В Волгоградском музее изобразительных искусств им. И.И. Машкова открыта выставка «СВИДЕТЕЛЬ» (Из истории Сталинградского Драматического театра им. М. Горького) .
Главным героем художественно-документальной выставки является Здание Драматического театра, прописанного сегодня по адресу: Волгоград, ул. Мира, 5. Произведения сталинградских художников, свидетелей времени - живописцев, графиков и скульпторов, выстроены в экспозиции с точки зрения этого 100-летнего Призрака Драмы.
На выставке демонстрируется инсталляция «Разрушение классики», своим символическим строем призванная передать дух варварского и беспощадного разрушения красоты; метафизическое ее значение - поругание духовности.
Особый род свидетельств представляет на выставке мультимедийная композиция, состоящая из видеофайлов, скриншотов игровых художественных и документальных фильмов, воссоздающих образ Сталинградского Драмтеатра 1920-х - начала 1960-х гг. Это кадры из фильмов «Сталинград» (2013), «Надежда» (1954), «Девичья весна» (1960), «Переходный возраст» (1967), «Железное поле» (1986), «Клятва» (1944); документальных лент «Сталинград» (1943), «Возрождение Сталинграда» (1944). Архивные фотографии сцен из спектаклей театра, портреты замечательных актеров: К.Синицына, Е.Мязиной, В.Акимова, И.Смоктуновского, И.Лапикова, Т.Дорониной и других, любезно предоставленных Государственным Архивом Волгоградской области, также вплетены в ткань повествования.
Константой центра города с 1914 года стал этот Дом - место обитания классов Сталинградского художественного техникума, выставок изобразительных искусств, главной городской библиотеки города, военного госпиталя, торжественных партийных собраний и пленумов, напряженной артистической жизни и ночных клубов нового времени. Причесанный по моде эпохи модерн, прокуренный участниками съездов рабочих и крестьянских депутатов, помнящий шаги Сталина, бодрый смех Ворошилова, основательную поступь Чуянова, проклятия Смоктуновского и слезы на похоронах Покровского. Театр изо всех сил старался быть полезным городу и людям. Менялись времена и нравы. Входы и выходы. Краеугольный камень фундамента выдержал все.
Основная сцена Царицына, предназначенная, прежде всего для гастрольных антреприз, с 1918 года стала законными подмостками Драматического театра. Его тогдашнее лицо неясно, оно зыбко и зябко в своей очевидной неустроенности. Но долетела до нашего времени фотография, где в левом фойе театра запечатлена труппа сезона 1928-1929 с молодой, модной, печальноокой Ф.Г.Раневской. Стационарные труппы появляются в советском театре с 1934 года. Внятная, подтвержденная документами история бытования Драмтеатра в Сталинграде, начинается с 1939 года.
23 августа 1942 года Театр стал свидетелем адской бомбардировки. Немногочисленные воспоминания очевидцев говорят о том, что труппа была застигнута врасплох. Все, кто был в этот ранний вечер в театре, разными путями пробирались по горящему городу в поисках спасения. После эвакуации в Сызрань, Драмтеатр им.М.Горького вернулся в Сталинград в августе 1943. До ноября 1945 работал в Бекетовке. Затем - 7 лет в здании, которое называли Дворцом физкультурников (ныне Музыкальный театр, памятный сталинградцам под именем Музкомедия). Первое общественное здание, отстроенное после войны в центре города, открылось спектаклем Драмтеатра под символическим названием «Сотворение мира» по пьесе Н.Ф.Погодина.
Десять лет спустя после памятных событий 1942 года, в 1952 г., Сталинградской Драматический театр торжественно воцарился на главной площади города, Площади Павших борцов, 1. При главных режиссерах В.А.Иванове (1945-1950), Ф.Е.Шишигине (1950-1956), Н.А.Покровском (1956-1961) Театр приобрел всесоюзную славу со спектаклями «Грозное оружие» (о трудном последнем периоде жизни В.В.Маяковского), «Большой шаг» (о строительстве Волго-Донского канала), «Бег» (первая в мире постановка произведения М.Булгакова). Столичные гастроли, присвоение Сталинской премии спектаклю «Совесть», первые в истории советского драматического театра пьесы, посвященных событиям Сталинградской битвы : «Лодочница» Н.Погодина, трилогия Ю.Чепурина о сталинградцах («Сталинградцы», 1944; «Последние рубежи», 1948; «Совесть», 1950), наконец, великолепное сценическое воплощение русской и зарубежной классики, пьес А.П.Чехова, А.М.Горького, И.С.Тургенева, У.Шекспира, П.Кальдерона, - вывели Театр на всесоюзный уровень признания. Репертуарная афиша Сталинградского Драматического театра откликается на требования современности пьесами «местных авторов», в которых обсуждалось послевоенное строительство в городе, семейные драмы сталинградцев, рассказывалось о проблемах строительства Волго-Донского канала, освоении целины, всех знаковых событиях времени. В год своего 70-летия, которое ознаменовалось присвоением театру Ордена «Знак Почета», Волгоградский Драматический театр им.М.Горького был ликвидирован.
Для того, чтобы погрузиться в атмосферу художественно-документальной выставки, каждому из посетителей надо «войти в предлагаемые обстоятельства». Сфокусировать свое видение с точки зрения Здания Драматического театра. Вот Театр наблюдает с высоты своих ступеней «Бой на площади» Ю.Галькова; «ясновидит» огромную братскую могилу в центре этой площади, с вознесшимися над нею ангелами, фантом «Детского фонтана» на изрытом избитом пространстве между Театром и Универмагом в картинах В.Коваленко; траншеи, вырытые на рубеже обороны и послевоенное строительство города; салюты над площадью Павших борцов в изысканно-кровавой графике А.Николаева; Театр в ярком послевоенном солнечном свете в произведениях Г.Печенникова и П.Гречкина. Руками любовно оглаживают молодые штукатуры театральные колонны. А вот Театр смотрит на Главпочтамт и акварель расплывается перед его глазами, кажется, полными слез. Архитектор, создавший здание Главпочтамта, Е.Левитан в 1961 году оформил единственный в своей практике спектакль «В добрый час» по пьесе В.Розова. Знаменитые театральные художники Сталинграда – Николай Николаевич Медовщиков и Федор Максимович Красин внесли свою лепту в театральную историю города.
Такой Театр в контексте времени и места увидели глаза художников, писавших его, начиная от послевоенных Сороковых до Девяностых годов ХХ века: Геннадий Печенников, Павел Гречкин, Виктор Лосев, Федор Суханов, Виктор Коваленко, Юрий Гальков, Алексей Бородин. Их портреты и автопортреты следят за нами и сегодня, цепляют своим выражением глаз, они видели ЭТО. Сумели запечатлеть, поделиться с нами своим знанием… предостеречь?