![]() |
||
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() ![]() ![]() |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
Выставка «СВОЯСИ. Путь современного русского искусства» в Государственном историческом музее
В Государственном историческом музее открывается выставка "СВОЯСИ. Путь современного русского искусства", посвященная исследованию национальных традиций, которые находят свое отражение в различных направлениях современного искусства и декоративно-прикладного творчества. Тема каждого года задает новый вектор размышлений о том, какие образы коллективной памяти выходят на поверхность и приобретают важное значение в жизни современного человека. Экспозиция выставки последовательно расширяет поле исследования феномена культурного кода. Первая выставка в 2023 году была посвящена дописьменным источникам - фольклору, традициям и обычаям, которые являются отправной точкой для распознавания культурной ДНК и содержат основные элементы системы образов и знаков. Вторая выставка в 2024 году была обращена к орнаменту и вязи как ключевым носителям закодированной информации, передающим представления о мироустройстве, укладе и главных ценностях традиционной культуры. Тема выставки в Историческом музее - "Дом как пространство бытия". В её основе лежит осмысление понятия пространства внешнего и пространства внутреннего, определяющее ключевые мировоззренческие установки. "Возвращение к истокам постепенно происходит во всех сферах жизни. Обретение целостности и гармонии через прочную связь поколений - это не тренд, это прежде всего осознание того, что человек не только отдельная личность, он носитель культуры всех предыдущих поколений. И это наследие в нас - огромный клад, необъятное сокровище, исцеляющее мудростью и красотой", - говорит Наталия Юстицкая, автор проекта "СВОЯСИ". "СВОЯСИ" - это актуальный показ произведений современного русского искусства. В выставке 2025 года принимают участие 79 художников, дизайнеров и мастеров из разных городов России. Каждый автор, прошедший тщательный кураторский отбор, приходит в проект со своим высказыванием, прочными традициями мастерства и подлинно глубоким видением. Все экспонаты либо впервые будут представлены широкой аудитории, либо были специально созданы для этой выставки. Каждый объект рассказывает личную историю автора, передает непосредственный опыт соприкосновения с традицией. При этом в пространстве экспозиции выставки произведения искусства, помещенные в определенный контекст, приобретают новое значение и становятся ключом к распознаванию общего культурного кода. В этот раз речь идет о семиотике пространства дома. На Русском Севере дом называли "хоромы", как храм, что говорит о сакральности этого места. Это сосредоточие всего самого ценного для человека. Пространство дома четко структурировано и наполнено символикой, отражающей отношения человека с природой, с предметным миром, с другими людьми. Изба становится моделью космоса, соответствует представлениям о порядке в противоположность хаосу. Смысловая архитектура выставки организована по принципу устройства избы: "крыльцо", "сени", "горница", "сусеки", "бабий кут", "красный угол"… Функциональное назначение каждого пространства рассматривается применительно к различным сферам жизни современного человека. Возникающие аналогии выявляют степень актуальной значимости определенных образов. Сусеки - это закрома, хранилище. В этом разделе экспозиции сосредоточены наиболее архаичные образы, хранящиеся в глубине нашей памяти. Эти образы очень типичны, хорошо узнаваемы, как петушок на палочке или цветастый платок. Сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом. Это некое промежуточное пространство между домом и улицей. В некоторых регионах его называют мостом прежде всего потому, что это своего рода рубеж, граница между внутренним безопасным местом и внешним миром, полным опасностей. В современной интерпретации он фиксируется в образе замочных скважин. Горница - главная помещение в доме, где семья собирается за общим столом. Как правило, горница играла роль парадной комнаты и прежде всего связана с темой трапезы: физической и духовной. Экспозиция этого раздела рассказывает о роли хозяина в устройстве и жизнеспособности дома. Печь - это сердце дома. Именно с этим местом возникает ассоциация, когда говорят о доме как о родительском гнезде. Тепло материнской любви сосредоточено в представлениях о русской печке. Покидание родимого гнезда как метафора утраты связи поколений становится ключевой темой размышлений современных авторов. Бабий кут - это мир женщины, наполненный красотой, любовью, заботой и бытовыми делами… Здесь проявляется женщина-невеста, женщина-мать, подруга, жена, воительница, хранительница очага и вековых традиций. Актуальные сегодня размышления о роли женщины в обществе, о её предназначении, о её особом чувствовании мира выражаются в ярких и глубоких образах. Красный угол - наиболее почетное место в доме. Традиционно здесь помещается иконостас, а также самые ценные для хозяев предметы. Это место сакральное, и без него невозможно себе представить жилище. Вероятно, такое место существовало и в дохристианскую пору, когда каменное изваяние или изображение богини Макоши олицетворяли высшие силы. Даты проведения выставки: 5 марта - 11 августа 2025 года. Адрес: Исторический музей, Москва, Красная площадь, д. 1, вход 3. www.museum.ru/N86499 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru |