Выставка в Екатеринбургском музее изобразительных искусств представляет малоизвестный широкой публике аспект творчества художников Сергея Павлушина (1961–2016), Виктора Давыдова (р. 1953) и Анатолия Вяткина (р. 1958) – участников объединения «Атомная провинция», сыгравших важную роль в становлении современного уральского искусства. Экспозиция включает более сотни произведений, созданных во второй половине 1980-х – 1990-е годы, в период серьезного увлечения авторов различными графическими техниками. Перформативная практика сделала группу «Атомная провинция» известной и узнаваемой в регионе и за его пределами, однако параллельно с этим (и даже чуть раньше) участники объединения много экспериментировали со станковой графикой. Сегодня это вызывает особый интерес и дает повод более основательно взглянуть на работу этих трех художников. Большинство произведений, представленных в залах музея, демонстрируется впервые.
Группа «Атомная провинция», сложившаяся в 1991 году, стала уникальным порождением творческой среды закрытого до 1992 года технополиса Заречного. Специфический культурный потенциал города, располагающегося в непосредственной близости от Белоярской АЭС, отражал стремление местных властей создать положительный информационный фон вокруг отечественной атомной промышленности. Это выражалось, в том числе, в финансовой поддержке частных художественных инициатив из городского бюджета. В эту категорию попала и «Атомная провинция», учредившая одноименную галерею и проводившая в Заречном нестандартные события в сфере современного искусства. Участники объединения первыми в регионе в 1993 году начали сотрудничать с зарубежными художниками, кураторами и заинтересовались способами формирования локального арт-рынка.
Экспозицию открывают два планшета из собрания ЕМИИ – документация перформанса «7 дней из жизни птиц» (1993), в которой нашел отражение симбиоз фотографии и текста. Представленные на выставке графические работы имели не только самостоятельный характер, но нередко являлись частью визуального решения перформансов (Виктор Давыдов. «Выставка для Ивана». 1994. Уральский музей молодежи; Анатолий Вяткин. «Музей». 1994. Екатеринбургский музей изобразительных искусств), служили своего рода дневником творческих поисков («Практики медитативной графики» Виктора Давыдова), основой для дальнейших формальных экспериментов в живописи (многочисленные абстракции Сергея Павлушина). Трех художников объединяет ироничное и дружеское отношение к себе и друг другу, что нашло яркое выражение в портретах и автопортретах, вошедших в экспозицию.
Все представленные работы были созданы в особой атмосфере Заречного, наложившей отпечаток на искусство молодых художников. В начале 1990-х годов культурная жизнь провинциального города концентрировалась во Дворце культуры «Ровесник», где работал оформителем один из участников объединения – Сергей Павлушин. Получив профессиональное образование на художественно-графическом факультете Нижнетагильского педагогического института, он переехал в 1987 году в Заречный, а затем стал одним из инициаторов создания галереи и коллектива «Атомная провинция». Его графические и живописные работы отличает конструктивность, структурность, многоплановость композиций, что не отменяет особого интереса к экспрессии и абстракции в духе «тагильской школы» (серия «Анна К.». 1995; серия «33». 1994). Павлушин, активно занимавшийся в те годы созданием произведений графики, увлек сотоварищей работой в этой области искусства и стал идейным вдохновителем и лидером объединения. Именно так начали складываться первые истории из жизни «Атомной провинции».
В отличие от выверенной, эстетизированной абстракции Сергея Павлушина, графика Виктора Давыдова отмечена более стихийным и хаотичным подходом. В середине 1990-х годов автор использует выразительные средства и приемы крайне аскетично. Он акцентирует внимание не столько на результате, сколько на процессе создания работы, в чем отчасти прослеживается перформативная составляющая. Значимое место на выставке «Из жизни “Атомной провинции”» занимает серия «Практика медитативной графики» (1994). Процесс ее создания продолжался около года: практически каждый день автор создавал по несколько листов, почти машинально воспроизводя тушью и кистью случайные, спонтанные формы. Серия насчитывала более трехсот работ, часть из которых сохранилась в личной коллекции Давыдова и впервые показывается зрителю.
Творчество третьего участника объединения – Анатолия Вяткина – представлено в экспозиции не только печатной, но и оригинальной графикой. Особое значение в его работах отводится линии, пятну и цвету: художник часто использует для создания изображения гуашь, тушь, цветные мелки и упрощает форму, делая акцент на цветовой экспрессии фигуративных композиций («Пионерлаг». 1990; «Головы». 1993). В печатной графике Вяткин больше тяготеет к абстрактной выразительности, сочетая нестандартный колористический подход и динамичные формы. Так, по его словам, серия «География» (1995) связана с детским увлечением геологией и восприятием особенностей местности Северного Казахстана, где он вырос. Композиции восходят к картографическому принципу плоскостного построения изображений, в которых соединяются знаки земли, небесных тел, человека и Вселенной в целом.
Несмотря на очевидные различия творческих подходов, создание малотиражной и оригинальной графики стало одним из объединяющих факторов для трех художников из Заречного во второй половине 1980-х – 1990-е годы. Наряду с перформативной практикой, к которой они обращались именно в группе, Павлушин, Давыдов и Вяткин последовательно уделяли внимание станковому искусству. Именно в графике они воплощали разное и остро индивидуальное понимание пластики, композиционного строя и метафорического художественного высказывания.
В последние годы в культурной среде Екатеринбурга возрос интерес к искусству 1990-х годов и творчеству «Атомной провинции» в частности. Прошлой осенью в Ельцин Центре состоялась архивная выставка «Давай построим лодку, вода придет потом» (2021, кураторы С. Усольцева и А. Литовских), посвященная деятельности этого объединения. В начале 2022 года графические работы Павлушина, Давыдова и Вяткина были представлены в Центре современной культуры УрФУ в рамках проекта «Атомная провинция: следы и отпечатки». Выставка, подготовленная ЕМИИ, продолжает знакомство зрителей с творческой деятельностью уральских художников и существенно расширяет представление об еще одной странице истории из жизни «Атомной провинции».
Дата: 18 августа 2022 - 16 октября 2022
Адрес: г. Екатеринбург, Воеводина, 5