Музейный центр «Площадь Мира»
Рисунки Андрея Поздеева.
К 95-летию со дня рождения художника
Выставка, посвященная всем, но прежде всего красноярцам
Андрей Поздеев, красноярский художник, почитаемый и любимый земляками, большинству его поклонников известен как замечательный живописец, создатель неповторимой цветовой гаммы, выражающей и символизирующей, так думают многие, саму идею места – genius loc – надежду и витальную силу красноярской земли. Графические произведения, рисунки менее известны широкой публике, чем его картины и живопись. На этой выставке, вероятно, впервые происходит столь масштабный и обширный показ его наследия в этой области искусства.
Рисунок – фундаментальное начало творческого человека, да и вообще всего «человеческого вида». Нам всем присуще стремление видеть и понимать, что именно мы видим. В очень многих смыслах, то есть и тогда, когда смотрим на что-то, и когда что-то вспоминаем, и когда о чем-то мыслим. Это и есть исток рисования, потребность рисования. В этом процессе всегда присутствует некоторое усилие, порыв, пробуждение чувства, напряжение незримого, долгожданное и всегда неожиданное приобщение к ритму всеобщего движения, к чему-то неизвестному, открывающемуся подобно цветку, к гармонической стороне реальности.
Андрей Поздеев рисовал прекрасно. В разные времена по-разному, но всегда узнаваемо, увлечённо и очень свободно. Он отдал известную дань тематическим и графическим пристрастиям своего времени, но корни его интереса, азарт первооткрывателя, равнодушие к конъюнктуре и прежде всего мощная амплитуда выразительности, отимистический ветер красноярской вселенной, чьим порывам он вторил, его напор жизнелюбия – неповторимы и выводят его за черту типичных представителей чего бы то ни было...
На выставке много рисунков Красноярска и, пожалуй, это главная и характерная часть этой выставки. В самом художнике, если можно так выразиться, Красноярска было так много, что город непроизвольно выплеснулся от своего избытка на листы бумаги. Но что это за город? – промышленный и административный центр региона, провинциальный, лирический городишко в помеси деревянных домишек и купеческих особняков дореволюционного времени, сталинских «комодов» с высокими потолками и лепными карнизами, унылыми хрущевскими пятиэтажками, закопченными трубами кочегарок и заводов, это город несчастного, заброшенного, обескураженного человека?
Не совсем так, или совсем не так – художник выше этого, и в прямом и в переносном смысле, – он видит горы, великую мощь Енисея, его точка зрения где-то наверху, она в полёте, в движении, она раскрепощена во времени, она в том откровенном опьяняющем мгновении, когда всё преодолено, когда и прошлое и будущее являют себя с одинаковой силой. Рисунки и акварели этого ряда отнюдь не фантазийны, они сполна натурны и, не являясь скучными штудиями каких либо отдельных аспектов, они достоверно передают общее и главное, отражают архитектурные, пространственные, предметные, погодные и прочие приметы мотива. Красноярск в этом виде хорош, нарисованный, импровизированный, он вызывает восхищение, он яркий, порывистый, внезапный, свежий, может быть оттого он так очевиден и узнаваем, что именно таковым мы и хотим увидеть его однажды.
Куратор экспозиции Виктор Сачивко
28 декабря 2021 - 27 февраля 2022