МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Амазонки русского искусства. Живопись XX века из собрания Третьяковской галереи в Челябинске

c 18 декабря 2024 по 9 марта 2025Челябинская область
18 декабря в Челябинском государственном музее изобразительных искусств открывается выставка " Амазонки русского искусства. Живопись XX века из собрания Государственной Третьяковской галереи".

Название выставки «Амазонки в русском искусстве. ХХ век», предложенное Челябинским музеем, имеет свою историю. В 1999 году в Европе и Америке с успехом прошла выставка «Амазонки Авангарда». Изначально инициированная музеем Гугенхайма и показанная в Берлине, Лондоне, Венеции, Бильбао и Нью-Йорке, в завершении эта выставка была устроена в 2001 в Третьяковской галерее.

На ней было представлено творчество шести наиболее радикальных художниц русского авангарда Н. Гончаровой, Л. Поповой, О. Розановой, Н. Удальцовой, В. Степановой, А. Экстер. Вслед за ней в 2002 в Третьяковской галерее была подготовлена следующая масштабная выставка, представившая искусство женщин-художниц XV-XX веков с названием «Искусство женского рода».

Нынешняя выставка, показывая искусство наиболее известных женщин-художниц ХХ века из коллекции Третьяковской галереи, не претендует на полноту охвата материала. Экспозиция строится, в основном, на работах московских живописцев, составляющих основу собрания Третьяковской галереи.

Слово «амазонки» в названии выставки имеет метафорический смысл. Этот термин впервые примененный к художницам русского авангарда поэтом Бенедиктом Лившицем в книге «Полутороглазый стрелец» в 1933 году и актуализированный в выставке 1999 года, распространяясь на художниц других направлений и периодов, имеет большую долю условности. Пришедший из античной мифологии образ женщины-воительницы в начале ХХ века становится символом страсти, любви и верности своему призванию в искусстве.

И если исходить из того, что «амазонка» заложена в существе всякой женщины, творящей и участвующей в обновлении мира, этот термин приобретает универсальное значение и означает стремление быть в авангарде своего времени. «Писать с натуры – это такой же достоверный экстаз, как самые первые и основные человеческие стихии: жить, любить, множиться, на которые ответ лежит не в области понимания.» - писала Н. Симонович-Ефимова. Таковы были художницы русского авангарда начала ХХ века (Н. Гончарова, О. Розанова, Л. Попова, Н. Удальцова, А. Экстер, В. Степанова, В. Пестель), получившие мировую известность, таковы были и участницы художественных группировок Е. Зернова, Н. Удальцова и Т. Маврина, творившие в эпоху 1920-1930-х годов, немногочисленные женщины-живописцы эпохи «оттепели» и «сурового стиля»(Т. Яблонская, Н. Егоршина, Л. Мастеркова) и яркие соцветия художниц 1970-х – 1980-х (Т. Назаренко, Н. Нестерова, И. Старженецкая, Т. Насипова, Е. Романова, О. Булгакова), вновь вставшие в авангарде художественных исканий. Метафоризм их языка и карнавальность мышления способствовали созданию картин, в которых соединялись разные эпохи и стили, и выявлялась многогранность восприятия современности.

При внимательном взгляде можно выделить особые черты, согласующиеся с женской природой и пониманием творчества. Рукотворчество в живописи, выражающееся в особой тщательности обработки живописной поверхности будь то гладкой с лессировками или с высокой фактурой или доработанной выжиганием, как в картинах М. Якунчиковой, придает произведениям дополнительный элемент декоративности. Особое восприятие природы, слияние с ней и использование ее красок в палитре (И. Старженецкая). Любовь к детским образам, естественная для женщины-матери (З. Серебрякова, В. Пестель) и особая выразительность женских портретов в интерпретации художников-женщин (Н. Гончарова, Н. Симонович-Ефимова, Т. Маврина). И, наконец, пристрастие к автопортретам, как погружению в свой мир и изучению себя.

Своеобразие женского взгляда также несет в себе мощный гуманистический потенциал, который вызывает доверие и неизменно притягивает внимание зрителей.

Выставка пройдет при поддержке национального проекта «Культура»

18.12.2024 - 09.03.2025

Место: Зал имени архитектора Е.В. Александрова

www.museum.ru/N86126
Ваше мнение »»

»»Челябинский государственный музей изобразительных искусств
Адрес:Челябинская область, г. Челябинск, ул. Труда, 92а
Проезд:Городским транспортом до ост. "Оперный театр"
Телефоны:(351) 266-38-17, 89925154605
URL:chelmusart.ru
EMail:chelmusart@mail.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 28.12.2024
 x    ?  

Объявлен состав участников Эрарта Премии - 2025

III Всероссийская конференция "Перспективы развития новой региональности"

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Арт-резиденция в Тарусе: открыт прием заявок

Юбилейная конференция "Михаил Булгаков в потоке российской истории XX-XXI веков"

Конференция "Русский музей - цифровой проводник в художественную Россию"

Объявлен шорт-лист финалистов XV грантового конкурса программы "Музеи Русского Севера"

Конференция "Современный музей городской археологии. Перспективы развития новой региональности"

Научная конференция «Во власти воды: к 100-летию и 200-летию крупнейших наводнений в Петербурге»

Международная научная конференция «Блоковские чтения»

Музейно-педагогический практикум по программам, посвященным эпохе правления первых Романовых

Лаборатория "Арсенал практик" по развитию программ доступности в музеях

Межрегиональная научно-практическая конференция «Земля Псковская, древняя и современная»

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

VII международная конференция «Еврейское поле: новые открытия, опыт и концептуализация»

Двенадцатые Кремлевские чтения в Музее-заповеднике «Казанский Кремль»

Научная конференция «Антиминсы и литургические ткани» в Музее имени Андрея Рублева

Новый сезон лекций «Исторические встречи в Покровском соборе»

Стартовал XV грантовый конкурс проектов программы "Музеи Русского Севера"

Научная конференция «Музей в культурном пространстве исторического города»

Пятая ежегодная межмузейная конференция "Единство непохожих" в Музее космонавтики, Москва

Конференция «Современная история: опыт осмысления и музейной презентации в российской и зарубежной практике»

Всероссийская научная конференция «Толстовские чтения»

XLIX Конференция «Достоевский и мировая культура»

XII международные научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru