![]() |
||
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() ![]() ![]() |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
Выставка "Быть Качаловым" в Музее МХАТ
11 февраля в Музее МХАТ в Зеленом фойе МХТ имени А. П. Чехова откроется выставка "Быть Качаловым". Навсегда связав свою жизнь с Московским Художественным театром в 1900 году, В.И. Качалов на протяжении почти полувека был властителем дум ряда поколений его зрителей. Любимейший актёр русской интеллигенции, вызвавший восхищение А.П. Чехова и А.М. Горького. Творчество этого великого артиста связано с лучшими традициями русского театрального искусства, в которое В.И. Качалов внёс неповторимое, самобытное, новое, им рождённое, содержание. В том, как В.И. Качалову удалось охватить своим могучим даром гениальные творения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Уильяма Шекспира, Иоганна Гёте, А.П. Чехова, А.М. Горького, А.А. Блока и В.В. Маяковского, всегда присутствовало и неотразимо воздействовало на зрителей его, качаловское, предельно чистое, отношение к жизни. В.И. Качалов невольно становился, подобно великим русским писателям, учителем жизни. Когда-то в далеком 1900 году на репетиции спектакля "Снегурочка", где В.И. Качалов репетировал Царя Берендея - одну из первых ролей на сцене Художественного театра, К.С. Станиславский воскликнул: "Вы - наш!". О "нашем", Московского Художественного театра, Василии Ивановиче Качалове расскажет эта выставка. В 1924 году В.И. Качалов представил ответы на подробную анкету по психологии актёрского творчества, составленную театральной секцией Академии художественных наук. В анкете было 67 вопросов. В основном ответы Василия Ивановича были очень лаконичны. Например, на вопрос "оказывает ли влияние на вашу актёрскую работу характер языка пьесы, его музыкальность, ритмичность", В.И. Качалов ответил: "Да". Или на вопрос "нет ли у вас каких-либо приёмов, позволяющих вызывать сценические эмоции", ответ - "У меня - нет". Лаконичное "никогда" прозвучало в ответе на вопрос "во время антрактов и после спектакля не сохраняете ли вы невольно тон и осанку лица, вами изображаемого". На вопросы, касающиеся режиссуры, партнерства, отличии эмоций сценических от жизненных, актёр даёт очень подробные ответы, а иногда даже вступает в спор с анкетой. В 1935 году К.С. Станиславский, поздравляя В.И. Качалова с юбилеем, написал ему: "Вы не можете жаловаться на судьбу, так как провели свою артистическую жизнь - блестяще". И добавил: "Теперь под старость углубляясь думами и чувством в наше искусство, я прихожу к убеждению, что высший дар природы для артиста - сценическое обаяние, которое Вам отпущено сверх меры". Возможно ли, "быть Качаловым", ведь Василий Иванович величайший артист первой половины XX века. Ему рукоплескали Москва и Санкт-Петербург, люди приезжали из разных городов, чтобы попасть в Художественный театр на спектакль с участием артиста. Драматург В.С. Розов, писал, что "Качалов - это человек, который озарял целое поколение людей своим искусством, своим талантом, он ведь нас облагораживал, он нас поднимал на такие высоты, где дышится легко, где дышится озоном". В 1902 году - В.И. Качалов в это время, начинающий артист МХТ - А.П. Чехов в письме к Л.А. Сулержицкому подмечает, что "Отсутствие Мейерхольда незаметно; в "Трёх сёстрах" он заменён Качаловым, который играет чудесно". А первый историк МХТ Н.Е. Эфрос вспоминал, что когда Василий Иванович исполнял роль Бранда в одноимённом спектакле, где кульминацией была сцена у церкви, где герой артиста "зажигал толпу пророческими словами" и "заражал толпу пламенным энтузиазмом". Когда закрывался занавес, участники этой массовой сцены "целовали руки Бранду, забыв в нём Качалова, а сам он был потрясённый, и слёзы не раз текли по его бледному лицу с прилипшими ко лбу прядями волос". Создатели выставки обратились к искусственному интеллекту, который ответил, что не существует универсальных рекомендаций, как быть Василием Качаловым, но есть сведения о некоторых его особенностях: Качалов считал, что нужно БЫТЬ внимательным к другим людям, деликатным тактичным и скромным; в работе Качалов БЫЛ требователен, но в обычной жизни отличался легкостью и комфортом для людей; актёр БЫЛ известен своей щедростью и не бросал коллег в сложных обстоятельствах; Качалов считал, что актёру надо БЫТЬ профессионалом и часто повторял, что актёру мало хорошо играть разные роли, он должен заново родиться в новой роли. В.Я. Виленкин, доктор искусствоведения и профессор Школы-студии МХАТ, который в течении 13 лет проработал секретарём В.И. Качалова, писал в своих воспоминаниях: "Многие думают, что к людям искусства и почему-то к актёрам - особенно) лучше не подходить слишком близко в жизни, что это рискованно и обычно грозит разрушением каких-то идеальных представлений, связанных с их творческим обликом. Это может быть и верно, но только в тех довольно редких случаях, когда большой талант не гармонирует с человеческими качествами, с личностью художника. И проявляется вопреки его мироощущению, склонностям, быту и складу ума… Но гораздо чаще такого резкого разрыва между талантом и личностью у больших художников не бывает. И есть среди них немногие, счастливые, всегда особенно любимые, у которых грани между творчеством и повседневной жизнью не существует вообще, у которых жизнь сливается с творчеством безраздельно и гармонически. Таким был Качалов". На сцене Художественного театра В.И. Качалов сыграл более 55 ролей, практически все главные. На выставке посетители познакомятся с самыми важными ролями в карьере Народного артиста: Царь Берендей в пьесе "Снегурочка", Тузенбах и Вершинин в пьесе "Три сестры", Петр Трофимов в пьесе "Вишнёвый сад", Юлий Цезарь и Гамлет У. Шекспира, Бранд Г. Ибсена, Карено в пьесе "У врат царства", Анатэма Л.Н. Андреева, Ивана Карамазова и Николая Ставрогина в инсценировках произведений Ф.М. Достоевского и др. О работе В.И. Качалова в пьесе А.С. Грибоедова "Горе от ума" расскажет выставка "Качалов - Чацкий", которая откроется в Доме-музее К.С. Станиславского в марте. На выставке представлены эскизы декораций и костюмов спектаклей, дружеские шаржи, остроумные карикатуры авторства самого Василия Качалова, уникальные фотографии в жизни и на сцене, костюм Гаева из "Вишневого сада", бесценные фрагменты видеозаписей, предметы реквизита. Выставка продлится до 16 марта 2025 г. 12+ г. Москва, Камергерский переулок, дом 3, строение 1. www.museum.ru/N86428 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: мемориальные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru |