МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка "Быть Качаловым" в Музее МХАТ

c 11 февраля по 16 мартаМосква
11 февраля в Музее МХАТ в Зеленом фойе МХТ имени А. П. Чехова откроется выставка "Быть Качаловым".

Навсегда связав свою жизнь с Московским Художественным театром в 1900 году, В.И. Качалов на протяжении почти полувека был властителем дум ряда поколений его зрителей. Любимейший актёр русской интеллигенции, вызвавший восхищение А.П. Чехова и А.М. Горького. Творчество этого великого артиста связано с лучшими традициями русского театрального искусства, в которое В.И. Качалов внёс неповторимое, самобытное, новое, им рождённое, содержание. В том, как В.И. Качалову удалось охватить своим могучим даром гениальные творения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Уильяма Шекспира, Иоганна Гёте, А.П. Чехова, А.М. Горького, А.А. Блока и В.В. Маяковского, всегда присутствовало и неотразимо воздействовало на зрителей его, качаловское, предельно чистое, отношение к жизни. В.И. Качалов невольно становился, подобно великим русским писателям, учителем жизни. Когда-то в далеком 1900 году на репетиции спектакля "Снегурочка", где В.И. Качалов репетировал Царя Берендея - одну из первых ролей на сцене Художественного театра, К.С. Станиславский воскликнул: "Вы - наш!". О "нашем", Московского Художественного театра, Василии Ивановиче Качалове расскажет эта выставка.

В 1924 году В.И. Качалов представил ответы на подробную анкету по психологии актёрского творчества, составленную театральной секцией Академии художественных наук. В анкете было 67 вопросов. В основном ответы Василия Ивановича были очень лаконичны. Например, на вопрос "оказывает ли влияние на вашу актёрскую работу характер языка пьесы, его музыкальность, ритмичность", В.И. Качалов ответил: "Да". Или на вопрос "нет ли у вас каких-либо приёмов, позволяющих вызывать сценические эмоции", ответ - "У меня - нет". Лаконичное "никогда" прозвучало в ответе на вопрос "во время антрактов и после спектакля не сохраняете ли вы невольно тон и осанку лица, вами изображаемого". На вопросы, касающиеся режиссуры, партнерства, отличии эмоций сценических от жизненных, актёр даёт очень подробные ответы, а иногда даже вступает в спор с анкетой.

В 1935 году К.С. Станиславский, поздравляя В.И. Качалова с юбилеем, написал ему: "Вы не можете жаловаться на судьбу, так как провели свою артистическую жизнь - блестяще". И добавил: "Теперь под старость углубляясь думами и чувством в наше искусство, я прихожу к убеждению, что высший дар природы для артиста - сценическое обаяние, которое Вам отпущено сверх меры".

Возможно ли, "быть Качаловым", ведь Василий Иванович величайший артист первой половины XX века. Ему рукоплескали Москва и Санкт-Петербург, люди приезжали из разных городов, чтобы попасть в Художественный театр на спектакль с участием артиста. Драматург В.С. Розов, писал, что "Качалов - это человек, который озарял целое поколение людей своим искусством, своим талантом, он ведь нас облагораживал, он нас поднимал на такие высоты, где дышится легко, где дышится озоном". В 1902 году - В.И. Качалов в это время, начинающий артист МХТ - А.П. Чехов в письме к Л.А. Сулержицкому подмечает, что "Отсутствие Мейерхольда незаметно; в "Трёх сёстрах" он заменён Качаловым, который играет чудесно". А первый историк МХТ Н.Е. Эфрос вспоминал, что когда Василий Иванович исполнял роль Бранда в одноимённом спектакле, где кульминацией была сцена у церкви, где герой артиста "зажигал толпу пророческими словами" и "заражал толпу пламенным энтузиазмом". Когда закрывался занавес, участники этой массовой сцены "целовали руки Бранду, забыв в нём Качалова, а сам он был потрясённый, и слёзы не раз текли по его бледному лицу с прилипшими ко лбу прядями волос".

Создатели выставки обратились к искусственному интеллекту, который ответил, что не существует универсальных рекомендаций, как быть Василием Качаловым, но есть сведения о некоторых его особенностях: Качалов считал, что нужно БЫТЬ внимательным к другим людям, деликатным тактичным и скромным; в работе Качалов БЫЛ требователен, но в обычной жизни отличался легкостью и комфортом для людей; актёр БЫЛ известен своей щедростью и не бросал коллег в сложных обстоятельствах; Качалов считал, что актёру надо БЫТЬ профессионалом и часто повторял, что актёру мало хорошо играть разные роли, он должен заново родиться в новой роли.

В.Я. Виленкин, доктор искусствоведения и профессор Школы-студии МХАТ, который в течении 13 лет проработал секретарём В.И. Качалова, писал в своих воспоминаниях: "Многие думают, что к людям искусства и почему-то к актёрам - особенно) лучше не подходить слишком близко в жизни, что это рискованно и обычно грозит разрушением каких-то идеальных представлений, связанных с их творческим обликом. Это может быть и верно, но только в тех довольно редких случаях, когда большой талант не гармонирует с человеческими качествами, с личностью художника. И проявляется вопреки его мироощущению, склонностям, быту и складу ума… Но гораздо чаще такого резкого разрыва между талантом и личностью у больших художников не бывает. И есть среди них немногие, счастливые, всегда особенно любимые, у которых грани между творчеством и повседневной жизнью не существует вообще, у которых жизнь сливается с творчеством безраздельно и гармонически. Таким был Качалов".

На сцене Художественного театра В.И. Качалов сыграл более 55 ролей, практически все главные. На выставке посетители познакомятся с самыми важными ролями в карьере Народного артиста: Царь Берендей в пьесе "Снегурочка", Тузенбах и Вершинин в пьесе "Три сестры", Петр Трофимов в пьесе "Вишнёвый сад", Юлий Цезарь и Гамлет У. Шекспира, Бранд Г. Ибсена, Карено в пьесе "У врат царства", Анатэма Л.Н. Андреева, Ивана Карамазова и Николая Ставрогина в инсценировках произведений Ф.М. Достоевского и др.

О работе В.И. Качалова в пьесе А.С. Грибоедова "Горе от ума" расскажет выставка "Качалов - Чацкий", которая откроется в Доме-музее К.С. Станиславского в марте.

На выставке представлены эскизы декораций и костюмов спектаклей, дружеские шаржи, остроумные карикатуры авторства самого Василия Качалова, уникальные фотографии в жизни и на сцене, костюм Гаева из "Вишневого сада", бесценные фрагменты видеозаписей, предметы реквизита.

Выставка продлится до 16 марта 2025 г.

12+

г. Москва, Камергерский переулок, дом 3, строение 1.

www.museum.ru/N86428
Ваше мнение »»

»»Музей Московского художественного академического театра (Музей МХАТ)
Адрес:город Москва, Камергерский пер., д. 3а
Проезд:Ст. м. "Театральная", "Охотный ряд", по ул. Тверская или Б. Никитская, трол. №№ 1, 20
Телефоны:(495) 629-8329, 692-5187
URL:museummhat.ru/
EMail:info@museummhat.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: мемориальные, выставки


 
новости и события: 17.03.2025
 x    ?  

Научные чтения имени академика И.Ю. Крачковского: Наследие, коллекции, исследования

Конференция АДИТ-2025: Красноярск - Енисейск

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Программа XXIII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма"

Конференция к 220-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки

VIII Межмузейно-вузовский фестиваль "В музей - сегодня, в науку - завтра!" в С.-Петербурге

Музейные диалоги. Всероссийская конференция "Как музеям подружиться с детьми и подростками"

Круглый стол "Императрица Мария Александровна. Вехи биографии" в Михайловском замке в Санкт-Петербурге

VIII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в ХXI веке»

III международная конференция "На перекрестке культур: евреи Центральной Азии и Кавказа"

XXV межрегиональная конференция "История и современность Среднего Поволжья" в Ульяновске

XVI Красноярская музейная биеннале «Принцип надежды»

Программа повышения квалификации от ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Международная научная конференция «Любовь Попова. Контекст времени»

Чеховские чтения в Ялте - 2025

Онлайн-курс для музейных сотрудников: современные подходы к экспозиционно-выставочной деятельности

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

IX Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Объявлен состав участников Эрарта Премии - 2025

III Всероссийская конференция "Перспективы развития новой региональности"

Арт-резиденция в Тарусе: открыт прием заявок

Юбилейная конференция "Михаил Булгаков в потоке российской истории XX-XXI веков"

Конференция "Русский музей - цифровой проводник в художественную Россию"

Объявлен шорт-лист финалистов XV грантового конкурса программы "Музеи Русского Севера"

Конференция "Современный музей городской археологии. Перспективы развития новой региональности"

Научная конференция «Во власти воды: к 100-летию и 200-летию крупнейших наводнений в Петербурге»

Международная научная конференция «Блоковские чтения»

Музейно-педагогический практикум по программам, посвященным эпохе правления первых Романовых

Лаборатория "Арсенал практик" по развитию программ доступности в музеях

Межрегиональная научно-практическая конференция «Земля Псковская, древняя и современная»

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

VII международная конференция «Еврейское поле: новые открытия, опыт и концептуализация»

Двенадцатые Кремлевские чтения в Музее-заповеднике «Казанский Кремль»

Научная конференция «Антиминсы и литургические ткани» в Музее имени Андрея Рублева

Новый сезон лекций «Исторические встречи в Покровском соборе»

Стартовал XV грантовый конкурс проектов программы "Музеи Русского Севера"

Научная конференция «Музей в культурном пространстве исторического города»

Пятая ежегодная межмузейная конференция "Единство непохожих" в Музее космонавтики, Москва

Конференция «Современная история: опыт осмысления и музейной презентации в российской и зарубежной практике»

Всероссийская научная конференция «Толстовские чтения»

XLIX Конференция «Достоевский и мировая культура»

XII международные научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru