НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка живописи Сергея Бархина «Люди и Герои» в Музейно-выставочном комплексе РАХ

c 17 августа по 4 сентября 2022Москва
Галерея искусств Зураба Церетели. Фасад здания
Российская академия художеств представляет выставочный проект «Люди и Герои», демонстрирующий творчество художника театра, графика и архитектора, Заслуженного деятеля искусств РФ и Народного художника России, академика РАХ Сергея Михайловича Бархина (1938-2020). Экспозицию составят более 20 живописных произведений, созданных мастером в последние годы.

В абсолютном большинстве мемориальные выставки, формирующие представление о наследии недавно ушедшего из жизни художника, строятся на важной по своей сути, но все-таки отвлеченной репрезентативной выборке вещей и свидетельств. Воплощенная в экспозиционной схеме произведений, их сюжетов, воспоминаний и ярких вех биографии, эта выборка, конечно, не лишена искажений и обертонов сложившейся точки зрения. Здесь я бы мог рассказать зрителю, каким запомнил Сергея Михайловича Бархина, как вслед за друзьями и родными, студентами, знакомыми и любителями театра, книжной графики и архитектуры, подпал под его обаяние, острый ум и импозантность, которые суммируются не нашей эпохой, а всем ХХ столетием и длящимся ХХI веком. Вместе с тем, Сергей Михайлович невероятно ценил станковую живопись за ее относительную независимость и свободу, но, по целому ряду причин, редко к ней обращался. Поэтому так важно показать его живописные работы, эту галерею образов, написанную в последние годы и впервые представленную широкой аудитории.

Название живописного цикла – «Люди и Герои» придумала и предложила сестра Сергея Михайловича – архитектор, художник по театральному костюму и издатель – Татьяна Михайловна Бархина. Стоит отметить, что название обладает ощутимой двойственностью. С одной стороны, есть очевидное, тривиальное различие: люди – это родные, друзья, учителя, все те, с кем Бархин, так или иначе, прожил жизнь единовременно, а герои – персонажи и исторические личности прошлого, притягивающие и интересующие художника. С другой стороны, и современники, и персонажи личной художественной мысли сосуществуют как будто в объеденном пространстве воображаемой архитектуры сцены, словно актеры спектакля, сумевшие преодолеть «четвертую стену». Действующей силой этого пространства, конечно, выступает цвет живописи: яростный, открытый, почти сводящий силуэт фигуры к декоративному изяществу контрастов, но, вместе с тем, суггестивный, вибрирующий в атмосфере постимпрессионистических экспериментов над собственной памятью.

Если попытаться разместить этот состав по мизансценам исключительно ради удобства, то выходит несколько групп. Первыми заступают поэты, писатели и музыканты, олицетворяющие через некогда найденное слово и тональность собственную образность. Николай Гумилев, словно сам Бархин, в красной феске, круглых очках, читает томик Лермонтова и обнаруживает себя в магическом мире ландшафтов колониальных марок, которые в детстве получил в подарок художник. Или Евгений Харитонов в жесте пантомимы оказывается в драматической ситуации постоянно смещающейся границы миров, построенных то на вынужденной мимикрии и конспирации, то на обмороке и головокружении, нарушающем целостность ощущения телесного естества. Надо сказать, что оторванность, инаковость, избираемые поэтами и музыкантами способы ускользания от нормализованных форм существования в обществе чрезвычайно интересуют Бархина. Так Артюр Рембо находит убежище в смертоносных озарениях «poésie», заключенных в африканском черном тотеме – провозвестнике Танатоса. Сергей Чудаков и Леонид Губанов испытывают драматургию слова собственной кожей, но если у одного – оболочка интеллектуальной дистанции и белоснежной улыбки, то у другого – тактильность оголенного нерва и невероятная грусть глаз. Андрей Тавмасян, будто «преследователь» Хулио Кортасара, охотится за временем и темпоральностью джаза, жаждет вырваться за пределы познаваемого музыкального звучания. В подобном поиске ответов, но уже в сфере политического действия, возникает фигура Эдуарда Лимонова, чье имя и фамилия игриво оплетены семантикой советской государственной символики и гранатами «лимонками».

Следом идет компания авантюристов: Дон Жуан, граф Калиостро и граф Сен-Жермен. Их антураж продиктован предлагаемыми обстоятельствами жизни, наполненной загадкой, тайной, слухами и домыслами. В этой недосказанности берет начало лирический субъект, которого Бархин ловит через высказывания, цитации и интертекстуальность литературного канона.

Совершенно иначе, в интимном повествовательном ритме проступают образы родных, близких и учителей: дедушка Г.Б. Бархин в облике царя Соломона, созидающий величественную многовековую архитектуру, отец М.Г. Бархин, только-только вернувшийся с работы в Военно-инженерной академии, няня Агриппина Михайловна Кузнецова – бабушка Груша, помещенная художником в уютную среду домашнего интерьера и учитель – архитектор Г.Я. Мовчан, окруженный треугольными шкалами, линейками и зависшим в воздухе великолепным томом с репродукциями Фернана Леже швейцарского издательства «Skira». Будто по завету Райнера Мария Рильке, Сергей Михайлович «бережно оберегает одиночество» любимых людей, помещая их в «инсайтную» композицию, где самобытность персонажей и вещей оказывается важнее общего строя изображения.

Разбавляют эту галерею портретов и живописных посвящений сюжетные картины, преломляющие воспоминания детства и юности художника, а также плоскостные, лишенные глубины натюрморты, выступающие творческим оммажем работам Давида Штеренберга. В этих работах предметы становятся образами мира сменяющихся эпох.

Каким бы мы не запомнили Сергея Михайловича Бархина, сколько бы мы не ценили личные воспоминания, не лелеяли палитру наших чувств и представлений, живопись художника, будучи наилучшим свидетельством и источником, расскажет и покажет куда больше.

Куратор выставки: искусствовед Александр Саленков.

Даты экспонирования: 17 августа – 4 сентября 2022 года.

Место экспонирования: Музейно-выставочный комплекс Российской академии художеств Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19).

www.museum.ru/N80690
Ваше мнение »»

»»Галерея искусств Зураба Церетели
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, д. 19
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", выход на Гоголевский бульвар, тролл. № 15, авт. №№ 5, 15 до ост. "Академия художеств"
Телефоны:(495) 637-4150
сайт:rah.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 27.07.2024  x    ?  


Выставка, посвященная 220-летию со дня рождения первого министра путей сообщения России

Первый Юсуповский фестиваль искусств в Архангельском

Фестиваль "Былинный остров" в крепости Орешек

Открытие новой экспозиции «Мотолегенды» в Музее Гаража особого назначения ФСО России на ВДНХ

"Шелест лепестков" - выставка китайской художницы Чжан Биюнь в Новосибирском художественном музее

Межмузейная выставка «Казачество» в Ростовском музее изобразительных искусств

Искусство китайской каллиграфии на Великом чайном пути: персональная выставка мастера Лю Хуншэна

Новаторская выставка «Весть» в корпусе Бенуа Русского музея

«Старообрядческая икона. Образ из древности». Выставка в Кировском областном краеведческом музее

Выставка «Юбилей. Технология и мифология круглых дат»

Фестиваль современного искусства «Тужи Арт» в Забайкальском крае

Выставка «Курс на Победу» в Музее Победы

Западноевропейский пейзаж XIX века из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина в Плёсском музее-заповеднике

История и традиции свадебного обряда. Выставка «Играем свадьбу» в Новосибирском краеведческом музее

Выставка «Золотное шитьё Карелии»

В РОСФОТО открыли «красную комнату»

Дар художницы Татьяны Парфеновой Псковскому музею

Выставка Василия Нестеренко «Мир и война» в Вятском художественном музее

Международный день тигра в Дарвиновском музее

Выставка «На страже Севера. Спасение деревянного зодчества»

XIX Васнецовский пленэр станет международным

Выставочный проект «Угол зрения» в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Поэзия Крымского побережья. Выставка Александра Максименко в Российской академии художеств

Выставка к 85-летию ВДНХ в Российской национальной библиотеке


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru