НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть 1

c 30 августа по 27 ноябряМосква
Нисимура Ёхэй (р. 1953). Словарь японского языка ''Кодзиэн''. 2021. Бумага, керамика, сожженная книга. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Габриэль Смит (1724-около 1783), по оригиналу Якопо Тинторетто (1518-1594). Слепой ведет незрячего. Вторая половина XVII века. Бумага, офорт, резец . ГМИИ им. А.С. Пушкина
Бартоломеус Холл (работал в конце XVI века). Витраж с изображением герба Ганса Гарфа. 1597 . Швейцария. Стекло цветное (окрашенное в массе), стекло бесцветное, стекло двуслойное, резьба, роспись витражными красками, серебряной протравой, шварцлотом, гриза
Цукиока Ёситоси (1839-1892) . Четыре струны луны. Сэмимару. Из серии ''Сто ликов луны''. 1891. Бумага, цветная ксилография . ГМИИ им. А.С. Пушкина
Ханс Хартунг (1904-1989) . HH T-1989-L27. 1989 . Холст, акрил. Галерея ILONA-K artspace, Москва
30 августа в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина откроется первая часть выставки «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие». Экспозиция, посвященная теме слепоты и методу редукции зрения в искусстве, включает работы Альбрехта Альтдорфера, Немесио Антунеса, Ханса Арпа, Цукиоки Ёситоси, Джованни Бенедетто Кастильоне, Клода Лоррена, Яна Ливенса, Александры Лукашевкер, Михаила Матюшина, Нисимуры Ёхэя, Пабло Пикассо, Рембрандта Харменса ван Рейна, Ханса Хартунга, Бартоломеуса Холла, Гюнтера Юккера и других авторов. На выставке можно будет увидеть произведения живописи, графики, скульптуры и мелкой пластики, керамические объекты и кабинетные витражи из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также из российских и зарубежных частных собраний. Многие из отобранных кураторами памятников редко покидают хранение, а некоторые из них будут показаны публике впервые.

Проект «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие» обращается к исторической антропологии чувств и феноменологии, чтобы поговорить о репрезентации зрения и слепоты, а также о включении разных сенсорных ощущений в художественный процесс. Выставка разделена на две части, первая из которых посвящена редукции зрения и осязательному взгляду, а вторая связана с вариативностью цветового восприятия и синестезией. Обе части выставочного проекта объединены в книжном издании «Котел алхимика», в котором произведения изобразительного искусства сопровождаются текстами О. Бальзака, Ж. Деррида, Х. Зедльмайра, С. Ванеяна, К. Вербеек и статьями исследователей, кураторов и хранителей Пушкинского музея.

В первой части проекта перед зрителем предстает галерея образов библейских и мифологических слепцов, среди которых «Самсон» Альбрехта Альтдорфера, «Слепой Товит» Рембрандта Харменса ван Рейна, «Гомер и муза Сапфо» Ангелики Кауфман, «Четыре струны луны. Сэмимару. Из серии “Сто ликов Луны”» Цукиоки Ёситоси и многие другие. Тема ослепления раскрывается в графических листах из Библии Лютера (XVI век) и в немецком кабинетном витраже (XIX век). Особого внимания заслуживают две трактовки знаменитой библейской притчи о слепцах, известной нам по картине Питера Брейгеля Старшего. На выставке этот сюжет о слепых, ведомых незрячим, представлен гравюрой Габриэля Смита, по рисунку Якопо Тинторетто, и эстампом из Библии Пискатора. Картина «голубого периода» Пабло Пикассо «Слепой еврей с мальчиком», программное произведение Хорста Янссена «На треть слепой» и другие произведения иллюстрируют развитие этой темы в искусстве XX века.

Параллельно выставка исследует концепцию «гаптического» и «оптического» взгляда в живописи, рисунке и скульптуре. Посетителю предлагается сфокусироваться на собственных зрительных ощущениях и сопоставить их с телесным, звуковым и тактильным восприятием. Так, керамические объекты японского художника Нисимуры Ёхэя, созданные специально для этой выставки, предназначены именно для осязательного восприятия. В мировой и российской практике опыт одновременного использования разных чувственных способов восприятия называют мультисенсорным. В этом случае вместо зрения в восприятии и создании произведения могут использоваться вкус, звук, прикосновение, ощущение собственного тела в пространстве и многие другие чувства.

Можно сказать, что тело зрителя становится котлом, в котором происходит алхимический процесс уникального прочтения произведения искусства, меняющийся в зависимости от индивидуальных когнитивных, вкусовых, телесных возможностей и ощущений. Помимо этой аллегории название выставки отсылает нас к работе Зигмара Польке «Котел алхимика» 1986 года, которая представляет собой опыт преодоления травмы тоталитаризма через протест против тоталитарности зрения.

Кроме того, большая часть экспозиции посвящена слепому рисованию, распространенному в начале XX века методу создания искусства. Для разговора о незрительных практиках в искусстве модернизма и современности было важно обратиться к произведениям немецких художников Ханса Хартунга (галерея ILONA – K Artspace, учредитель Илона Кесаева) и Гюнтера Юккера (коллекция Елены Куприной-Ляхович), московского художника-нонконформиста Иосифа Гинзбурга (коллекция Яна Гинзбурга) и к знаменитым графическим листам – иллюстрациям Пабло Пикассо к новелле О. Бальзака «Неведомый шедевр» (коллекция Бориса Фридмана). Экспозиция «Котел алхимика» в целом трактует слепоту как художественную метафору. Отправной точкой для этих поисков стал опыт арт-медиации для незрячих и слабовидящих посетителей Пушкинского в рамках программы «Доступный музей».

Евгения Киселёва-Аффлербах, куратор выставки, руководитель отдела междисциплинарных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Мультисенсорные эксперименты в области искусства становятся все более частыми участниками музейных экспозиций. Выставка “Котел алхимика” не претендует на полное раскрытие темы редукции зрения, являясь, скорее, собранием подходов и концепций, которое обусловлено видением кураторов и коллекцией Пушкинского музея. Нашей целью было передать бесконечную вариативность личностного восприятия прикосновения, света, звука, времени и визуального образа, что неотделимо от художественного содержания и смысла существования современного музея».

Музей выражает благодарность Нисимуре Ёхэю, Борису Фридману, Илоне Кесаевой, Екатерине Зинченко, Елене Куприной-Ляхович, Яну Гинзбургу и музею современного искусства «Гараж» за предоставление произведений на выставку.

Проект сопровождается обширной образовательной программой, которая включает в себя лекции, дискуссии, ольфакторные мастер-классы и телесно-ориентированную медиацию.

Кураторы: Евгения Киселёва-Аффлербах, Александра Данилова.

Даты проведения: 30 августа - 27 ноября 2022

Место проведения: Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков (Москва, Волхонка, 14)

www.museum.ru/N80610
Ваше мнение »»

»»Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков
Адрес:город Москва, Волхонка, 14
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая"
Телефоны:(495) 697-15-46, 609-95-20
сайт:pushkinmuseum.art/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 10.12.2022  x    ?  


Праздник «Международный день защиты прав животных» в Дарвиновском музее

Юбилейная неделя: Политехнический приглашает отметить 150-летие музея

Выставка "Святые целители. Святые воины" в Военно-медицинском музее

«Дом и семья. Картины мирной жизни» - выставка в Русском музее

Время собирать камни: к 20-летию возрождения Староладожского Никольского мужского монастыря

Выставка "Святитель Николай Чудотворец" в музее-заповеднике "Александровская слобода"

Стартовали три грантовых конкурса программы "Музей без границ" Фонда Потанина

Анималистика А.М. Белашова

Вечная борьба: изучаем природу вирусов на выставке в Дарвиновском музее

Дар музею-заповеднику "Царское Село"

Выставка "Гармония контрастов" в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике

Программа «Я и Россия связаны судьбой»

Костюмы и наряды Галины Улановой и Майи Плисецкой на выставке в Музее военной формы

Старт образовательных проектов в Восточном павильоне Михайловского замка

В Санкт-Петербурге создадут Ассоциацию Президентских библиотек

Евгений Родионов. Чудолесье

Научно-практическая конференция Политехнического музея «История науки и техники. Музейное дело»

В поисках народного искусства. Выставка "Якутская невеста" в музее-заповеднике "Царицыно"

Третьяковка в Самаре. Презентация арт-объекта Николая Полисского

Выставка «Святая Пятница» в Музее имени Андрея Рублева

День памяти Сергея Есенина в Константинове

Выставка «Ответвление» в Пушкинском музее

Программа мероприятий Музея Серебряного века – декабрь 2022

Рождество в дачном Царицыне

Новогодние каникулы в Константинове

Круглый стол «Круг Ахматовой»

Ополовников. Реставратор русского деревянного зодчества

Открытые мастер-классы по культуре русского письма в разные исторические периоды


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2022 Museum.ru