Музейный центр «Площадь Мира»
16 июля 2021 - 31 октября 2021
Инсталляция «На выход» дополняет XIV Красноярскую музейную биеннале «Зеркальные нейроны».
На главном входе в музей располагается небольшой «выход» в таинственный зеркальный мир. Сразу за наружной дверью в тамбуре на подоконник бывшей кассы вышли маленькие «невеселые» человечки женского рода. Большинство – «повидавшие виды тетки» в телогрейках. Хотя есть и цивильные барышни. А одна девушка в черном платье умеет левитировать.
Расписные фанерные фигурки – излюбленные персонажи художника Александра Шишкина-Хокусая, который с равным успехом занимается театральной сценографией и графической скульптурой. В его творческом багаже как «Золотые маски» за оформление спектаклей в Петербурге, так и выставка в национальном павильоне России на Венецианской биеннале.
Этот переход работает в обе стороны: мы, существа другого измерения, тоже способны войти в «город маленьких женщин». Через зеркальный задник всякий заглядывающий в окно может затесаться в ряды непредвиденного множества. При этом мы еще и «размножимся». А если посмотреть внутри комнатки по сторонам, обнаружим, что шеренга уходит в бесконечность застенка.
Комиссар биеннале Сергей Ковалевский: «Очевидно, так лейбницевско-андерсеновский «малый мира добра» настойчиво и неуклонно пробивает проходы в толстых стенах музея. И эти послевоенные дюймовочки в скромных одеждах что-то знают про бессмертие. И, кажется, смотрят с надеждой.
Зеркальный перенос больших тел в сообщество маленьких обещает новую встречу с надеждой. И, наверное, к воспарившей над группкой встречающих девушке можно обратиться словами из песенки Окуджавы: “Ты наша сестра, мы твои молчаливые братья \ И трудно поверить, что жизнь коротка”, “Всё то же на ней из поплина счастливое платье”».
Это второй за 2021 год портал в музее – двойник «на Площади Мира». Первый образовался в недрах музея на входе в галерею Глубокий тыл – выставку «Этот день мы приближали…». Инсталляция «Песня о победе», основанная на перформансе исландского художника Рагнара Кьяртанссона, исполняет бесконечный меланхолический гимн победы счастья над горем (и наоборот).