохотную частичку, встроенную в эту единую беспристрастную, но гармоничную систему.

Рассказ о творчестве Геннадия Райшева был бы неполным без представления его графического наследия, ведь именно с графикой связаны многие художественные поиски этого мастера, через нее проходило открытие природы родного края, осмысление истории и культуры своего народа. Вошедшие в состав выставки произведения 1960-х-1980-х годов представляют срез его графического наследия и мастерство владения различными оригинальными и печатными техниками — акварелью, черно-белой и цветной линогравюрой, монотипией, офортом. Райшев считал, что «нужно свободно мыслить средствами» и обращался к разным изобразительным возможностям для своего творческого самовыражения, достигая в каждом графическом листе неповторимого по образному строю авторского звучания.

С азами искусства графики Райшев познакомился еще в период обучения на филологическом факультете Ленинградского педагогического института — в то время он посещал изостудию художника-графика Василия Павловича Ефимова. В 1962 году, после окончания института, Райшев переехал в Карпинск, где тогда жил и работал Лев Павлович Вейберт — выдающийся уральский мастер и знаток различных техник печати. Именно с его подачи Райшев серьезно увлекся линогравюрой. Этот интерес вполне закономерен в контексте развития отечественного искусства: в годы расцвета «сурового стиля» линогравюра стала наиболее популярной техникой печатной графики, позволявшей художникам оперативно отражать жизненные реалии. Работы Райшева конца 1960-х – 1970-х годов посвящены труду и быту северных народов, уникальной природе родных мест, отразившейся в целом ряде стилизованных пейзажей.

Линогравюра оказалась для художника важным инструментом изучения силы и выразительности плоскости, законов формообразования, передачи фактуры, а также решения задачи размещения предмета в пространстве — взаимодействия фонового и фигуративного изображения. Со временем в работах автора влияние «сурового стиля» уступило место трансформации и ретрансляции метафорических образов и сюжетов, связанных с ханты-мансийским фольклором. Райшев все чаще и настойчивее экспериментирует с цветом, что открывает новые возможности взаимообогащения его графики и живописи. Определенную дань отдал художник в 1980-е годы и такой сложной технике, как офорт, где продолжил свои пространственные и ритмические поиски, которые также затем нашли отражение в живописных полотнах автора. К этому же времени относятся также монотипии и акварели, посвященные нашей уральской природе и отражающие эстетическое восхищение мастера ее уникальной красотой.

Красной нитью через все произведения Геннадия Райшева проходит любовь к северной земле и людям, к родному краю. Художник остро переживал за его судьбу, как и человечества в целом, ставил в своем творчестве проблему столкновения природы и цивилизации, призывая своих зрителей внимательно и бережно относиться ко всему, что их окружает.

Первая кураторская экскурсия по выставке пройдет 19 июня в 19:00. Экскурсию проводит заведующая сектором отечественного искусства XX-XXI вв. — Наталья Пономарева.

19 июня — 18 августа

Главное здание ЕМИИ/ Екатеринбург, Воеводина, 5.

12+

www.museum.ru/N85093
Ваше мнение »»

»»Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Адрес:Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Воеводина, 5
Проезд:Ст. м. "Площадь 1905 года"
Телефоны:спр. (343) 376-3045, экс.бюро (343) 371-0626
URL:i-z-o.art/
EMail:museum@emii.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: мемориальные, выставки


 
новости и события: 22.07.2024
 x    ?  

I научный семинар имени Л.А. Творогова в Псковском музее

Научная конференция «Археология Севера: памятники, проблемы, гипотезы» на Соловецких островах

Всероссийская научная конференция «Толстовские чтения»

XLIX Конференция «Достоевский и мировая культура»

Новая образовательная программа Академии Музея Победы

XII международные научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

LII Международная научная конференция «Болдинские чтения»

VI Всероссийская конференция по музейной педагогике "Мысль семейная в работе с музейным посетителем"

XXVI Международная научно-практическая конференция «Шолоховские чтения-2024»

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru