Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку классиков российского и мирового современного искусства Эрика Булатова и Олега Васильева "Чудесное путешествие". За тридцать лет совместной работы (с 1959 по 1989 годы) в легендарном издательстве "Малыш" художники проиллюстрировали более ста детских книг, на которых выросло не одно поколение читателей.
В экспозиции представлено более 180 оригинальных рисунков к знаменитым детским книгам, среди которых - сказки "Золушка", "Спящая красавица", "Красная шапочка", "Кот в сапогах" Шарля Перро, "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" Сельмы Лагерлеф, произведения Агнии Барто, Генриха Сапгира, Игоря Холина и других авторов, а также сами книги, проиллюстрированные художниками. Выставку дополняют фрески современных художников Ивана Разумова и Александра Ширнина по мотивам иллюстраций Эрика Булатова и Олега Васильева.
Советская детская книга 1960-1980-х годов - яркий художественный феномен. Издания для детей оформляли выдающиеся художники, в том числе основатели московского концептуализма Виктор Пивоваров, Илья Кабаков, Эрик Булатов, Олег Васильев и другие. Написанием детских книг занимались, например, Ирина Пивоварова и андеграундные поэты Лианозовской группы Генрих Сапгир и Игорь Холин, наследующие новаторской поэтике обэриутов Даниила Хармса, Николая Заболоцкого, Александра Введенского.
Для представителей некогда неофициального советского искусства иллюстрации к детским книгам были не только средством заработка (книги издавались миллионными тиражами), но и пространством творческой свободы. Искусство для детей цензурировалось мягче, и для художников-концептуалистов детская книга стала экспериментальной лабораторией для поиска новых форм изобразительного языка, выстраивания собственных художественных миров, в которых воображаемая и игровая реальности нашли свое максимальное выражение. Созданные ими шедевры детской иллюстрации до сих пор развивают воображение и формируют визуальную культуру детей.
В конце 1950-х годов Илья Кабаков, выпускник мастерской книжной графики МГАХИ им. В.И. Сурикова, к тому времени уже профессионально занимавшийся иллюстрацией детских книг, привел Эрика Булатова и Олега Васильева (также окончивших Суриковский институт) в издательство "Малыш" (до 1963 года - "Детский мир") и, как вспоминал Булатов, "преподал первые уроки иллюстраторской премудрости". Единомышленники в искусстве, Булатов и Васильев почти сразу начали работать в тандеме, и на протяжении следующих тридцати лет они делили свою творческую деятельность на два периода: осенью и зимой занимались исключительно оформлением детских книг, а весной и летом создавали живопись "для себя".
Разрабатывая и развивая идеи своего учителя, выдающегося графика Владимира Фаворского, Булатов и Васильев приступали к оформлению детской книги как к конструированию художественного объекта. "Увидеть, организовать и построить всю книгу от начала до конца" - формулировка Булатова точно описывает их творческий метод. Они мыслили не отдельными разбросанными по тексту картинками, но создавали целостный проект.
Особое внимание уделялось оформлению текстовых разворотов, чтобы, как писал Булатов, "действие в книге развивалось непрерывно, не было скачков от одной страничной иллюстрации до другой". Значение имели не только большие рисунки на отдельных полосах, но и миниатюрные изображения, обрамляющие текст - именно в них сосредотачивалась энергия сказки, происходила "закулисная жизнь". В иллюстрациях к "Золушке" ящерицы и мыши разыгрывали сцены наверху страницы, а все другие персонажи сказки - внизу; в рисунках к "Бабушке Вьюге" появлялись гномы, которых вовсе не было в тексте сказки.
Иллюстрации Булатова и Васильева аккумулировали опыт художественной культуры конца XIX-XX веков. В них нетрудно увидеть отсылки к узорчатым виньеткам, кулисным композициям и силуэтам ("силуэт" - вид графического искусства) мирискусников Александра Бенуа, Константина Сомова и Евгения Лансере ("Спящая красавица", "Золушка", "Кот в сапогах"). В рисунках к детским книгам Булатов и Васильев обращались и к экспериментам русского авангарда с плоскостью и пространством ("Новые слова", "Месяц за месяцем", "Как непослушная хрюшка едва не сгорела"), и даже к стилистике анимации Уолта Диснея ("Красная шапочка", "Три поросенка"), оказавшей большое влияние на советскую мультипликацию.
Эрик Булатов и Олег Васильев создали универсальный, актуальный и сегодня изобразительный язык детской книги, который основан, по словам Булатова, в первую очередь на "детском представлении о сказке" - на архетипических образах, берущих свое начало в детском сознании. В своих иллюстрациях художники сознательно стирают границы между реальным, исторически достоверным и воображаемым, предоставляя читателю свободу для путешествия в сказочные миры.
Выставку будет сопровождать большая образовательная программа для детей и взрослых. Расписание мероприятий параллельной программы будет опубликовано на сайте mamm.art.
Мультимедиа Арт Музей, Москва благодарит Музей современного искусства "Гараж", Евгения Антуфьева, а также Александра Ширнина за предоставление книжных изданий для выставки.
Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова
Для посетителей выставка доступна с 26 декабря 2024 по 16 февраля 2025.