Выставка «Земля взаймы» – это работы 5 современных художников представителей коренного населения Америки. Работы выполнены в разных техниках (фотографии, коллажи, графика), но объединены общей темой – связь человека с землей, на которой он живет, и ответственность за сохранение природы. Выставку представляют Музейный центр «Площадь Мира» и Генеральное консульство США (Екатеринбург).
Куратор художественного проекта – Сьюзан Фрик, доктор наук, профессор факультета истории искусств Университета искусства и дизайна в Санта-Фе (США). Ранее она курировала выставки «Сны осьминога», «На наш взгляд», «Сплетенные вместе», успешно представленные в нескольких городах России.
Работы Уилла Уилсона (Will Wilson, представитель народа Навахо) находятся в коллекции Национальной портретной галереи (Вашингтон, США), а в 1997 году его иллюстрация попала на обложку альбома Майкла Джексона «Blood on the Dance Floor». Серия «Аутоиммунный ответ (AIR)» – это вымышленный фоторепортаж про единственного выжившего после ядерной катастрофы человека. Главный герой, которого играет художник, бродит в одиночестве по постапокалиптическому миру в поисках еды и приюта. Решение своих проблем он находит в обычаях коренного населения Америки.
Зои Марие Урнесс (Zoe Marieh Urness, представительница народов Аляскинские Тлин-гиты и Чероки) активно выставляется на фестивалях и в галереях в США. В 2017 году журнал World Literature Today номинировал одну из ее работ, представленных на выставке, на Пулицеровскую премию. Панорамные фотографии с оттенками сепии создают ощущение величия не только природы, но и культуры. Снимая коренных жителей Америки в церемониальных костюмах в открытых природных пространствах, художник показывает тесную связь между культурой и местом.
Работы Присциллы Тэчени (Priscilla Tacheney, представительница народа Динета / Навахо) завоевали многочисленные награды на выставках и конкурсах фотографии в США. Она делится богатым культурным прошлым и красотой своего со всем миром. Каждая ее работа объединяет в себе несколько фотографий, что вносит большедетальности, глубины и объема и придает изображениям концептуальный, сюрреалистический вид. Она черпает вдохновение в эпосе Навахо о сотворении мира, путешествуя по Юго-Западу США и соединяя Мать Землю и Отца Небо в своих пейзажах.
Элайза Наранхо Морз (Eliza Naranjo Morse, представительница народа Пуэбло) внимательно выбирает музеи, галереи и биеннале, где выставляются ее работы, соглашаясь сотрудничать лишь с «этичными», как говорит она сама, институциями. Соединяя офорты, гравюры и трафареты с графикой, она рассматривает сложные отношения между людьми и природой, землей и культурой, искусством и работой. Строя дом своими руками в поселении Санта Клара Пуэбло, где жили многие поколения ее семьи, самостоятельно выращивая продукты питания и участвуя в традиционных церемониях, она заботится о продолжении естественных жизненных циклов.
Сонни Ассу (Sonny Assu, представитель народа Кваквакэвакв / Kwakwaka’wakw Liwilda’xw) использует широкий спектр художественных средств, в том числе, живопись, скульптуру, фотографию, цифровое искусство и печать. Его произведения представлены в Национальной галерее Канады, Художественном музее Сиэттла и в других музеях и галереях США и Канады. В своих работах он использует традиционное искусство народа Кваквакэвакв, стремясь глубже понять историю своей семьи, а также собственный опыт как представителя коренного населения.
Информация
12 декабря 2019 – 23 февраля 2020
Вход по билетам в музей (250 рублей, льготный 150)