О Самуиле Лурье. Воспоминания и эссе: презентация книги Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме 6 февраля, четверг, 18.30 Презентация книги «О Самуиле Лурье. Воспоминания и эссе» (14+) Самуил Лурье — продолжатель традиций критики Иннокентия Анненского и Корнея Чуковского, прозы Осипа Мандельштама и Бориса Пастернака, автор романа «Литератор Писарев» и трактата «Изломанный аршин». В книге, которую на вечере представят Николай Крыщук и Яков Гордин, друзья и коллеги Самуила Ароновича нарисовали коллективный портрет человека, рядом с котор... далее »»ым им повезло жить и работать.
Презентация издания "Летопись Свято-Андреевского скита на Афоне. Первая часть" 21 января в 18.30 в Главном здании Российской национальной библиотеки (С.-Петербург, Садовая ул., 18) состоится презентация нового издания "Летопись Свято-Андреевского скита на Афоне. Первая часть". Летопись, рассказывающая об истории русского монашества на примере Андреевского скита на Святой горе и содержащая начальную историю скита до 1863 г., впервые была опубликована в 1911 г. Она осталась практически неизвестной для русского читателя, так как советская власть, искоренявшая христианств... далее »»о, вычеркнула Афон из отечественной культуры. Новое издание, выпущенное в 2024 г., уточнено, дополнено и прокомментировано на основании документов "Русского архива Андреевского скита", хранящегося в Ватопедском монастыре на Афоне. В основе Летописи - архивные документы скита о жизни монахов, об экспедиции российского археолога Петра Севастьянова, о светских и церковных деятелях, в том числе приближенных к царскому дому, которые способствовали процветанию обители. Основным составителем Летописи, изданной в 1911 году, был насельник скита иеромонах Антоний (Булатович). Офицер Русской императорской армии, в 1903 г. принявший постриг под влиянием св. Иоанна Кронштадтского, к моменту прибытия на Афон уже был автором нескольких публикаций. В скиту он принял великую схиму с именем Антоний и был рукоположен в иеромонахи. Причиной для переиздания Летописи послужила систематизация архива скита, чудом сохранившегося после пожара 1958 г. Это рукописи, деловые документы, чертежи, переписка насельников скита с архиереями, монашествующими, священниками, членами царской семьи, представителями знати, простыми людьми со всех пределов Российской империи. Некоторые из них уже прославлены Церковью и украшают иконостасы и стены храмов. Особо ценны письма св. Иоанна Кронштадтского, св. Арсения (Митрофанова) из Святогорской Успенской Лавры, прп. Исаии (Гомолко), Святогорца (Веснина), Андрея Муравьева, Петра Севастьянова, Константина Леонтьева и многих других. Обширная переписка скита со своими подворьями в Советской Республике позволяет дополнить историю драматических послереволюционных событий. Значимой частью архива являются документы корреспондента русского генерального консульства в Салониках с 1913 г. по 1919 г., литератора Алексея Павловского - его дневники, автобиографии, переписка, литературные произведения, отчеты. В знак тесной связи Андреевского скита и Санкт-Петербурга, в котором некогда находилось подворье скита, монастырь решил сделать для местной публики презентацию второго издания. В лице редакции выступила братия монастыря Ватопед. Научный редактор - российский историк, литератор, исследователь русского зарубежья Михаил Талалай. Книгу представят исследователь Афона Сергей Бровко и независимый исследователь, историк архитектуры Николай Яковлев. В рамках презентации книга будет передана в дар РНБ.
Презентация книги "Архитектура говорит. К 90-летию музея" 25 декабря в 19:00 в Музее архитектуры им. А.В. Щусева состоится презентация книги "Архитектура говорит. К 90-летию Музея". На протяжении своей 90-летней истории Музей архитектуры им. А.В. Щусева был и остается местом, где специалисты стремятся сделать рассказ об архитектуре понятным каждому. Книга "Архитектура говорит. К 90-летию Музея архитектуры им. А.В. Щусева" подготовлена к одноименной выставке и во многом является ее продолжением, включая, однако, и расширенные тексты, и предметы, кот... далее »»орые не представлены в экспозиции. Тематические главы представляют архитектуру в разных ракурсах, а полнота и разнообразие Музейного собрания позволяют наглядно показать все грани этого сложного вида искусства: от архитектурных эскизов до предметов интерьера, от карандаша архитектора до авторских моделей зданий. Музейные фонды позволяют представить архитектуру по-разному: как идею, как стиль, интерьер, строительный материал, тип, город, как объект рисования и фотосъёмки. Именно этот подход лежал в основе выставки "Архитектура говорит", на нём же базируется и приуроченное к выставке издание. Каждая глава дает возможность не только посмотреть на архитектуру с определенного ракурса, но и соприкоснуться с историей Музея архитектуры и предметами его собрания. Так, в первой главе раскрывается одна из важных особенностей музейной коллекции - способность сохранять знания как об утраченной или неосуществленной архитектуре, так и о том, какой путь проходит проект перед воплощением. Во второй главе отечественная архитектура показана через категорию стиля на материалах реализованных и нереализованных проектов. Третья глава посвящена интерьерам и их наполнению - предметам мебели и декоративно-прикладного искусства. В четвертой главе архитектура предстаёт сквозь призму строительных материалов, каждый из которых обладает своими техническими и выразительными особенностями. Следующая, пятая глава, призвана показать, что история архитектуры - это не только смена стилей, но и сложный процесс развития и трансформации типов зданий, возникавших как ответ на решение новых функциональных задач. Наиболее масштабному проявлению архитектуры - городу - посвящена шестая глава. Две последние главы демонстрируют, как архитектура отражается в произведениях смотрящих на неё профессионалов. Глава "Рисунок" показывает, какими видели памятники прошлого русские архитекторы XIX-XX веков, а также каким образом изображение древних построек на бумаге влияло на их собственную практику. Завершает издание глава "Фотография", которая даёт возможность не только познакомиться с самой значительной частью собрания Музея, но и составить представление о том, сколь разными могут быть подходы к архитектурной фотографии. Основа графического языка издания (в рифму к выставке) - образ архитектурной мастерской: отсюда строгость и педантичность, линии, исследующие пространство, внимание к деталям и техническим обозначениям. Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся архитектурой, для специалистов по истории отечественной и зарубежной архитектуры. В презентации примут участие: • Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева; • Варвара Алешина, куратор выставки, искусствовед, заведующая отделом популяризации архитектуры Музея архитектуры им. А.В. Щусева; • Полина Покладок, куратор выставки, искусствовед, заведующая сектором экскурсионно-лекционной работы отдела популяризации архитектуры Музея архитектуры им. А.В. Щусева; • Юлия Старостенко, учёный секретарь Музея архитектуры им. А.В. Щусева и научный редактор издания; • Мила Силенина, дизайнер издания, студия holystick; • Представитель издательства "БОСЛЕН". Мероприятие пройдет в Лектории флигеля "Руина" на втором этаже. Адрес: Москва, Воздвиженка 5/25. Вход на презентацию - свободный без предварительной регистрации. Книгу можно приобрести в магазине Музея архитектуры. 25 декабря магазин будет работать до 21:00.
Презентация издания «Эдуард Штейнберг. Каталог произведений: живопись, станковая гуашь» Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина продолжает встречи Клуба коллекционеров и наследников художников. 15 октября в 18.00 в аудитории Отдела личных коллекций (Москва, Волхонка, 10) пройдет вечер, посвященный выходу в свет издания «Эдуард Штейнберг. Каталог произведений: живопись, станковая гуашь». На предстоящем вечере выступят сотрудники ГМИИ им. А.С. Пушкина, участвовавшие в подготовке каталога произведений Э.А. Штейнберга – редакторы и дизайнер издания, а также искусствове... далее »»ды, живописцы, родственники и друзья художника. У посетителей будет возможность приобрести каталог. Каталог включает практически все известные в настоящий момент станковые произведения мастера, находящиеся в музейных и частных собраниях нашей страны и за рубежом. Эдуард Штейнберг – ярчайший представитель советского нонконформизма, теоретик искусства, изобретатель «метагеометрии», художник, объединивший в своем творчестве актуальные для своего времени идеи минимализма с традициями супрематизма, символизма и русской иконописи. Специалисты выделяют несколько периодов творческой деятельности Э.А. Штейнберга, каждый из которых полноценно представлен в издании как известными широкому зрителю работами, так и малоизученными. Вступительные статьи вдовы художника Г.И. Маневич, ведущего научного сотрудника ГМИИ им. А.С. Пушкина, кандидата искусствоведения А.Ю. Чудецкой (1958-2023), искусствоведа и теолога Е.В. Барабанова – охватывают главные вехи жизни и творчества Э.А. Штейнберга, художественные концепции мастера и смыслы его ключевых произведений. Альбомная часть каталога, насчитывающая более 1300 произведений Штейнберга, структурирована по десятилетиям творчества мастера – от 1950-х до 2000-х гг. Галина Маневич, посвятившая себя сохранению памяти и наследия художника, тесно связана с ГМИИ им. А.С. Пушкина. В 2012 году она передала в дар музею 23 произведения Эдуарда Штейнберга, в 2016 – его мастерскую в Тарусе, ставшую художественной резиденцией музея, пространством, посвященным нонконформистскому искусству. Ежегодно летом в доме художника в Тарусе проходят мероприятия, связанные с личностью Штейнберга и его художественным окружением, проводятся экскурсии, лекции, мастер-классы, выездные творческие занятия с детьми, занимавшимися в музейном центре эстетического воспитания «Мусейон», выставки, концерты. В контексте указанных мероприятий издание каталога произведений Эдуарда Штейнберга является фактом системного научного осмысления творческого наследия мастера.
Презентация книги Ольги Берггольц «“Я пишу здесь только правду”. Из дневников 1923-1971» 16 октября в 18.30 в Музее Анны Ахматовой состоится вечер, посвященный выходу в свет книги «Я пишу здесь только правду». В издание вошли дневники Ольги Берггольц 1923-1971 годов. Ольга Федоровна Берггольц (1910-1975) — русский поэт, легендарный голос блокадного Ленинграда, автор ставшей крылатой фразы «Никто не забыт, и ничто не забыто». Почти всю жизнь она вела дневники: и в темные годы сталинских репрессий, и в «смертное время» блокады. Через весь блокадный дневник Берггольц проходит ... далее »»мысль: «Надо уничтожить фашизм, надо, чтоб кончилась война, и потом у себя всё изменить…». А после войны, после несбывшихся надежд на перемены Ольга напишет: «Не можешь подличать, мириться с ложью, горит душа — полезай в тюрьму». Только в 1990-е годы отрывки из дневников Ольги Берггольц впервые пришли к читателю. 17 сентября 1941 года в блокадном Ленинграде она записала: «Сегодня Коля закопает эти мои дневники. Все-таки в них много правды, несмотря на их ничтожность и мелкость. Если выживу — пригодятся, чтоб написать всю правду». Опубликованными, эти дневники и стали Главной книгой Ольги Берггольц. В Музее Анны Ахматовой издание представит писатель Наталия Соколовская. Вечер ведёт Галина Артёменко. 18+ http://www.akhmatova.spb.ru/ya-pishu-zdes-tolko-pravdu|Купить_билет
«Вторая третья печаль…»: презентация двухтомного собрания сочинений Леонида Аронзона Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме 13 октября в 17.00 «Вторая третья печаль…»: презентация двухтомного собрания сочинений Леонида Аронзона Осенью 2024 года в Издательстве Ивана Лимбаха вышло третье издание Собрания произведений культового ленинградского поэта Леонида Аронзона. Двухтомное Собрание издавалось дважды — в 2006-м и в 2018-м году, и оба раза стремительно превращалось в библиографическую редкость. Собрание произведений составили и прокомментировали филологи Владимир ... далее »»Эрль, Петр Казарновский и Илья Кукуй. Владимир Эрль (1947-2020), поэт, текстолог и архивист был современником Аронзона, подготовил подробную Библиографию его публикаций, а в 1990 году стал составителем первого официального сборника его стихов в России. Леонид Аронзон (1939-1970) прожил недолгую жизнь, но его стихи до сих пор помнят и перечитывают хранители андерграундной культуры. Уникальная аронзоновская поэтика вдохновляет молодых российских поэтов. 13 октября — день памяти поэта, и в этот день мы приглашаем вас на вечер, посвященный Аронзону и долгожданному переизданию двухтомника его произведений. Вечер ведёт Максим Якубсон. 14+ Малый зал Музея Анны Ахматовой.
Презентация посмертного сборника Анатолия Наймана Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме 9 октября, среда, 18.30 Презентация посмертного сборника Анатолия Наймана (18+) Анатолий Найман — поэт, прозаик, эссеист, переводчик, мемуарист и литературный секретарь Анны Ахматовой. Рождение любой книги — чудо, этой книги — вдвойне. Весной 2023 года библиотека Принстонского университета приобрела московский архив Анатолия Генриховича Наймана (1936-2022). Собрание поэта состоит из всего того, что можно назвать «шумом времени» в его материа... далее »»льном эквиваленте: рукописи, черновики опубликованных произведений, редкие фотографии, обширный корпус переписки с современниками, в том числе с Ахматовой, Исайей Берлиным, Бродским, Рейном, Бобышевым, Довлатовым. Через год в режиме реального времени этот архив уже разбирала группа принстонских аспирантов. В фокус исследования попали в первую очередь бумажные носители, но отдельной строкой в описи также числился принадлежавший Найману персональный компьютер. Вечер ведет Игорь Булатовский. Малый зал Музея Анны Ахматовой Санкт-Петербург, Литейный пр., 53 (вход через арку и Шереметевский сад)
От раскопок к каталогу. Презентация каталога ИА РАН "Золото сарматских вождей. Книга II" В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина авторы совместно с сотрудниками Института археологии РАН представят книгу "Золото сарматских вождей. Некрополи Филипповка 1 и Филипповка 2. По материалам раскопок Приуральской археологической экспедиции ИА РАН под руководством Л.Т. Яблонского 2009-2014 гг. Каталог коллекции. Книга II". Презентация издания состоится 26 сентября в 19:00 в Итальянском дворике. Издание представляет собой полный каталог археологически... далее »»х материалов из курганов некрополей Филипповка 1 и Филипповка 2 (Оренбургская область), исследованных Приуральской археологической экспедицией Института археологии РАН под руководством Л.T. Яблонского в 2009-2014 годах. Филипповские курганы - это уникальное явление в культуре ранних кочевников Южного Урала. Первые раскопки 1986-1990 годов под руководством А.Х. Пшеничнюка открыли миру сокровища высшей кочевнической знати, сравнимые с находками из "царских" скифских погребений. 20 лет назад, в 2004 году, Приуральская экспедиция Института археологии РАН под руководством Л.T. Яблонского возобновила раскопки этого некрополя и за десять лет интенсивных работ завершила его исследование. В 2000-2004 годах выставка "Золотые олени Евразии", представлявшая находки экспедиции А.Х. Пшеничнюка вместе с предметами из Золотой кладовой Эрмитажа, была показана в музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Уфы, Нью-Йорка, Милана. В 2023 году находки из Филипповских курганов вновь покорили Москву. Выставка "Золото сарматских вождей", прошедшая в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, объединила в своей экспозиции экспонаты 1980-1990-х годов с находками последних лет. Материалы раскопок 2004-2008 годов вошли в первый том каталога, который Л.Т. Яблонский издал в 2013 году. Второй том, вышедший десять лет спустя после окончания полевых работ, - это полное описание обнаруженных вещей из курганов некрополей Филипповка 1 и Филипповка 2, исследованных Приуральской экспедицией в 2009-2014 годах. Издание дает возможность не только увидеть яркие произведения искусства, хранящиеся в музеях Уфы и Оренбурга, но и получить целостное представление о материальной культуре кочевников раннего железного века. На презентации второго тома книги "Золото сарматских вождей. Некрополи Филипповка 1 и Филипповка 2…" в стенах Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина соберутся исследователи скифо-сарматской эпохи: археологи, историки, участники Приуральской археологической экспедиции. О духовной и материальной культуре ранних кочевников южноуральских степей IV века до н.э., об их связях с населением евразийских просторов, цивилизациями Древнего Востока и Средней Азии, а также об истории подготовки книги расскажут: • Ася Викторовна Энговатова, заместитель директора ИА РАН по науке; • Владимир Юрьевич Малашев, старший научный сотрудник отдела скифо-сарматской археологии ИА РАН; • Сергей Викторович Сиротин, научный сотрудник отдела скифо-сарматской археологии ИА РАН. Модератор: Владимир Петрович Толстиков, заведующий Отделом искусства и археологии античного мира Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Адрес: Москва, Волхонка, 12. Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Презентация тактильной книги «Каспар Давид Фридрих. “Исполиновы горы”» в ГМИИ имени А.С. Пушкина В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина вышла тактильная книга «Каспар Давид Фридрих. “Исполиновы горы”». В этом году исполняется 250 лет со дня рождения одного из самых известных представителей немецкого романтизма К.Д. Фридриха. Его картина «Исполиновы горы (Вид на Малую Штурмхаубе из Вармбрунна)» хранится в Пушкинском музее и открывает постоянную экспозицию Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Издание для семейного чтения предназначено для дет... далее »»ей и взрослых с разным опытом восприятия. Читатель может попробовать «погрузиться» в произведение и ощутить пространство картины с помощью прикосновения, план за планом раскрывая для себя композицию и замысел художника благодаря тактильным элементам. Автор идеи и текстов — основатель программы «Доступный музей» Евгения Киселёва-Аффлербах. Вся информация в книге продублирована на шрифте Брайля. Все книги издания собирались вручную. Проект инициирован отделом междисциплинарных проектов и реализован совместно с редакционно-издательским отделом ГМИИ им. А.С. Пушкина. Большая часть тиража передается в школы, в детские, специализированные, российские и зарубежные музейные библиотеки, а также в филиалы Пушкинского музея. Издание можно будет приобрести в музейных магазинах, расположенных в зданиях ГМИИ им. А.С. Пушкина, и онлайн в официальном интернет-магазине музея. Начало презентации: 26 августа в 18:00 в Главном здании музея (Москва, Волхонка, 12). "Каспар Давид Фридрих. "Исполиновы горы"" из серии "Посмотри!" Автор идеи и текстов Евгения Киселёва-Аффлербах Руководитель проекта Алексей Дебабов Дизайнер Диана Зинченко Редакторы Полина Подоплелова, Вера Столярова Технологическое решение Регина Татарчук Корректор Надежда Болотина Координаторы Анна Ткаченко, Анна Гонсалес-Лопес Консультант Оксана Осадчая Продюсер проекта Сергей Лушкин.
Презентация книги «Русский авангард в объективе Уильяма Брумфилда: К 80-летию мастера» 22 августа в Музее архитектуры им. А.В. Щусева пройдет презентация новой книги Уильяма Брумфилда, посвященной архитектуре русского авангарда и приуроченной к 80-летнему юбилею автора, крупнейшего американского специалиста по истории русского зодчества, профессора университета Тулейн в Новом Орлеане. Его фотографии фиксируют непростую судьбу сооружений 1920-1930-х годов: их неприглядное старение, а в отдельных случаях и полный упадок, более или менее удачные реставрации первых лет моды на искусст... далее »»во этой эпохи. Издание "Русский авангард в объективе Уильяма Брумфилда: К 80-летию мастера", выпущенное издательством "Три квадрата", включает более 200 фотографий, сделанных с 1970 по 2018 год во время поездок по СССР и России, и представляет архитектуру авангарда Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Самары, Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска, Хабаровска и других городов. Книгу открывают приветственное слово посла РФ в США Анатолия Антонова, статьи директора Музея архитектуры Натальи Шашковой "Уильям Брумфилд и архитектура советского авангарда / William Brumfield and the Architecture of the Soviet Avant-Garde" и главного редактора издательства "Три квадрата" Сергея Митурича "Наш друг профессор У.К. Брумфилд / Our friend Professor William Craft Brumfield". Завершает текстовую часть обширное интервью "Уильям Брумфилд: Снимая архитектуру советского авангарда / William Brumfield: Photographing Soviet Avant-Garde Architecture", проведенное главным хранителем Музея архитектуры Ниной Пименовой-Ромашовой перед открытием выставки "Русский авангард в объективе американского фотографа. К юбилею Уильяма Брумфилда". В нем профессор подробно рассказывает историю своего первого приезда в СССР, что повлияло на его творчество, какие архитектурные объекты "зацепили" больше всего и многое другое. Альбомная часть включает 225 цветных и ч/б фотографий и состоит из трех частей: "Москва / Moscow", "Европейская часть России / European Russia" и "Урал - Дальний Восток / Ural - Far East", каждую из которых предваряют небольшие тексты об архитектуре авангарда региона, а к каждому городу - не только несколько слов о нем, но и воспоминания из поездок. Презентация книги состоится 22 августа 2024 года в 19:00 в лектории второго этажа флигеля "Руина". На презентации выступят: - Уильям Крафт Брумфилд, автор книги. - Савва Митурич, генеральный директор издательства "Три квадрата". - Нина Пименова-Ромашова, главный хранитель Музея архитектуры им. А.В. Щусева. Вход на презентацию - свободный, по предварительной регистрации через Timepad. Книгу можно приобрести в магазине Музея архитектуры.
Презентация книги «Ржев 42/43. От «Марса» до «Бюффеля» в Музее Победы 20 июля в Музее Победы состоится презентация книги «Ржев 42/43. От «Марса» до «Бюффеля». В издании представлены уникальные материалы и документы противоборствующих сторон. «Команда из редакторов, историков, военных историков в своей работе описали сражение за Ржев и Ржевский выступ, продолжавшееся 1,5 года. Впервые широкой аудитории будет представлена информация, которая позволит изменить отношение общества к этому событию», - отметили организаторы. Гостям мероприятия новую книгу предста... далее »»вят директор фонда «Я помню» Артем Драбкин, кандидат исторических наук Максим Фоменко, кандидат исторических наук Алексей Исаев. Новая работа позволит не только уточнить цифру потерь и создать полную и объективную картину наступательных операций Красной Армии ноября 1942 – марта 1943 года, но и разрушит ложные негативно-мифологические версии о боевых действиях в районе Ржева, расскажет о героизме наших предков. Книга «Ржев 42/43. От «Марса» до «Бюффеля» — это уже вторая часть проекта, описывающая наступательную операцию советских войск «Марс», проходившую в конце 1942 года и немецкую операцию «Бюффель» по эвакуации Ржевского выступа. Первая книга «Ржев 1942. Первый летний успех» была посвящена сражениям июля-сентября 1942 года. Начало: 12.00.
Презентация книги Николая Кононихина в Музее Достоевского 17 июля в 18:00 в Музее Достоевского состоится презентация книги Николая Кононихина «На границе бытия. Петербург Достоевского, и не только, в графике Ольги Васильевой». Год назад, в июле 2023 года, на выставке Ольги Васильевой в Музее Достоевского были представлены рисунки художницы, созданные в рамках проекта «Психогеография Петербурга», по своей драматургии созвучные образам реальных исторических лиц и героев произведения Достоевского, Пушкина, Гоголя, Блока. Многим запомнились цитаты из к... далее »»ниг классиков, удачно соотнесенные с графическими работами Ольги Васильевой. Продолжение диалога текстов писателей XIX века и графики художника ХХI века состоялось в книге Николая Кононихина «На границе бытия. Петербург Достоевского и не только в графике Ольги Васильевой», которую представят автор и художница. Вход свободный
Презентация новой книги Константина Голодяева «Новосибирск ранний» 26 июня Музей Новосибирска представит новую книгу Константина Голодяева «Новосибирск ранний». Презентация и автограф-сессия состоятся в 18.30 в «Музее на набережной» (ул. Обская, 4). Вход свободный. Это второй том цикла «Новосибирск: живая история». Он издан также Музеем Новосибирска, в котором и служит автор. Вступительное слово к этому тому написано директором Государственного архива Новосибирской области Д.Г. Симоновым. Первый том — «Новосибирск начальный», вышедший год назад описывал... далее »» исторические события, произошедшие на территории будущей Новосибирской области с древних времен до конца XIX века. Второй освещает первые десятилетия развития нашего города. Основные хронологические рамки событий, описанных в данном томе — 1891-1917 годы: от принятия решения по строительству Транссибирской железнодорожной магистрали, вызвавшему наше поселение к активной жизни, до начала Февральской революции в России. «К тому времени – говорит автор, - наш Ново-Николаевск подошёл с впечатляющими результатами. Развитие его шло стремительно и неуклонно. Уже в 1901 году посёлок получил у кого-то прозвище “Сибирский Чикаго”, а у кого-то — “выскочка”». Описаны детали изысканий железной дороги, строительства железнодорожного моста через реку Обь, влияние на начало поселения императорской семьи и борьба горожан за передачу земли. Отдельные главы посвящены людям, оставившим заметный след в развитии молодого города: градоначальникам, интеллигенции, купцам, традициям меценатства и благотворительности, а также другим памятным событиям: большому пожару 1909 года, эпидемии холеры и тифа, участию города в Первой мировой войне. Содержание книги основано на архивных материалах, прессе соответствующего периода и других документальных источниках, но она написана живым и понятным языком, снабжена множеством иллюстраций, карт, в т.ч. цветным блоком. Издание адресовано самому широкому кругу читателей — от учителей истории до краеведов, экскурсоводов и журналистов, а также будет интересно и полезно всем жителям и гостям Новосибирска.
Презентация справочника "Главы высших и центральных государственных учреждений Российской империи, 1802-1917" 19 июня в 15.00 в Главном здании Российской национальной библиотеки (С.-Петербург, Садовая ул., 18) будет представлен не имеющий аналогов справочник "Главы высших и центральных государственных учреждений Российской империи, 1802-1917". Трехтомный справочник, подготовленный в Российской национальной библиотеке, содержит 70 тыс. записей и является единственным в отечественной науке по объему библиографического контента. Издание включает 285 статей обо всех без исключения представителях министе... далее »»рского корпуса Российской империи. Плод тридцатилетней работы автора - заведующего Отделом библиографии и крае-ведения РНБ Дениса Шилова содержит ранее не публиковавшиеся материалы из десяти архивов Санкт-Петербурга и Москвы. Это личные дела, указы, метрические книги церк-вей Санкт-Петербурга, документы из личных фондов. В приложении к справочнику по-мещены хронологические списки, генеалогический указатель, указатель мест рождения, перечни сокращений. Издание также посвящено руководителям ведомств, оказавшим наибольшее влия-ние на формирование государственной политики во всех сферах жизни общества Россий-ской империи. Пользуясь правом регулярного личного доклада императору, каждый ми-нистр мог проводить управленческие решения в пределах своей компетенции, что делало его первостепенной политической фигурой в правительственных кругах. Самые выдаю-щиеся государственные деятели XIX - начала XX вв. - С.Ю. Витте, Д.А. Милютин, К.П. Победоносцев, М.М. Сперанский, П.А. Столыпин - приобрели историческую известность именно на министерских или аналогичных по статусу постах. Труд дополнен сведениями из книг именных указов и высочайших повелений за последнюю треть XVIII и первую треть XIX столетий, документами из фонда Департа-мента герольдии Сената, биографическими документами. Издание представит автор. Во встрече примут участники специалисты РНБ, Рос-сийского государственного исторического архива, Санкт-Петербургского института истории РАН. Справочник выпущен в Санкт-Петербурге в издательстве "Нестор-История" в 2024 году.
Презентация издания «Названо Вазари. Готика. Возрождение. Маньеризм» Пушкинский музей представляет издание «Названо Вазари. Готика. Возрождение. Маньеризм», которым завершает трёхчастный выставочный проект «Названо Вазари». Презентации издания пройдут в Москве, Выксе и Нижнем Новгороде. Трилогия выставок «Названо Вазари» состоялась в 2021–2024 годах в Волго-Вятском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Арсенал). Название проекта отсылает к имени Джорджо Вазари — итальянского живописца, архитектора, теоретика, впервые... далее »» предложившего концепцию деления истории европейского искусства на три больших периода: Средневековье, Возрождение и маньеризм. Именно эти исторические вехи и легли в основу концепции трехчастного выставочного проекта, в котором последовательно рассматривались работы старых мастеров из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и произведения современных художников, черпавших вдохновение в готическом, ренессансном и маньеристическом искусстве. Серию выставок завершает издание «Названо Вазари. Готика. Возрождение. Маньеризм». Эта книга — не просто каталог. Она фиксирует экспозиционную драматургию и состав выставок, а также позволяет читателям погрузиться в культурный контекст рассматриваемых периодов благодаря статьям экспертов, посвященным отдельным аспектам европейской культуры: от готических соборов до интерпретаций ренессансной моды на подиуме в XXI веке. Листая книгу, можно вспомнить прогулки по выставочным залам Арсенала и вновь почувствовать атмосферу каждой экспозиции. Приобрести издание можно в магазинах Пушкинского музея в Москве и Нижнем Новгороде, а также онлайн в официальном интернет-магазине ГМИИ им. А.С. Пушкина. ПРОГРАММА ПРЕЗЕНТАЦИЙ Москва, книжный фестиваль «Красная площадь» - 7 июня, 19:00. Выкса, Музей истории Выксунского металлургического завода - 4 июля, 18:00. Нижний Новгород, Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина (Арсенал) - июль, дата и время уточняются.
«Знаменитый босяк: от фантика до комикса». Творческая встреча и презентация книги в Арсенале, Н. Новгород 14 мая в Волго-Вятском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Нижний Новгород - Арсенал) пройдет творческая встреча "Знаменитый босяк: от фантика до комикса", посвященная Максиму Горькому. На ней состоится презентация новой книги Кати Гущиной "Горький, который хотел летать". Начало в 19:00. Иллюстратор и писательница Катя Гущина родилась и выросла в Нижнем Новгороде, училась в школе рядом с домом-музеем Кашириных, в котором провел детские годы Горьки... далее »»й. Для второго графического романа о русских писателях, Катя изучила литературные произведения, дневники, фотографии, свидетельства современников о своем земляке - и представила биографию Горького как череду полетов и падений. В подготовке книги помогал нижегородский искусствовед, экскурсовод и исследователь городских деталей Антон Марцев, который тоже примет участие в презентации. На примере своей небольшой коллекции предметов с изображениями Максима Горького он расскажет о том, какие формы могла принимать популярность писателя 120 лет назад. Книга "Горький, который хотел летать" стала победителем второго сезона конкурса проектов иллюстрированных нон-фикшн книг ABCDbooks и победителем конкурса "Художник нон-фикшн" фестиваля "Нон-фикшн 2024". Вход на презентацию бесплатный, http://tickets-nn.pushkinmuseum.art/event/7F8B7629118FC3DA7374FA1225A4533F93D724A4/2024-05-14/19.00|по_регистрации. Киноконцертный зал (левое крыло, 2 этаж). Продолжительность: 1 час.
Вышло в свет издание "Дореволюционный городской костюм в музеях России: библиографический список" В издательстве "Прометей" вышло в свет издание "Дореволюционный городской костюм в музеях России: библиографический список". Авторы: Руденко Т.В., Чижова Г.М. Настоящее издание представляет библиографический список публикаций, посвященных коллекциям дореволюционного городского костюма в музеях России. Издание будет полезно библиографам, исследователям, а также студентам профильных специальностей вузов. Подробнее http://sprometej.su/magazin/product/rudenko-t-v-chizhova-g-m-dorevolyuc... далее »»ionnyj-gorodskoj-kostyum-v-muzeyah-rossii-bibliograficheskij-spisok|на_сайте Контакты издательства "Прометей": тел. +7 (495) 730-70-69, e-mail: info@prometej.su.
Презентация книги «Мир искусства Надежды Добычиной» в KGallery 27 апреля в Галерее искусств KGallery пройдет презентация книги «Мир искусства Надежды Добычиной». В апреле Музей «Гараж» издал биографию Надежды Добычиной (1884–1950) — галеристки, куратора, музейного работника, коллекционера. Добычина играла важную роль в культурной среде дореволюционной и советской России, она продолжала свою деятельность в период войн и революций, олицетворяя собой «дней связующую нить», которая так важна для понимания истории искусства первой половины ХХ века. Перип... далее »»етии ее профессиональной и личной биографии обсудят искусствоведы Наталья Козырева, Лия Чечик и автор книги Ольга Муромцева. Наталья Козырева — кандидат искусствоведения, с 1971 года сотрудник Государственного Русского музея, заведующая отделом рисунка. Специалист по искусству XX века. Участвовала в организации выставок, посвященным Казимиру Малевичу, Павлу Филонову, Николаю Тырсе, Николаю Суетину и других. Автор более 200 работ. Ольга Муромцева — историк и искусствовед, кандидат исторических наук. С 2015 года по настоящее время — преподаватель РГХПУ им. С.Г. Строганова (читает курсы лекций «История зарубежного и российского искусства XX века» и «Актуальные проблемы современного искусства»). Автор более 40 научных статей, составитель научных каталогов нескольких выставок искусства первой половины ХХ века. С 2016 года — директор культурно-благотворительного фонда «U-ART: Ты и искусство», организатор и идейный вдохновитель музыкальных фестивалей Vivarte и Vivacello, а также издательских, выставочных, грантовых программ фонда. Лия Чечик — кандидат искусствоведния, директор Школы искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге. Координировала исследовательские семинары Российской академии художеств в Москве и выставочные проекты Центра изучения культуры России (CSAR) при Университете Ка’Фоскари г. Венеции. С 2013 года — координатор Исследовательского центра Еврейского музея и Центра толерантности в Москве, с 2015 — директор отдела образовательных программ и спецпроектов. С 2019 совмещала должность директора отдела образовательных программ с курированием выставочных проектов, позже была назначена главным куратором. В 2021 присоединилась к команде Европейского университета. http://kgallery-bookcafe.timepad.ru/event/2855569/|Регистрация Начало презентации 27 апреля в 15:00. Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 24
Презентация книги «Иерусалим земной и подземный» Яны Чехановец 21 апреля в Еврейском музее и центре толерантности состоится презентация книги «Иерусалим земной и подземный» Яны Чехановец. Начало презентации в 17:00. Издательство «Слово» представляет книгу «Иерусалим земной и подземный», в которой автор рассказывает о первых иерусалимских археологах, древних граффити, темных периодах истории, подделках древностей, причудах нумерации иерусалимских дверей, фотографах Иерусалима, появлении в этой области грузин и армян, меню иерусалимцев VIII века н. э., а ... далее »»также о все еще не найденном храме и многом другом. Известный иерусалимский археолог Яна Чехановец обладает редким даром рассказчика и как никто другой умеет актуально преподнести истории об ушедших веках. Она приезжает в Москву, чтобы встретиться в Еврейском музее и центре толерантности с будущими читателями книги и всеми, кому интересен Иерусалим. Лектор — Яна Чехановец, автор более сотни научных статей на английском, русском и иврите и нескольких монографий, посвященных археологии Иерусалима, паломничеству, истории археологических исследований региона, археологии грузинских, армянских и албанских христиан на Святой Земле. Изучала археологию в Иерусалимском университете в 2002–2016 гг. Диссертация (PhD, 2016) посвящена раннему кавказскому присутствию на Святой Земле. Специализируется на археологии поздней Античности, византийском и раннеисламском периодах и истории раннего христианского паломничества. Возраст: 16+ Бесплатно. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Кинозал нового пространства http://www.jewish-museum.ru/events/prezentatsiya-knigi-ierusalim-zemnoy-i-podzemnyy-yany-chekhanovets/|Оформить_бесплатный_билет
Презентация книги "Бедная Нелли. Судьба дочери декабриста" в Доме-музее Волконских, г. Иркутск 16 апреля в 15:00 в Доме-музее Волконских состоится презентация книги "Бедная Нелли. Судьба дочери декабриста". Автор издания - директор Иркутского музея декабристов Елена Аркадьевна Добрынина. "Бедная Нелли. Судьба дочери декабриста" - первая книга о жизни одной из "улыбок каторги", как называли декабристы детей, родившихся в Сибири, о дочери С.Г. Волконского. Наше знакомство с биографией дочери декабриста началось с печально известного в Иркутске так называемого занадворовского дела, ... далее »»через которое, а также через осуждение, болезнь, сумасшествие мужа и многие другие испытания стоически прошла Елена Сергеевна. Тогда в дружеской и семейной переписке и появилось устойчивое горькое выражение - "бедная Нелли". Именно оно и вынесено в название книги и стало основным лейтмотивом повести о жизни Елены Волконской. Книгу можно купить в кассах Иркутского музея декабристов и в интернет-магазине http://shop.imd38.ru/|на_сайте_Иркутского_музея_декабристов
Презентация двухтомника стихов и прозы Виктора Кривулина в Музее Анны Ахматовой Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме 5 апреля, пятница, 18.30 Презентация двухтомника стихов и прозы Виктора Кривулина Издательство Ивана Лимбаха представляет двухтомник поэта Виктора Кривулина. Стихи и проза. Собрание включает наиболее значительные произведения, созданные на протяжении двух десятилетий его литературной работы. Главным внешним условием творческой жизни Кривулина, как и многих других литераторов его поколения и круга, в с... далее »»оветское время была принципиальная невозможность свободного выхода к широкому читателю, что послужило толчком к формированию альтернативного культурного пространства, получившего название неофициальной культуры, одним из лидеров которой Кривулин являлся. Но внешние ограничения давали в то же время предельную внутреннюю свободу и способствовали творческоЙ независимости. Со временем стихи и проза Кривулина не только не потеряли актуальности, но обрели новое звучание и новые смыслы. Издание составлено и прокомментировано Ольгой Борисовной Кушлиной и Михаилом Яковлевичем Шейнкером. Издание представит составитель двухтомника, критик и литературовед Ольга Кушлина. (16+) http://www.akhmatova.spb.ru/prezentatsiya-krivulin|Купить_билет Адрес: Санкт-Петербург, Литейный пр., 53 (вход через арку и Шереметевский сад)
Презентация каталога выставки «Империя смотрит на Восток» 26 марта Музей-заповедник «Гатчина» приглашает на презентацию каталога выставки «Империя смотрит на Восток». Мероприятие пройдет в Книжной лавке писателей (С.-Петербург, Невский проспект, д. 66). Начало в 19:00, вход свободный. Издание представят: • куратор выставки «Империя смотрит на Восток» А.Э. Шукурова - старший научный сотрудник, хранитель фонда живописи Государственного музея-заповедника «Гатчина». • М.Л. Меньшикова - старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранит... далее »»ель коллекций ювелирных изделий и декоративно-прикладного искусства Китая, научный редактор каталога. • Е.И. Нератова - зав. отделом специализированного хранения Российского этнографического музея. • С.В. Романова - ведущий научный сотрудник отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея. http://www.museum.ru/N83965|Выставка «Империя смотрит на Восток» - это уникальный проект, который собрал предметы из множества музеев и архивов, чтобы представить такие разные регионы как Персия и Китай, Кавказ и Южная Сибирь, Япония и Тибет. Читатель каталога узнает, что собирали в ХIХ веке в странах Востока путешественники-любители и профессиональные этнографы, что интересовало, удивляло, а иногда и шокировало неподготовленных европейцев. Издание наполнено большим количеством ярких и красочных фотографий удивительных костюмов, императорских даров и других музейных предметов, которые никого не оставят равнодушным.
Презентация книги «Евгений Михнов-Войтенко» в Музее AZ 21 марта в Музее AZ пройдет презентация книги «Евгений Михнов-Войтенко». Это издание открывает новую серию альбомов «Художники из коллекции Музея AZ», посвященную знаменитым представителям неофициального искусства второй половины ХХ века. Необходимость этой книжной серии ощущалась уже давно — собрание Музея стало настоящей энциклопедией нонконформизма, корпус работ стремительно разрастается, но даже самая динамичная выставочная жизнь часто не успевает за новыми открытиями. Издательский... далее »» проект всегда был неотъемлемой частью развития нашего музея, расширяя художественное пространство. И вот — в первый альбом «Евгений Михнов-Войтенко» вошли 110 работ легендарного художника, статья искусствоведа Георгия Соколова, стихи ближайшего друга Михнова-Войтенко — поэта Леонида Аронзона и комментарии биографа Евгении Сорокиной. Над книгой работали составитель Наталья Волкова и дизайнер Константин Еременко. Презентацию проведут Наталия Опалева и Наталья Волкова при участии Сергея Попова, Феликса Якубсона, Георгия Соколова (online), Антона Успенского, Константина Еременко. 21 МАРТА | ЧЕТВЕРГ | 19:00 Музей AZ, 2-я Тверская-Ямская, 20-22. Для посещения презентации нужно оформить бесплатный билет на сайте музея, который также дает право посмотреть выставку «Зверев / Михнов-Войтенко. Секунда, умноженная на вечность». http://museum-az.com/tickets/#/buy/event/867/2024-03-21/19.00.00|ОФОРМИТЬ_БИЛЕТ
Презентация книги Валерия Сажина «Не только о Хармсе: от Ивана Баркова до Александра Кондратова» В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме литературовед Валерий Сажин представит свою книгу — сборник статей «Не только о Хармсе: От Ивана Баркова до Александра Кондратова», увидевшую свет в Издательстве Ивана Лимбаха. В 1968–1991 годах Валерий Николаевич Сажин работал в Отделе рукописей Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он сам рассказывает, что это место работы, во многом предопределившее его дальнейшую судьбу, «досталось по случаю», потому что трудоустроиться п... далее »»о распределению не удалось. Но случай оказался более чем счастливым, как пишет во вступительной статье Валерий Сажин: «С любопытством я принялся копаться в разнообразных каталогах и описях, доступных лишь служащим отдела». Сажин работал с архивом Литературного фонда, впоследствии вел переговоры с Яковом Друскиным о передаче в Публичку архива Даниила Хармса. В книгу, которую представит автор, вошли также материалы о Николае Гумилёве, Михаиле Зощенко, Леониде Добычине, Борисе Житкове и Булате Окуджаве. Ряд текстов публикуется впервые. В вечере примут участие Маргарита Павлова (филолог, научный сотрудник РО ИРЛИ) и Никита Елисеев. Начало презентации 1 марта в 18:30. 14+ Малый зал Музея Анны Ахматовой. Санкт-Петербург, Литейный пр., 53 (вход через арку и Шереметевский сад)
Презентация альбома "Непарадный Ленинград" в Государственном музее истории Санкт-Петербурга 15 февраля 2024 г. в 17.00 в конференц-зале Музея космонавтики и ракетной техники (Петропавловская крепость, Иоанновский равелин) состоится презентация альбома "Непарадный Ленинград" Произведения художников ленинградской пейзажной школы 1930-1940-х годов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга". В музее хранится богатейшее собрание пейзажной живописи и графики ХХ века. Главная тема этих произведений - Санкт-Петербург-Петроград-Ленинград. На протяжении нескольких десят... далее »»илетий музей целенаправленно собирал коллекцию городского пейзажа - работы ведущих мастеров ленинградской пейзажной школы. Альбом "Непарадный Ленинград", выпущенный в свет Музеем истории Санкт-Петербурга в конце 2023 года, представляет первую часть этой коллекции - произведения 1930-1940-х годов. В издании опубликованы 124 работы: живописные произведения, акварели и цветные литографии с видами города на Неве. Это произведения 22 ленинградских художников: Александра Ведерникова, Владимира Гринберга, Николая Емельянова, Бориса Ермолаева, Владимира Конашевича, Николая Лапшина, Вячеслава Пакулина, Алексея Пахомова, Алексея Почтенного, братьев Анатолия и Виктора Прошкиных, Александра Русакова, Николая Тырсы, Якова Шура и других. Новый альбом дает возможность совершить удивительное путешествие во времени - в Ленинград 1930-1940-х годов, побывать в знакомых и малоизвестных уголках города, увидеть его в разное время года и в разное время суток, проникнуться гармонией и красотой повседневности "непарадного Ленинграда". Также в издание вошли произведения, запечатлевшие Ленинград в годы войны и блокады. Это работы Бориса Ермолаеве Василия Калужина, Вячеслава Пакулина и Александра Русакова. В 2024 году Музей истории Санкт-Петербурга планирует публикацию второй части коллекции ленинградской пейзажной живописи ХХ века. В следующее издание войдут видовые живописные и графические произведения 1950-1980-х годов.
Презентация книги «А.В. Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества» Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева представляет издание, посвященное творчеству выдающегося архитектора-реставратора и исследователя русского деревянного зодчества Александра Викторовича Ополовникова (1911-1994), приуроченное к 110-летию со дня его рождения. Презентация состоится 8 февраля 2024 года в 19:00. «А.В. Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества» – это первая за долгие годы масштабная публикация графических работ и фотогр... далее »»афий самого архитектора из архива музея, а также из личных собраний его наследников, коллег, учеников. Книга является продолжением выставки, которая проходила в Музее архитектуры им. А.В. Щусева в декабре 2022 – феврале 2023 годов. Цель издания – рассказать о личности А.В. Ополовникова и его значимой роли в деле спасения архитектурного наследия. Его деятельность, начавшаяся после Великой Отечественной войны и продолжавшаяся до 1993 года, включала в себя изучение, реставрацию, борьбу за сохранение памятников. Архитектор не только отреставрировал большое количество построек, что спасло их от неминуемого разрушения, но также восстановил общественный и научный интерес к деревянному зодчеству в советское время. При непосредственном участии А.В. Ополовникова был создан Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», в подготовке экспозиции и реставрации памятников которого архитектор сам принимал участие.
Издание состоит из двух частей. В первом блоке собраны тексты об А.В. Ополовникове, приведены биографические сведения, редкие документы и фотографии. Центральное место занимает статья, подготовленная его учеником и сподвижником И.Н. Шургиным, которая раскрывает образ А.В. Ополовникова как архитектора, реставратора и исследователя, а также освещает его ключевые работы, эволюцию методов и взглядов. В книгу также вошли воспоминания коллег и родственников реставратора: Е.А. Ополовниковой, В.А. Цыганова, М.И. Мильчика, В.А. Гущиной, С.В. Ямщикова. Эти мемориальные очерки, написанные как несколько десятилетий назад, так и специально для этого издания, рассказывают о личности и профессиональной деятельности А.В. Ополовникова, характеризуют его как человека, бесконечно преданного своему делу.
Вторая часть книги представляет наследие архитектора, отраженное в его графике, фотографиях и текстах. В качестве пояснительных текстов к тематическим разделам в издании представлены выдержки из публикаций самого А.В. Ополовникова, которые демонстрируют его авторский подход, слог и трепетное поэтическое отношение к предмету исследования.
Более 100 иллюстраций из собраний Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи», наследников мастера показывают А.В. Ополовникова не только как архитектора, но и как художника, автора графических листов, отличающихся редким профессионализмом и изяществом. Материалы исследования дают возможность на новом этапе осмысления наследия архитектора говорить о его взглядах и подходах к изучению памятников и принципах их реставрации. Часть изображений публикуются впервые. Издание призвано представить творчество А.В. Ополовникова широкому кругу читателей, интересующихся деревянной архитектурой России. Книга подготовлена сотрудниками Музея архитектуры им. А.В. Щусева – Анатолием Оксенюком, заместителем директора по научной работе, и Юлией Ратомской, ученым секретарем, при участии наследников и учеников А.В. Ополовникова. Издательский проект реализуется благодаря поддержке Ассоциации деревянного домостроения, оказавшей большую помощь в объединении неравнодушных людей и компаний, вложивших средства в верстку и печать книги. Музей архитектуры выражает огромную благодарность Ассоциации и компаниям-партнерам: Норвекс АРТ, Город-лес, FARBRAUM, Knauf Insulаtion, Starkwood, Нархозстрой, а также специальному партнеру – BURO ALL DESIGN. Вход на презентацию – свободный, по предварительной регистрации через http://muarevents.timepad.ru/event/2762537/|Timepad. После мероприятия книгу можно будет приобрести в магазине Музея архитектуры. Москва, Воздвиженка, 5/25, Флигель «Руина», лекторий на 2 этаже
Презентация книги Александра Житенева "Геннадий Айги: поэтика черновика" Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме "История текста как история спрятанных ключей": презентация книги Александра Житенева "Геннадий Айги: поэтика черновика" 3 февраля, суббота, 17.00 Книга Александра Житенева "Геннадий Айги: поэтика черновика" вышла в Издательстве Яромира Хладика и посвящена истории нескольких стихотворений, имеющих программное значение в поэтическом корпусе поэта. Поэтика черновика - это поэтика становления, она перемещает исследователя внутрь творчес... далее »»кого делания, в котором слово обращено еще не вовне, к читателю, а внутрь - к смыслам, очевидным только для автора. История текста предстает тем самым историей спрятанных ключей, оставшихся в черновиках альтернативных решений, историей тайного и неочевидного. Александр Житенев - доктор филологических наук, исследователь русской литературы XX-XXI вв.еков. Научный сотрудник DFG-Kolleg-Forschungsgruppe в Университете Трира (2019-2020); доцент, профессор Воронежского государственного университета. В разговоре о книге и наследии Геннадия Айги примут участие Александр Житенев, Лариса Березовчук, Арсен Мирзаев и Антон Азаренков. Иллюстрацией разговора станет аудиально-музыкальный перформанс "Любое обобщение здесь - это обобщение без претензий". Режиссура Сони Дымшиц. Перформанс стремится воспроизвести путь, который стихотворение проходит от первого черновика до финального варианта, и найти звуковое выражение зачеркнутой стро 14+ Малый зал
Вышло издание дневниковых записей медсестры Фаины Прусовой В Петербурге издан единственный сохранившийся блокадный дневник медработника К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Военно-медицинский музей и Группа компаний "Мой медицинский центр" выпустили в свет уникальное издание дневниковых записей медсестры Фаины Прусовой, которые входят в экспозицию Музея блокадной медицины. Дневник Фаины Александровны Прусовой является одним из центральных экспонатов первого в России Музея блокадной медицины, который был создан в 202... далее »»2 году на территории Военно-медицинского музея при непосредственной поддержке ГК "ММЦ" и стал единственным полноценным, постоянно действующим экспозиционным пространством, посвященным подвигу медицинских работников, спасавших жителей и защитников Ленинграда в 1941-1944 гг. Продолжением совместного проекта двух организаций в рамках деятельности по сохранению памяти о беспримерном героизме медиков осажденного города стало решение к 80-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады выпустить в свет уникальное издание дневниковых записей Ф.А. Прусовой. Эта единственный сохранившийся блокадный дневник, написанный медицинским работником осаждённого Ленинграда. "Дневник Фаины Прусовой показывает страшные годы блокадного Ленинграда глазами медсестры и матери, которая подробно описывает жизнь своей семьи, те испытания, через которые проходили ленинградцы. Этот дневник хранит в себе бесценные воспоминания о работе в больнице им. Софьи Перовской, где был развернут военный госпиталь, страшных болезнях и ранениях, тяжелейших бытовых условиях, в которых выживали ленинградцы, голоде, налетах и обстрелах. Замечу, что именно дневник Фаины Прусовой, сохранившийся в фондах Военно-медицинского музея, был использован при создании "Блокадной книги" Даниила Гранина и Алеся Адамовича. Издание дневниковых записей - один из способов сохранить память и выразить благодарность за нечеловеческие усилия, приложенные для спасения будущего страны", - рассказал директор Военно-медицинского музея, д.м.н., профессор Анатолий Андреевич Будко. "Записки Прусовой с 1941 г. с начала войны до 1945 г. до конца войны" - такое заглавие автор дневника, медицинская сестра Фаина Александровна Прусова написала на обложке тетради по внутренним болезням, которая принадлежала её дочери Надежде. Эта тетрадь стала дневником, на страницах которого Ф.А. Прусова описала Ленинград в годы войны и блокады, жизнь своей семьи и работу в городской больнице №5 им. Софьи Перовской. С лета 1941 года в больнице был развернут военный госпиталь с оперативными хирургическими койками фронтового эвакуационного пункта Ленинградского фронта. Под непрекращающимися обстрелами, страдая от холода и голода, врачи и медсестры продолжали спасать жизни людей. "Сердце нашей компании, география присутствия которой сейчас охватывает уже 20 регионов страны, находится в самом сердце Петербурга. Именно здесь, на Малой Конюшенной улице, 8, где в годы блокады ни на один день не прекращала свою работу больница им. Софьи Перовской, в 2010 году была открыта первая клиника ГК "ММЦ". Мы бережно храним память об истории нашего здания и о самоотверженном труде медиков в годы блокады. Издание дневника Фаины Александровны Прусовой, на протяжении всех страшных военных лет работавшей медсестрой в этой больнице (в тех стенах, где наши врачи, медсёстры и фельдшеры трудятся почти четырнадцать лет), является данью уважения всем медицинским работникам нашего города", - отметил председатель Совета директоров ГК "ММЦ", к.м.н. Владислав Владиславович Баранов. Музей блокадной медицины расположен на месте, где в 1941-1944 гг. действовали десятки лечебных учреждений. Экспозицию музея составляют предметы, многие из которых ранее никогда не выставлялись, а также 9 видеорассказов и аудиоисторий о жизни врачей блокадного города. Центром музейного пространство является подлинный санитарный автомобиль ГАЗ-АА - "полуторка", которая в годы войны вывезла по "Дороге жизни" более 20 тысяч человек. Сегодня это - центр сохранения памяти о защитниках Ленинграда, знаковое место, где реализуется программа музейно-патриотического воспитания, рассчитанная на различные возрастные категории.
прислайте имеющиеся в электронном виде сборники, статьи для помещения в раздел
Словарь
Вещевые источники - тип музейных предметов. Представляют собой рукотворные предметы утилитарного назначения. Виды В.и. подразделяются по материалу изготовления (металл, дерево, стекло, ткани и т.д.) и функциональному назначению (нумизматика, оружие, мебель и т.д.).
Зоны охраны памятников - территории с определенными законом правилами использования, ограничивающими на них различную деятельность с целью сохранения памятников истории и культуры. Включают в себя: охранную зону, зону регулирования застройки, зону охраняемого ландшафта, зону охраняемого культурного слоя, каждая из которых имеет свое назначение, предусматривает специфические ограничения и допущения при использовании.
Изобразительные источники - тип музейных предметов, информация которых зафиксирована в предметах и видах изобразительного искусства, киноискусства, фотодокументах, графических документах.
Коллекция музейная - часть предметов основного фонда, представляющая собой группу музейных предметов, сформированную по одному или нескольким признакам (по типам источников, происхождению, функциональному назначению и т.д.).
Культурно-образовательная деятельность является важным компонентом музейной коммуникации и одним из ведущих направлений музейной работы, в котором реализуется образовательно-воспитательная функция музея. Осуществляется в непосредственном контакте с музейной аудиторией в музее и вне музея. Теоретическую основу культурно-образовательной деятельности составляет музейная педагогика. Термин "культурно-образовательная деятельность" получил распространение в отечественном музейном деле с начала 1990-х; до этого использовались определения "культурно-просветительская работа", "массовая политико-просветительная работа", "научно-просветительная работа".
Музеи-заповедники - статус, присваиваемый музеям под открытым небом, обладающим особой ценностью. Музеи-заповедники создаются на основе территорий, ансамблей, комплексов и отдельных памятников истории, культуры, природы. В настоящее время понятие в повседневной жизни широко применяется в качестве синонима музея под открытым небом. Сегодня музеи-заповедники - динамично развивающаяся группа музеев, число которых, а также разнообразие входящих в их состав объектов непрерывно растут. Отдельные музеи-заповедники по формам деятельности и характеру взаимодействия человека и среды приближаются к экомузеям.
Музейный предмет - предмет, имеющий установленную ценность (научную, историческую, художественную) и музейное значение, изъятый из среды бытования, научно и технически обработанный и включенный в состав музейного собрания.
Макет - объемное воспроизведение объекта, который, как правило, не может быть помещен в музейную экспозицию по той или иной причине (является действующим объектом, крупногабаритным объектом, утрачен и т.п.). Макет выполняется в определенном масштабе и воспроизводит подлинник с некоторой долей условности. Для военно-исторических музеев особенно характерны макеты сражений (Государственный мемориальный музей А.В. Суворова в Петербурге, Военно-исторический музей-заповедник "Куликово поле").
Мемориал - архитектурный ансамбль, воздвигаемый в память об историческом событии, реже - о выдающейся личности, и включающий, как правило, архитектуру, малые архитектурные формы, монументальную скульптуру, живопись, садово-парковую архитектуру. Часто соединен с музейной экспозицией (Музей-панорама "Сталинградская битва" в Волгограде, Мемориальный комплекс "Хатынь" в Белоруссии). Как правило, мемориалы возводятся в памятном месте.
Музей-корабль - корабль, превращенный в объект музейного показа и имеющий статус самостоятельного музея или входящий в состав какого-либо музея. На музее-корабле, как правило, сохраняется или восстанавливается техническое оборудование (в случае военного корабля - также вооружение) и обстановка, дающая представление о жизни команды и пассажиров. Экспозиция дополняется материалами по истории корабля, связанных с ним личностей и т.п. На наиболее крупных кораблях-музеях разворачивается целый комплекс исторических, естественнонаучных, научно-технических, художественных экспозиций. Первым музеем-кораблем в истории музейного дела России стал крейсер "Аврора", музеефицированный в 1956 г. В настоящее время в разных регионах РФ находится целый ряд музеев-кораблей, созданных на основе музеефикации военных и гражданских судов: подводные лодки С-56 (Владивосток), Д-2 "Народоволец" (Санкт-Петербург), Б-412 (Калининград), пароход "Святитель Николай" (Красноярск), научно-исследовательские суда "Витязь" и "Космонавт Виктор Пацаев" (Калининград), и др.
Музей-памятник - тип музеев, создаваемый на основе отдельных памятников истории и культуры. Как правило, возникают в результате музеефикации единичных и комплексных памятников (Подводная лодка Б-413 в Калининграде). Музеями-памятниками также являются музеи, возникшие на основе архитектурных сооружений, воздвигнутых в память исторических событий или лиц (Музей-памятник "Защитникам перевалов Кавказа").
Музей-панорама - музей, включающий в качестве основного элемента панораму - круговое живописное произведение, совмещенное с передним предметным планом. В основном, посвящены событиям военной истории.
Раритет - предмет, ценность которого определяется в первую очередь его редкостью. В современном музееведении термин "раритет" употребляется главным образом для обозначения предметов, существующих только в нескольких экземплярах (например, первопечатные книги). В отличие от типового предмета, существующего в единственном числе - уникума.
Реликвия - особо чтимый мемориальный предмет, связанный, как правило, с событиями или персонами, сыгравшими особо важную роль в истории народа, государства, религии. Хранящиеся в российских военно-исторических музеях реликвии являются памятниками ратной славы России, предметами, связанными как с именами великих полководцев, так и личностями простых, часто безвестных воинов, если эти предметы олицетворяют собой героизм, особое мужество и стойкость духа русского народа.
Научно-вспомогательные материалы используются для раскрытия информационного потенциала музейных предметов, их изучения и интерпретации: это карты, схемы, чертежи, диаграммы, таблицы и т.п. Новый тип научно-вспомогательных материалов - материалы на электронных носителях. В составе музейного собрания образуют фонд научно-вспомогательных материалов, в который включаются также воспроизведения музейных предметов. В экспозиции выступают в качестве экспонатов; особенно широко используются при создании тематических экспозиций.
Научно-исследовательская деятельность - одно из основных направлений музейной деятельности, важнейшая составляющая музейной работы. Результаты научных исследований музея определяют уровень его научно-фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.
Памятники природы - движимые и недвижимые объекты природы, имеющие научно-познавательное и воспитательное значение.
Памятники истории и культуры - движимые и недвижимые материальные объекты, имеющие научную, историческую, художественную ценность. Подразделяются на 4 основные группы: памятники истории, памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, памятники искусства. Охраняются государством в соответствии с Законом СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (1976).
Памятное место - территория, связанная с историческими событиями, именами выдающихся деятелей или же место, на котором находился утраченный памятник истории и культуры. Охраняются в качестве памятников истории. Нередко памятные места отмечаются мемориальными досками.
Письменные источники - тип музейных предметов, информация которых зафиксирована посредством письменных знаков. П.и. подразделяются по содержанию, происхождению, способу воспроизведения, а также по типам и видам. В музее классифицируются по формальному признаку: рукописи, книги, бланки, газеты и т.д.
Собрание музейное - совокупность музейных предметов основного фонда, а также материалов научно-вспомогательного, библиотечного, архивного фондов, научно сформированная и обработанная.
Фонды музея - часть музейного собрания, представляющая собой совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
Экспонат - предмет, выставленный для обозрения. К экспонатам относятся помещенные на экспозицию музейные предметы, воспроизведения, научно-вспомогательные материалы.
Уникум - единственный в своем роде предмет, своеобразный и неповторимый, отличающийся особой художественной, научной, исторической ценностью. Разновидность уникума составляет особо ценимые мемориальные предметы и реликвии. Уникумом может именоваться предмет, отражающий типичное явление, но сохранившийся в единственном числе (или один из немногих сохранившихся).