Презентация каталога выставки «Сретение» в Псковском музее-заповеднике Выставка современной псковской иконописи «Сретение» проходила в Доме ремесел с 10 июля по 21 сентября. В ней принимали участие 29 псковских церковных художников. Каталог был составлен при содействии музейных сотрудников - Галицкой Ирины Акиндиновны (старший научный сотрудник отдела фондов Псковского музея-заповедника, хранитель, искусствовед) и Дубровской Марии Александровны (старший научный сотрудник Художественного отдела, искусствовед, куратор выставки "Собор церковного искусства", дизайн... далее »»ер макета каталога). Уникальность каталога в том, что это первое печатное издание, где собраны работы иконописцев, ныне живущих и работающих в Пскове. Поскольку выставка была организована на чистом энтузиазме, без привлечения сторонних ресурсов, то каталог планировалось создать лишь в цифровом формате. Однако, благодаря финансовой поддержке митрополита Тихона стала возможной его печать. Тираж каталога составляет 100 экземпляров, он будет распространён по Псковской епархии, псковским библиотекам и музеям, а также иконописным мастерским других городов и стран.
Презентация книги «Узелки блокадной памяти» в Мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда 19 января 2021 года в 14.00 в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда состоится презентация книги журналиста Владимира Желтова. Документальная книга собрана автором из его публикаций в петербургских, российских и зарубежных периодических изданиях с конца 1980-х по 2020 год включительно, а также ранее неопубликованных текстов и документов. Все они написаны или подготовлены к публикации Владимиром Желтовым исключительно на основе личных встреч с участниками событий. ... далее »»>Повествование (в каких-то случаях это интервью, в каких-то монологи) преимущественно идет от первого лица – от лица непосредственных защитников Ленинграда, жителей блокадного города; автор приводит фрагменты ранее не опубликованных воспоминаний хореографа Михаила Бучкина, написанные им на основе личного дневника; воспоминания были обнаружены автором в 2018 году в Кобоне; фрагменты блокадных дневников врача Екатерины Глинской, ученого-нефтехимика Владимира Инчика. Книга состоит из трех глав. Название первой – «Узелки блокадной памяти». Это «узелки памяти» писателей Даниила Гранина, Даниила Аля, кинорежиссера Леонида Менакера, артистов Николая Трофимова, Елены Образцовой, Нины Казариновой, Ларисы Лужиной, Галины Вишневской, Юрия Родионова, Зои Виноградовой, Романа Громадского, Германа Орлова. Это и не менее ценные «узелки памяти» людей, имена которых читателям до прочтения книги ничего не скажут. Во второй главе – «Дыша одним дыханьем с Ленинградом…» – речь идет о жизни ленинградцев в эвакуации. (Воспоминания балерин Наталии Дудинской, Аллы Осипенко, художницы Музы Оленевой, краеведа Инны Селивановой и других). Третья глава – «Когда болит душа…» – посвящена сохранению памяти о ленинградской блокаде. Здесь рассказ и о легендарном музее «А музы не молчали…» в петербургской школе № 235, и о школьном музее Тани Савичевой в городе Надым, на Ямале, о работе поисковиков, об извлечении пиротехником Виктором Демидовым снаряда из собора Воскресения Христова, в народе называемого Спасом на Крови. А также и о случаях постыдного беспамятства, которые, к сожалению, имеют место в нашей жизни. В презентации примут участие автор и его герои – герои книги «Узелки блокадной памяти»; ожидаются художники Муза Дегтярева-Оленева и Борис Семенов, певец Адольф Груздев, педагог Ирина Зимнева; доктор исторических наук Александр Кутузов
Астраханский музей-заповедник выпустит каталог выставки «Золото кочевников» В 2021-м году в свет выйдет подарочное издание, посвящённое эксклюзивной выставке музея-заповедника «Золото кочевников». Тираж издания 500 экземпляров. В него войдут 19 предметов из драгоценных металлов, в том числе и уже ставший легендарным артефакт - голова верблюда из кургана «Богомольные пески». Астраханский музей-заповедник обладает уникальной коллекцией «Золото кочевников» - около 2000 предметов из драгоценных металлов, выполненных искусными мастерами в период с VI в. до н.э. по IV в.... далее »» н.э. Выставка изделий савромато-сарматской культуры – одна из лучших среди собраний музеев Юга России, которое в 2019 году удалось пополнить новыми артефактами из кургана «Богомольные пески». Каталог имеет несколько разделов. Его центральным предметом можно называть гривну (пектораль) со сценами терзаний, IV в. до н.э. Она была найдена в 1984 г. в Енотаевском районе, с. Косика. Артефакт является произведением мастеров, работавших по заказу скифской знати. На основной части гривны изображены грифоны и львы, терзающие быка, оленя и барана; венчают украшение две головы барана, которые разгибаются, что позволяет надевать пектораль на шею. В каталог также включены фалар, наруч, подвески и другие экспонаты. Информация в издании представлена на русском и английском языках. Его обладатели смогут насладиться высокохудожественными снимками, ознакомиться с историей развития общесарматской кочевой культуры, узнать эпоху создания ювелирного изделия, место археологических раскопок. Снимки выполнены фотографом Викторией Тамбаевой, автор дизайн-макета – Екатерина Королёва.
Из серии «Коллекции Государственного литературного музея». Альбом-каталог «Александр Сухово-Кобылин» Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля выпустил новое издание серии «Коллекции Государственного литературного музея». Альбом-каталог «Александр Сухово-Кобылин. Материалы из собрания Государственного литературного музея» представляет собой первый систематизированный свод музейных предметов, связанных с жизнью и творчеством А.В. Сухово-Кобылина и историей его семьи. В собрании ГМИРЛИ хранятся материалы о самом драматурге, о его сестрах — писательнице Евгении Тур и ... далее »»художнице Софье Сухово-Кобылиной, а также о племяннике — историческом романисте Евгении Салиасе. В альбом-каталог вошли творческие рукописи и документы, не публиковавшиеся ранее тексты, прижизненные издания с инскриптами и портреты — живописные и графические, дагеротипы, негативы и фотографии из семейного архива, многие — с дарственными надписями членов семьи, семейные реликвии, иллюстрации. Книга также является опытом биографии архива Сухово-Кобылина и его семьи, она будет интересна как специалистам, так и широкому кругу читателей. Ранее в серии «Коллекции Государственного литературного музея» были выпущены альбомы-каталоги, посвященные Антону Чехову, Афанасию Фету, Ивану Тургеневу, Анне Ахматовой и др. Приобрести книгу «Александр Сухово-Кобылин. Материалы из собрания Государственного литературного музея» и другие издания ГМИРЛИ можно в http://www.goslitmuz.ru/visitors/bookshop/|книжных_магазинах_музея.
Александр Сухово-Кобылин. Материалы из собрания Государственного литературного музея: Альбом-каталог / Составители: Т.Ю. Соболь, Т.В. Соколова; отв. ред. Т.В. Соколова. М.: Литературный музей, 2020. (Серия «Коллекции Государственного литературного музея») 520 стр., 526 ил.
В Суздальском кремле представили книгу «Два века суздальской истории» 1 октября в Крестовой палате прошла презентация новой книги директора Суздальского филиала Владимиро-Суздальского музея-заповедника Аллы Зайковой. Издание рассказывает о двухвековой истории уездного города, известного по всей стране.
Более 40 лет назад Алла Зайкова приехала в Суздаль. Сначала была работа в социальной сфере, затем судьба привела ее в музей. Знакомство с богатым историческим наследием небольшого российского городка выразилось в многочисленных статьях и докладах на конфере... далее »»нциях разного уровня. Каждая тема раскрывала новые стороны жизни суздальцев в XVIII-XIX веках. Постепенно из материалов сложилось единое издание.
Как подчеркивает Алла Зайкова, эта книга написана о Суздале и о суздальцах. Город ей был интересен, в первую очередь, личностями, которые формировали особый уклад жизни, свойственный таким вот небольшим поселениям. В основном, в издании собраны работы, посвященные событиям XVIII и XIX веков. Но три фрагмента рассказывают и о Суздале прошлого столетия: в годы Великой Отечественной войны, во время становления города в качестве туристического центра в 60-е и в момент создания Музея деревянного зодчества. Книга написана доступным языком, пользуется большим спросом в сувенирных магазинах музея и те, кому уже посчастливилось прочитать, назвали ее интересной и долгожданной. Особенно символично, что книга вышла в юбилейный для автора год и в преддверии 1000-летия Суздаля. Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Светлана Мельникова уверена, что это издание будет востребованным среди экскурсоводов, краеведов, людей, интересующихся подробностями жизни своих предков. Поздравить Аллу Зайкову с выходом книги, в которой собраны результаты 15 лет работы, пришли коллеги по музею и местному отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, друзья и близкие. Все они выразили автору книги слова благодарности за ее неутомимый научный поиск и отметили, что с нетерпением ждут новых историй о замечательном городе Суздале.
Презентация каталога «Илья Остроухов…» Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля Дом И.С. Остроухова в Трубниках 1 октября 2020 г. в 19:00 К выставке «Илья Остроухов: художник, коллекционер, музейщик», см. http://museum.ru/N76151. Каталог выставки «Илья Остроухов: художник, коллекционер, музейщик» стал первым систематизированным сводом музейных экспонатов, связанных с жизнью и творчеством И.С. Остроухова. В нем собраны воедино хранящиеся в разных местах архивные материалы и предметы коллекции... далее »». Каталог дает максимально полное и объемное представление не только о творческом наследии и собранной художником выдающейся коллекции живописи, графики, иконописи, предметов декоративно-прикладного искусства, но и о масштабе личности этого незаурядного человека. Альбом-каталог вводит в научный оборот значительный пласт никогда ранее не публиковавшихся источников. К участию в презентации приглашены авторы статей каталога, сотрудники музеев — партнеров выставки: О.Д. Атрощенко (Государственная Третьяковская галерея), Е.Н. Митрофанова (Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»), Е.Е. Каштанова (Музей-заповедник В.Д. Поленова), Е.В. Гладышева (Государственная Третьяковская галерея), Н.В. Ильина (Государственная Третьяковская галерея), а также Н.Ю. Семенова, исследователь, автор книги «Илья Остроухов. Гениальный дилетант». Ведущая: Ольга Львовна Залиева, ведущий научный сотрудник ГМИРЛИ, куратор выставки, составитель альбома-каталога Стоимость билета: 200 руб. (полный), 150 руб. (льготный), бесплатно до 16 лет В стоимость билета входит осмотр выставки. Необходима предварительная запись через Информационный центр: +7 495 695-53-08 / ex@goslitmuz.ru. При входе на территорию музея необходимо использовать средства индивидуальной защиты (маски, перчатки), а также соблюдать социальную дистанцию. Москва, Трубниковский пер., 17, стр. 1 +7 495 695-46-18
Презентация книги Вячеслава Никитина «Состязание с бурей. Финская радиоразведка против СССР» 23 сентября в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда состоялась презентация книги Вячеслава Никитина «Состязание с бурей. Финская радиоразведка против СССР». Книга посвящена малоизвестным страницам истории создания и деятельности одной из наиболее совершенных финских спецслужб. Затронуты вопросы взаимодействия финской радиоразведки с разведслужбами США, Великобритании, Японии, Германии и других государств. Книга включает в себя также уникальную информацию о сист... далее »»емах шифрования РККА в 1918-1944 гг. и снабжена большим количеством иллюстративного материала. Значительная часть сведений публикуется на русском языке впервые. В работе использованы документы и фотографии из собраний Национального архива Финляндии (Kansallisarkisto), фотографического архива Оборонительных сил Финляндии (SA-kuva), архива Агентства Национальной безопасности США (National Security Agency, TICOM & FOIA Special Collection), Военного архива Швеции (Krigsarkivet), архива Военного музея Эстонии (Eesti Sojamuuseum) и материалы частных коллекций. Никитин Вячеслав Вячеславович, кандидат технических наук, автор книг «Выборгский гамбит» (2013), «Пылающие города» (2015), «Финская армия: русский след» (2017), «Suomen armeijan venalainen perinto» (2018), «Сяккиярви-Кондратьево» (2012 - первое издание, 2018 - второе издание), «Состязание с бурей» (2020).
Презентация альбома "Офорты Веры Матюх" в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме 14 сентября в Музее Анны Ахматовой состоялась презентация альбома "Офорты Веры Матюх", подготовленного искусствоведом Николаем Кононихиным и издателем Кириллом Авелевым при поддержке коллекционера Игоря Суханова (ДК Громов). Альбом включает оригинальные офорты, отпечатанные с авторских досок Веры Матюх, случайно найденных Петром Порай-Кошицем, внуком художника, в старом сарае на комаровской даче. Из двух тяжелых свертков лишь на части досок просматривался рисунок, многие были стерты, другие ... далее »»окислились, и офортный рисунок покрыла серая пелена эмульсии. Но даже беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, что несколько досок имеют большое художественное и историческое значение - речь идет о работах "Разделывают тушу" (1941) и Казанском цикле офортов, выполненном в годы эвакуации. Потребовалась тщательная реставрация досок, выполненная печатником Александром Михайловым, кропотливая исследовательская работа искусствоведа Николая Кононихина по атрибуции и датировке, включая сравнительный анализ довоенных офортов с современными оттисками, чтобы издание альбома Веры Матюх оказалось возможным. Спустя восемьдесят лет после их создания, цинковые доски получили второе рождение. Вера Федоровна Матюх (1910-2003) родилась и до 13 лет прожила в Берлине. В СССР впервые приехала 1923 году. Матюх впитала традиции русского авангарда из первых рук: конструктивизм от Василия Ермилова в годы учебы в Харькове, взгляды Филонова и Малевича - от Павла Кондратьева, технику гравюры и офорта - от Елизаветы Кругликовой, пластику литографии - от Георгия Верейского и Николая Тырсы. Альбом состоит из пяти эстампов, отпечатанных с оригинальных досок тиражом 40 нумерованных экземпляров, первые 10 комплектов включают три дополнительных гравюры, не вошедшие в основной альбом.
В Сарапуле презентовали книгу об эвакуации музейных ценностей из Ленинграда Важное событие в год 240-летия статуса города Сарапула и 75-летия Великой Победы состоялось в минувшую субботу, 5 сентября, в Сарапульском музее-заповеднике. На торжественную презентацию издательского проекта «Сарапул. Особый груз» собрались первые лица Сарапула, депутаты Государственного совета Удмуртской Республики и Сарапульской городской Думы, представители Национального музея Удмуртской Республики имени Кузебая Герда, социальной сферы города и общественность. В год 75-летия Победы в Ве... далее »»ликой Отечественной войне в Сарапуле по инициативе Сарапульского музея-заповедника подготовлено первое наиболее полное собрание уникальных материалов, раскрывающих подробности спасения музейных ценностей из Ленинградских пригородных дворцов-музеев и музеев города Ленинграда в 1941 – 1945 годах. Печатное издание «Сарапул. Особый груз» вышло в свет при всесторонней поддержке Администрации города Сарапула, министерства культуры Удмуртской Республики и Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН. В проекте приняли участие 7 крупнейших федеральных музеев России: «Петергоф», «Гатчина», «Павловск», «Царское село», Исаакиевский собор, Русский музей и Государственный музей истории Санкт-Петербурга. – Я рад, что традиции запечатления важных исторических моментов, иногда неизвестных широкому кругу, продолжаются в городе и все больше людей интересуются историей нашего города, – обратился глава города Сарапула Александр Ессен. – Когда 20 лет назад посещал Петергоф с экскурсией был приятно удивлен, с какой теплотой экскурсовод говорил о военном времени и о том, что большая часть коллекции в те годы хранилась в городе Сарапуле и этому уделяется особая страница. Сегодняшнее издание – это большой подарок городу в год 75-летия Великой Победы. Призываю всех изучать историю нашего города и любить наш город. Издание структурировано в 9 глав, состоящих из отдельных очерков материалов, включивших результаты научных изысканий исследователей двух регионов: Удмуртии и Санкт-Петербурга, документальные источники, комментарии, воспоминания, дневниковые записи, показывающие во всех подробностях важность и исключительность этой истории. Настоящим украшением книги являются фотографические изображения музейных экспонатов: мемориальных предметов и памятников искусства и быта, шедевров мировой живописи, находившихся в эвакуации в Сарапуле и вернувшихся после войны в родные стены. Многие из опубликованных документов, фотографий, сведений ранее не были доступны широкой аудитории. – В год 75-летия Победы вышла книга, которую мы по праву можем назвать памятником, – отметила Людмила Бехтерева, заместитель директора Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН. – Это памятник той героической эпохе, о которой мы не должны забывать никогда. Это памятник музейному братству, благодаря которому сегодня мы можем видеть, созерцать и прикасаться к тому историческому наследию, посмотреть на которое приезжают миллионы людей со всей планеты. И конечно, это памятник маленькому городу на Каме, Сарапулу, который совершенно неслучайно в 1936 году Советом народных комиссаров СССР был определен эвакуационной базой Ленинградских музеев. И как жизнь показала, это было правильное решение поскольку, действительно все, что сюда было привезено очень бережно, трепетно и с любовью сохранялось и возращено обратно в декабре 1945 года. Я уверена, что книга станет стимулом для новых научных изысканий. Тираж книги составил 1000 экземпляров. Первые экземпляры в ходе торжественной презентации вручили главе города Сарапула, редакционной коллегии и организационному комитету праздника города. Издание также было передано в библиотеку Национального музея Удмуртской Республики и Управлению по делам архивов Администрации города Сарапула. Сарапульский музей-заповедник выражает благодарность всем участникам издательского проекта и надеется, что книга, включившая подлинные документальные источники, фотодокументы, воспоминания и хронику событий будет интересна не только научному сообществу и исследователям, но и широкому кругу читателей. Приобрести печатное издание «Сарапул. Особый груз» можно в кассах музейного комплекса. Следующая презентация книги пройдет в рамках фестиваля «Город НАДЕЖДЫ», 18 сентября в 16:00. Приглашаем всех желающих стать участниками исторического события!
Презентация книги «Чувство острова» в Музее истории ГУЛАГа 17 сентября, четверг, 19:30 «Чувство острова» – сборник биографических историй об острове Сахалин – места, где развернулась многолетняя борьба за ресурсы, и эта борьба перевернула жизнь людей, оказавшихся в «радиусе поражения», лишив их дома, места промыслов, а иногда и жизни. Вы услышите истории о том, как звезда японской сцены подружился с сахалинской полицией, как пленный японец воспитывал советскую девочку-сироту и как корейцы, «запертые» на острове, стали первыми предпринимателями С... далее »»ахалина. Книгу, изданную институтом Фонда «Общественное мнение», представят авторы - участники проекта «Заповедник»: социолог Екатерина Кожевина, культуролог Мария Перминова, искусствовед Лидия Жур и социолог Лев Калиниченко. Проект «Заповедник» был открыт в Фонде «Общественное мнение» в 2016 году. ФОМ – одна из крупнейших российских компаний, занимающихся социологическими исследованиями. Проект предлагает отправиться в виртуальное путешествие по России за пределы столиц, где достопримечательности – это не только природные или архитектурные объекты, а люди, их образ жизни, традиции, память и стереотипы. http://gmig.ru/events/prezentatsiya-knigi-proekta-zapovednik-fom-chuvstvo-ostrova/?need_event=1|Регистрация
Вышел из печати третий «Пастернаковский сборник» В издательстве «Литературный музей» вышло собрание статей и исследований, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака: «Пастернаковский сборник — III: статьи, публикации, воспоминания». Как и предыдущие два сборника, выпущенные в 2011 и 2013 году издательством Российского государственного гуманитарного университета, «Пастернаковский сборник — III» содержит статьи, исследования, публикации и биографические материалы, которые представляют интерес не только для историков литературы и филологов, но и... далее »» для всех, интересующихся творчеством Бориса Пастернака и историей русской литературы ХХ века. Авторами статей выступили современные исследователи творчества поэта, среди них сотрудники отдела ГМИРЛИ «Дом-музей Б.Л. Пастернака»: Галина Лютикова, Елена Лурье, Анна Кознова. Большинство работ публикуются впервые, представлены вновь открытые документы. Составители: Е.В. Пастернак, А.Ю. Сергеева-Клятис, И.А. Ерисанова, Е.Б. Лурье. Издание можно приобрести в музейных книжных магазинах: в Доме И.С. Остроухова в Трубниковском переулке и Доходном Доме Любощинских — Вернадскихна Зубовском бульваре.
Презентация книги «Первое слово правды» в Музее истории ГУЛАГа 25 февраля (вторник, 19:00) в Музее истории ГУЛАГа пройдет презентация книги «Первое слово правды» с участием историков Галины Ивановой, Сергея Прудовского и Олега Хлевнюка. В книге опубликован текст доклада «комиссии Поспелова» (1956 г.) с научными комментариями, а также впервые предпринято факсимильное воспроизведение подлинника доклада и ряда других документов эпохи Большого террора. В настоящее время подлинник доклада хранится в Российском государственном архиве социально-политической ис... далее »»тории. В презентации примут участие известные российские историки Г.М. Иванова, С.Б. Прудовский, О.В. Хлевнюк. С позиций современного научного знания они затронут конкретно-исторические проблемы общественно-политической жизни советского общества, связанные с работой «комиссии Поспелова» и подготовкой «секретного» доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС. В презентации участвуют: Галина Иванова – доктор исторических наук, заместитель директора Музея истории ГУЛАГа по научной работе Сергей Прудовский – историк-исследователь Олег Хлевнюк – доктор исторических наук, профессор МГУ и ВШЭ, ведущий научный сотрудник Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий. Бесплатно. 12+ http://gmig.ru/events/prezentatsiya-novoy-knigi-pervoe-slovo-pravdy-izdannoy-muzeem-istorii-gulaga-sovmestno-s-rgaspi/|Регистрация
Вышел в свет альбом «Исаакиевский собор в фотографии. Вторая половина XIX– начало XX века» Вышел в свет альбом «Исаакиевский собор в фотографии. Вторая половина XIX– начало XX века» Это результат сотрудничества ряда отечественных и зарубежных библиотек, архивов и частных коллекционеров: Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», РОСФОТО, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (Санкт-Петербург), Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей, Государственный музей истории Санкт... далее »»-Петербурга, Управление королевской коллекции (Лондон), Королевская обсерватория Эдинбурга, Институт истории материальной культуры Российской академии наук, Российская национальная библиотека, Рейксмузеум, Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Государственный музей политической истории России, П. Хорошилов, О. Плюшков, К. Кузьмичев, А. Классен, А. Аадеев, В. Елкин. Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» и Государственный музейно-выставочный центр «РОСФОТО», инициировавшие этот большой историко-художественный проект, с помощью издательства «А–Я», представляют публике издание, в котором помещены почти 140 редчайших фотографий, из которых многие публикуются впервые. Руководитель проекта и научный редактор издания – Ю.В. Мудров, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», почетный член Российской академии художеств. Автор проекта и составитель – А.В. Максимова, директор выставочных и издательских программ РОСФОТО. В книге-альбоме помещены статьи Ю.В. Мудрова, А.В. Головановой, К.В. Кузьмичевой. Уникальный альбом вышел на русском и английском языках.
Вышел в свет сборник документов "Петергоф в Великой Отечественной войне: 1941-1945" Вышел в свет сборник документов "Петергоф в Великой Отечественной войне: 1941-1945", издание которого приурочено к Году памяти и славы. В сборнике представлено более 500 документов из 22 архивохранилищ России, Украины, США, Германии, Финляндии. Подобное комплексное научное издание осуществляется музеем впервые. Двухтомная книга включает в себя разделы, посвященные вопросам эвакуации музейного имущества, боевым действиям на территории Петергофа и его оккупации немецкими войсками, первым мероп... далее »»риятиям по восстановлению дворцово-паркового ансамбля после освобождения. В сборник вошли редкие фотографии из государственных и личных архивов, многие из которых публикуются впервые. Издание готовилось сотрудниками музея-заповедника в течение нескольких лет. Презентация сборника документов «Петергоф в Великой Отечественной войне: 1941-1945» состоится 14 февраля в 17:00 в Европейском университете (Гагаринская ул., д. 6/1, А, Санкт-Петербург). Аккредитация до 13:00 12 февраля (просьба прислать паспортные данные и контактный телефон на адрес: pr@peterhofmuseum.ru)
Презентация книги «Усадьба и дача в русской литературе XIX–XXI вв.» 4 февраля 2020 г. в 16:00 в Доме И.С. Остоухова в Трубниках (отдел ГМИРЛИ имени В.И. Даля) состоится презентация книги доктора филологических наук О.А. Богдановой «Усадьба и дача в русской литературе XIX—XXI вв.: топика, динамика, мифология» (М.: ИМЛИ РАН, 2019). В книге впервые представлена панорамная картина российского литературного «усадьбоведения» в теоретическом и конкретно-текстуальном осмыслении. В основу исследования положена ключевая для литературоведческого освоения феномена русск... далее »»ой помещичьей усадьбы категория «усадебного топоса». Обобщающий характер монографии обусловил хронологическое рассмотрение обращений к усадьбе и даче в русской литературе XIX—XXI вв. В разделе, посвященном русской классике, в первую очередь анализируются усадебные тексты Ф.М. Достоевского как писателя, оказавшего бесспорно определяющее влияние на проблематику и поэтику литературы Серебряного века и в то же время почти неизученного в аспекте усадебно-дачной тематики. Основное внимание в книге уделено первой трети XX в. как времени создания «усадебного мифа» и начала осознания выдающейся роли «усадебной культуры» в России, прерванного на долгие советские десятилетия. Возрождению и модификациям усадебно-дачной темы в постсоветскую эпоху посвящен последний раздел монографии. Ведущий: П.Е. Фокин. Вход свободный Москва, пер. Трубниковский, 17 +7 495 695-46-18
Презентация книги "Архитектурный атлас Гатчины до 1917 года" 14 февраля в 16.00 в Государственном историко-художественном дворцово-парковом музее-заповеднике "Гатчина" состоится презентация книги А. Белик "Архитектурный атлас Гатчины до 1917 года". В атласе представлены чертежи, планы построек города Гатчина, хранящиеся в фондах музея и Российском государственном историческом архиве. В подготовке издания участвовали научные сотрудники музея-заповедника "Гатчина" Астаховская С.А., Рыженко И.Э., Фарафонова А.Н. Для участия в презентации необходимо ... далее »»зарегистрироваться: на электронный адрес vhod@gatchinapalace.ru отправить ФИО, телефон, e-mail, место работы. Вход для публики осуществляется с 15.30. Презентация состоится на 3 этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца
Представление книги «Блокадные после» в Музее Анны Ахматовой Ко Дню снятия блокады Ленинграда 24 января 18:30 Культуролог и авторитетный исследователь ленинградской блокады Полина Барскова инициировала размышления о посткатастрофическом состоянии Ленинграда и ленинградцев. Сборник посвящен изучению послеблокадного момента в культуре и истории. Его авторы задаются вопросами: как воспринято было окончание блокады? когда наступил (и наступил ли) ее конец? происходящее в городе и в людях после блокады не есть результат блокады? что такое «блокадная па... далее »»мять»? Темы, поднятые в книге: сложнейшая творческая и биографическая коллизия – «разрыв» между Ахматовой и ее городом и мучительная попытка восстановления их отношений; ощущение травматической материальности послеблокадного мира поэта Ольги Берггольц и философа Якова Друскина; разврат, произведенный блокадой в душах «привилегированных» детей бонз блокадного города; «ритуальная» казнь немцев как неясный символ; историческая урбанистика Анатолия Каплана; различные версии «архитектуры памяти»; чувство стыда и одиночество выжившего. В вечере принимают участие авторы статей: Вадим Басс, Наталья Громова, Валерий Дымшиц, Никита Елисеев, Алексей Павловский, Татьяна Позднякова, Нина Попова, Валерий Шубинский. Составитель и автор вступительной статьи Полина Барскова. Ведет встречу Наталия Соколовская. Издательство АСТ. Москва, 2019.
прислайте имеющиеся в электронном виде сборники, статьи для помещения в раздел
Словарь
Вещевые источники - тип музейных предметов. Представляют собой рукотворные предметы утилитарного назначения. Виды В.и. подразделяются по материалу изготовления (металл, дерево, стекло, ткани и т.д.) и функциональному назначению (нумизматика, оружие, мебель и т.д.).
Зоны охраны памятников - территории с определенными законом правилами использования, ограничивающими на них различную деятельность с целью сохранения памятников истории и культуры. Включают в себя: охранную зону, зону регулирования застройки, зону охраняемого ландшафта, зону охраняемого культурного слоя, каждая из которых имеет свое назначение, предусматривает специфические ограничения и допущения при использовании.
Изобразительные источники - тип музейных предметов, информация которых зафиксирована в предметах и видах изобразительного искусства, киноискусства, фотодокументах, графических документах.
Коллекция музейная - часть предметов основного фонда, представляющая собой группу музейных предметов, сформированную по одному или нескольким признакам (по типам источников, происхождению, функциональному назначению и т.д.).
Культурно-образовательная деятельность является важным компонентом музейной коммуникации и одним из ведущих направлений музейной работы, в котором реализуется образовательно-воспитательная функция музея. Осуществляется в непосредственном контакте с музейной аудиторией в музее и вне музея. Теоретическую основу культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика. Термин "культурно-образовательная деятельность" получил распространение в отечественном музейном деле с начала 1990-х; до этого использовались определения "культурно-просветительская работа", "массовая политико-просветительная работа", "научно-просветительная работа".
Музеи-заповедники - статус, присваиваемый музеям под открытым небом, обладающим особой ценностью. Музеи-заповедники создаются на основе территорий, ансамблей, комплексов и отдельных памятников истории, культуры, природы. В настоящее время понятие в повседневной жизни широко применяется в качестве синонима музея под открытым небом. Сегодня музеи-заповедники - динамично развивающаяся группа музеев, число которых, а также разнообразие входящих в их состав объектов непрерывно растут. Отдельные музеи-заповедники по формам деятельности и характеру взаимодействия человека и среды приближаются к экомузеям.
Музейный предмет - предмет, имеющий установленную ценность (научную, историческую, художественную) и музейное значение, изъятый из среды бытования, научно и технически обработанный и включенный в состав музейного собрания.
Макет - объемное воспроизведение объекта, который, как правило, не может быть помещен в музейную экспозицию по той или иной причине (является действующим объектом, крупногабаритным объектом, утрачен и т.п.). Макет выполняется в определенном масштабе и воспроизводит подлинник с некоторой долей условности. Для военно-исторических музеев особенно характерны макеты сражений (Государственный мемориальный музей А.В. Суворова в Петербурге, Военно-исторический музей-заповедник "Куликово поле").
Мемориал - архитектурный ансамбль, воздвигаемый в память об историческом событии, реже - о выдающейся личности, и включающий, как правило, архитектуру, малые архитектурные формы, монументальную скульптуру, живопись, садово-парковую архитектуру. Часто соединен с музейной экспозицией (Музей-панорама "Сталинградская битва" в Волгограде, Мемориальный комплекс "Хатынь" в Белоруссии). Как правило, мемориалы возводятся в памятном месте.
Музей-корабль - корабль, превращенный в объект музейного показа и имеющий статус самостоятельного музея или входящий в состав какого-либо музея. На музее-корабле, как правило, сохраняется или восстанавливается техническое оборудование (в случае военного корабля - также вооружение) и обстановка, дающая представление о жизни команды и пассажиров. Экспозиция дополняется материалами по истории корабля, связанных с ним личностей и т.п. На наиболее крупных кораблях-музеях разворачивается целый комплекс исторических, естественнонаучных, научно-технических, художественных экспозиций. Первым музеем-кораблем в истории музейного дела России стал крейсер "Аврора", музеефицированный в 1956 г. В настоящее время в разных регионах РФ находится целый ряд музеев-кораблей, созданных на основе музеефикации военных и гражданских судов: подводные лодки С-56 (Владивосток), Д-2 "Народоволец" (Санкт-Петербург), Б-412 (Калининград), пароход "Святитель Николай" (Красноярск), научно-исследовательские суда "Витязь" и "Космонавт Виктор Пацаев" (Калининград), и др.
Музей-памятник - тип музеев, создаваемый на основе отдельных памятников истории и культуры. Как правило, возникают в результате музеефикации единичных и комплексных памятников (Подводная лодка Б-413 в Калининграде). Музеями-памятниками также являются музеи, возникшие на основе архитектурных сооружений, воздвигнутых в память исторических событий или лиц (Музей-памятник "Защитникам перевалов Кавказа").
Музей-панорама - музей, включающий в качестве основного элемента панораму - круговое живописное произведение, совмещенное с передним предметным планом. В основном, посвящены событиям военной истории.
Раритет - предмет, ценность которого определяется в первую очередь его редкостью. В современном музееведении термин "раритет" употребляется главным образом для обозначения предметов, существующих только в нескольких экземплярах (например, первопечатные книги). В отличие от типового предмета, существующего в единственном числе - уникума.
Реликвия - особо чтимый мемориальный предмет, связанный, как правило, с событиями или персонами, сыгравшими особо важную роль в истории народа, государства, религии. Хранящиеся в российских военно-исторических музеях реликвии являются памятниками ратной славы России, предметами, связанными как с именами великих полководцев, так и личностями простых, часто безвестных воинов, если эти предметы олицетворяют собой героизм, особое мужество и стойкость духа русского народа.
Научно-вспомогательные материалы используются для раскрытия информационного потенциала музейных предметов, их изучения и интерпретации: это карты, схемы, чертежи, диаграммы, таблицы и т.п. Новый тип научно-вспомогательных материалов - материалы на электронных носителях. В составе музейного собрания образуют фонд научно-вспомогательных материалов, в который включаются также воспроизведения музейных предметов. В экспозиции выступают в качестве экспонатов; особенно широко используются при создании тематических экспозиций.
Научно-исследовательская деятельность - одно из основных направлений музейной деятельности, важнейшая составляющая музейной работы. Результаты научных исследований музея определяют уровень его научно-фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.
Памятники природы - движимые и недвижимые объекты природы, имеющие научно-познавательное и воспитательное значение.
Памятники истории и культуры - движимые и недвижимые материальные объекты, имеющие научную, историческую, художественную ценность. Подразделяются на 4 основные группы: памятники истории, памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, памятники искусства. Охраняются государством в соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (1976).
Памятное место - территория, связанная с историческими событиями, именами выдающихся деятелей или же место, на котором находился утраченный памятник истории и культуры. Охраняются в качестве памятников истории. Нередко памятные места отмечаются мемориальными досками.
Письменные источники - тип музейных предметов, информация которых зафиксирована посредством письменных знаков. П.и. подразделяются по содержанию, происхождению, способу воспроизведения, а также по типам и видам. В музее классифицируются по формальному признаку: рукописи, книги, бланки, газеты и т.д.
Собрание музейное - совокупность музейных предметов основного фонда, а также материалов научно-вспомогательного, библиотечного, архивного фондов, научно сформированная и обработанная.
Фонды музея - часть музейного собрания, представляющая собой совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
Экспонат - предмет, выставленный для обозрения. К экспонатам относятся помещенные на экспозицию музейные предметы, воспроизведения, научно-вспомогательные материалы.
Уникум - единственный в своем роде предмет, своеобразный и неповторимый, отличающийся особой художественной, научной, исторической ценностью. Разновидность уникума составляет особо ценимые мемориальные предметы и реликвии. Уникумом может именоваться предмет, отражающий типичное явление, но сохранившийся в единственном числе (или один из немногих сохранившихся).