МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Доспехи Самозванца» в музее-заповеднике «Царское Село»

c 13 августа по 10 ноябряСанкт-Петербург
В музее-заповеднике «Царское Село» открылась выставка «Доспехи Самозванца». В павильоне «Арсенал» (Александровский парк) представлены части доспеха, принадлежавшего Лжедмитрию I, которым он так и не успел воспользоваться. Подобный комплект, предназначавшийся для парадных выходов и церемоний, изготавливался в то время достаточно долго, а правление лжецаря длилось менее года. Эти редчайшие предметы начала XVII века хранятся в коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. Выставка в «Арсенале» – совместный проект двух музеев.

Дмитрий Самозванец, Григорий Отрепьев, царь Дмитрий Иванович, Лжедмитрий I – все это имена одного и того же исторического персонажа, правившего Русским царством в 1605–1606 годах, чье происхождение до сих пор доподлинно не известно. Фактом остается только то, что он выдавал себя за Дмитрия – сына царя Иоанна IV Грозного, его законного наследника, так и не воцарившегося на российском троне.

В 1870 году известный коллекционер, камер-юнкер Александр Базилевский (1830–1899) преподнес императору Александру II, находившемуся на водах в Эмсе, набедренники и оплечья рыцарского доспеха с великолепной художественной отделкой. Эти уникальные предметы были найдены «случайным образом в Париже» хранителем Царскосельского арсенала Егором Кеммерером в 1868 году. Он сообщил о них Базилевскому, и тот приобрел доспехи у антиквара для подарка государю.

Части парадного доспеха состоят из двух наручей (brassards) и двух длинных набедренников (cuissards), каждый из 14 пластин, изготовленных из железа и украшенных травленым и золоченым растительным орнаментом, изображениями воинской арматуры и овальных медальонов с царскими двуглавыми орлами, увенчанными одной открытой короной с пятью концами и крестом (каждый). На груди орлов – щитки с изображениями Георгия Победоносца («ездеца») – московского герба. Прикрытие коленного сгиба (genoullieres) и налокотники (cubitieres) украшены такими же царскими орлами.

Большие оплечья в виде опахала (epaulieres en eventail) с продолжением на спинном прикрытии, декорированы с обеих сторон большими кругами с царским двуглавым орлом того же типа как предыдущие, вокруг которых расположены по тринадцать маленьких кружков. В верхнем изображен длинный греческий крест, а в других кружках – гербы царств и земель, упоминаемых в царском титуле. На иноземное происхождение мастеров указывает то, что геральдические эмблемы некоторых областей Московского государства, входящие в состав печати и изображающие зверей, переделаны на западноевропейский манер. Так, например, вместо северного оленя изображена дикая коза.

Особые детали отделки доспеха – царские орлы и государственные гербы, которыми он украшен. Аналогичные геральдические эмблемы имеются на лицевой стороне большой царской печати царя Ивана IV Грозного. Сочетание государственного герба с изображением государственной печати, несомненно, указывает на то, что доспех принадлежал одному из русских государей конца XVI – начала XVII века. Единственным монархом, который мог носить подобные латы в начале XVII века, был мнимый сын царя Ивана Грозного – Дмитрий Иванович (Лжедмитрий I). Первым это предположение высказал хранитель Царскосельского арсенала Егор Кеммерер. Такой же точки зрения придерживался оружиевед и хранитель эрмитажного собрания оружия Эдуард Ленц. Дополнительный аргумент в пользу этой атрибуции – размеры доспеха. Броня была сделана для широкоплечего мужчины среднего или ниже среднего роста худощавого телосложения, что вполне соответствует описаниям современников облика Самозванца.

Тем не менее, Лжедмитрий вряд ли когда-либо надевал это защитное вооружение. На изготовление подобного доспеха требовалось длительное время: мастер должен был получить размеры заказчика, рисунки требуемых изображений на броне (в данном случае оттиск или прорисовку Большой государственной печати Московского государства, гербов и т.д.). Необходимо было время и на то, чтобы доставить доспех заказчику. Как известно, Самозванец царствовал меньше года и вряд ли успел получить заказанный доспех.

Долгое время считалось, что доспех в связи с гибелью Самозванца в Москве 17 мая 1606 года не был закончен и от него сохранились лишь отдельные детали. Однако известный оружиевед Леонид Тарасюк, эмигрировавший в 1972-м в США и работавший в Музее Метрополитен в отделе оружия, опубликовал информацию о хранящейся в музее при Чикагском институте искусства кирасе (состоящей из нагрудной и наспинной частей) от этого доспеха.

Кираса поступила в музей в составе большого собрания оружия и доспехов, принадлежавшего известному американскому миллионеру Джорджу Ф. Хардингу (младшему). По-видимому, она была приобретена во время одной из нескольких распродаж арсенала польско-литовских магнатов Радзивиллов. А в 2022 году в том же собрании был обнаружен шлем от этого доспеха. Таким образом, можно утверждать, что латы успели изготовить в полном комплекте, однако впоследствии они были распроданы по частям. Успел ли надеть их заказчик – одна из наиболее загадочных исторических фигур XVII века, мы сегодня можем только догадываться.

Выставка работает до 10 ноября 2024 года.

www.museum.ru/N85377
Ваше мнение »»

»»Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Царское Село"
Адрес:город Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, 7
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 465-2024 (автоответ.), 465-9424 (экс. бюро)
URL:tzar.ru
EMail:museum@tzar.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города
    · актуальные: исторические, выставки


 
новости и события: 25.08.2024
 x    ?  

Международная конференция, приуроченная к 210-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Пятая ежегодная межмузейная конференция "Единство непохожих" в Музее космонавтики, Москва

Конференция «Современная история: опыт осмысления и музейной презентации в российской и зарубежной практике»

I научный семинар имени Л.А. Творогова в Псковском музее

Научная конференция «Археология Севера: памятники, проблемы, гипотезы» на Соловецких островах

Всероссийская научная конференция «Толстовские чтения»

XLIX Конференция «Достоевский и мировая культура»

Новая образовательная программа Академии Музея Победы

XII международные научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи»

LII Международная научная конференция «Болдинские чтения»

VI Всероссийская конференция по музейной педагогике "Мысль семейная в работе с музейным посетителем"

XXVI Международная научно-практическая конференция «Шолоховские чтения-2024»

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru