10 августа 2002 г. исполнилось 4 года Фотографическому музею "Дом Метенкова". Эта дата важна для сотрудников музея, и обычно к ней готовятся значимые "программные" выставочные проекты.
9 августа в 17.00 в Фотографическом музее "Дом Метенкова" состоялось открытие выставки "Лицо поколения" (фотография 1920-1940-х гг.). На выставке впервые в Екатеринбурге представлены 70 работ классиков российского фоторепортажа Аркадия Шайхета, Бориса Игнатовича, Евгения Халдея и др. Многие из снимков давно стали хрестоматийными и опубликованы в большинстве антологий советской фотографии. Все работы напечатаны ограниченным тиражом с авторских негативов, сохранившихся у наследников прославленных фотомастеров. Для показа в Екатеринбурге фотографии предоставлены Союзом фотохудожников России. Интернет-версию выставки доступна по адресу http://www.photounion.ru/old/Gallery/index.html
Одновременно с презентацией нового проекта в музее были подведены итоги прошедших выставочных сезонов. Фотографы и журналисты, заполнив специальные анкеты, определили лучшие выставки, а их авторы, помимо признания коллег, получили ценные подарки от спонсоров музея.
В начале 1928 года в Москве состоялась выставка "Советская фотография за десять лет (1917 -1927)". Она вылилась в форму соревнования, если не противопоставления, двух направлений. Одно, наделенное опытом десятилетий, направление "художественной фотографии". Другое направление представляли фоторепортеры, фотолюбители из заводских клубов и фотокорровских кружков. На стендах этой группы участников было немного мастерски выполненных снимков. Новизна сюжетов из жизни страны иногда сочеталась с ученической незрелостью техники. И все-таки стало ясно, что впервые фоторепортаж выходил из области хроникальной фотографии в область действенного искусства.
В Москве и Ленинграде в 1920-х гг. прошло несколько выставок фоторепортажа. Программной для тех лет можно назвать небольшую выставку работ фоторепортеров - сотрудников журнала "Огонек", устроенную в Москве в 1930 г. Фотография больше не стыдилась себя. Сами участники выставки писали в введении к каталогу, что их влечет "...уменье найти грань между простотой и новизной фотоизложения, уменье, отвергая очень частые и сугубо вредные подражания приемам живописи, применять чисто фотографические методы". Снимки молодых мастеров отражали темы советской жизни: труд и отдых рабочих, стройки, явления нового быта в деревне. Не было в снимках ни грустных закатов солнца, ни туманной дымки, ни элегических аллей парков, не было беспредметных фотографий. Оперативным видом советской фотографии становился публицистический фоторепортаж.
Самым популярным в советской печати было имя фотокорреспондента Аркадия Самойловича Шайхета. Он стремился к репортажному отражению событий из повседневной трудовой и общественной жизни страны. К 1930 г. Аркадий Шайхет стал уже зрелым мастером событийной фотографии. Его снимки составили ядро выставки журнала "Огонек", которая была отправлена в Лондон. Выставка побывала еще в четырех английских городах. Около сорока работ включены в экспозицию Международной выставки, устроенной в Лондоне Королевским фотографическим обществом.
Заметным явлением новаторства в фотографии было творчество Бориса Всеволодовича Игнатовича. Это был мастер, оперативно работавший в разных жанрах. Такая непривычная в искусстве деталь, как тень от самолета, с борта которого был снят "Исаакий", свидетельствовала о самобытных возможностях изобразительного языка фотографии. Около Игнатовича сгруппировалось несколько одаренных фотографов. Одно время все они подписывали свои снимки, публиковавшиеся в газете "Вечерняя Москва", обобщенно: "Бригада Игнатовича".
Тяжелая, но благородная роль выпала на долю военных фоторепортеров в годы второй мировой войны. Свыше двухсот советских фотокорреспондентов центральных и армейских газет вели летопись Великой Отечественной. Снимки военных лет, донесшие до нас черты фронтовой были, повседневности войны, с годами приобретают все большую ценность - в них остается психологическая правда ситуаций и человеческих переживаний. (Сергей Морозов. Из книги "Творческая фотография")